Решение суда об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд города Москвы № 02-8184/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 октября 2016 г. Никулинский районный суд г. Москвы, в составе судьи Кузнецовой Е.А., при секретаре *** В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское

дело № 2-8184/16 по иску Департамента городского

имущества г. Москвы к *** об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд города Москвы,

УСТАНОВИЛ:

Истец ДГИ г.Москвы обратился в суд с иском к ответчику *** об изъятии для государственных нужд гаражного бокса № *** с кадастровым номером *** площадью ***кв.м, имеющий адресный ориентир: ***, принадлежащего ответчику на праве собственности и земельного участка с кадастровым номером *** с адресным ориентиром: *** (принадлежащий на праве долгосрочной аренды *** (с учетом размера обязательства по договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 20.02.2012 № М-07-036768; *** кв.м), на условиях соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд г.Москвы, установив сумму выкупа в соответствии с отчетом об оценке гаражного бокса в размере *** рублей, мотивируя свои требования тем, что Департаментом городского имущества г. Москвы *** г. издано Распоряжение № *** «Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества по адресу: *** для целей строительства Калиниско-Солнцевской линии метрополитена от станции метро «Раменки» до станции метро «Рассказовска» (Западный административный округ г. Москвы). В адрес ответчика направлено соглашение о выкупной цене имущества в размере *** рублей за гаражный бокс и других условиях выкупа с приложением отчета об оценке изымаемого имущества. Срок заключения соглашения истек, ответчик его не подписал, в связи с чем, истец обратился в суд с настоящим иском.

Представитель истца в судебное заседание явился, доводы, изложенные в исковом заявлении поддержал, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме, в качестве представителя третьего лица Правительство Москвы, также полагал, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

Ответчик в судебное заседание явился, исковые требования в части изъятия имущества признал, с условиями изъятия и определением суммы выкупной цены не согласился, поскольку полагает, что выкупная стоимость представленная истцом значительно занижена, поскольку кадастровая стоимость объекта составляет ***. Также пояснил, что решением Тверского районного суда г. Москвы в удовлетворении исковых требований *** об оспаривании размера выкупной цены, определенной на основании отчета ООО «***» от *** г. № ***, отказано, однако решение суда в законную силу не вступило - подана апелляционная жалоба. (вышеуказанное решение суду не представлено.) Представитель третьего лица ГУП «***» в судебное заседание явился, полагал, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

Представитель третьего лица АО «***» в судебное заседание явился, также полагал, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

Представитель третьего лица – *** в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил письменные пояснения по существу спора, согласно которым полагал, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению, ходатайствовал о рассмотрении настоящего гражданского дела в отсутствии представителя.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему: В соответствии со ст. 239 ГК РФ в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279 - 282 и 284 - 286 Гражданского кодекса РФ.

Согласно ст. 239.2 ГК РФ отчуждение зданий, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В случае, если лицу, которому земельный участок, подлежащий изъятию для государственных или муниципальных нужд, принадлежит на ином праве, то принадлежащие ему на праве собственности и расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, отчуждаются в соответствии со ст. 239.2 ГК РФ одновременно с изъятием земельного участка по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст.279 ГК РФ).

В силу п. 1 ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.

В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии со ст. 17 ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд, отчуждение объектов недвижимого имущества, прекращение и переход прав на них, установление сервитута и иные отношения, которые возникают в связи с размещением объектов и к которым применяются положения Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 43-ФЗ (в редакции от 23.06.2014 г.) "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что указанный закон регулирует отношения, возникающие в связи с присоединением с 01 июля 2012 г. к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий.

Порядок изъятия недвижимого имущества предусмотрен статьей 10 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 43-ФЗ (в редакции от 23.06.2014 г.) "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии со ст. 10 вышеназванного Закона, (п.1) изъятие недвижимого имущества осуществляется путем его выкупа в случае, если изымаемое недвижимое имущество принадлежит правообладателю на праве собственности, или путем прекращения прав на это имущество и возмещения убытков в случае, если изымаемое недвижимое имущество принадлежит правообладателю на ином праве. Собственнику или правообладателю недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проект соглашения с приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) расчетов убытков, причиняемых в связи с изъятием недвижимого имущества (далее - соглашение об изъятии недвижимого имущества), направляется заказным письмом с уведомлением о вручении (п. 2). Соглашение об изъятии недвижимого имущества должно содержать условия его изъятия, включающие в себя цену изымаемого недвижимого имущества, порядок и сроки прекращения владения данным имуществом, цену и описание недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества, порядок, сроки передачи данного имущества (в случае его предоставления) и другие значимые обстоятельства. Собственник или правообладатель недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе представить в орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, свои предложения к проекту соглашения об изъятии недвижимого имущества, в том числе предложения об изменении рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) размера убытков, причиняемых таким изъятием. К предложениям об увеличении рыночной стоимости недвижимого имущества и (или) размера убытков, причиняемых изъятием недвижимого имущества, должны быть приложены обосновывающие это увеличение документы. В случае признания указанных предложений обоснованными орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, дорабатывает проект соглашения об изъятии недвижимого имущества и направляет этот проект правообладателю изымаемого недвижимого имущества (п. 3). В случае, если в течение трех месяцев со дня направления проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества указанное соглашение не заключено, орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, вправе обратиться в суд с заявлением о принудительном изъятии такого имущества (п. 4).

Принудительное прекращение прав на изымаемое недвижимое имущество допускается только на основании решения суда и после возмещения рыночной стоимости изъятого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных его изъятием (п. 5). Проект соглашения об изъятии недвижимого имущества может быть направлен правообладателю изымаемого недвижимого имущества не ранее чем через два месяца со дня принятия решения об изъятии недвижимого имущества (п. 8). Иск об изъятии недвижимого имущества может быть предъявлен в суд в течение трех лет со дня принятия решения об изъятии недвижимого имущества (п. 9). В случае принудительного изъятия недвижимого имущества условия такого изъятия определяются судом. При этом размер возмещения стоимости изымаемого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков определяется на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленного оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества. В данном отчете должны быть указаны все убытки, причиненные таким изъятием и подлежащие возмещению (п. 10). На основании судебного акта о принудительном изъятии недвижимого имущества орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, обеспечивает перечисление денежных средств в размере, определенном на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных таким изъятием, на расчетный счет, указанный лицом, у которого изымается недвижимое имущество, или в случае, если реквизиты этого расчетного счета не указаны, обеспечивает внесение денежных средств в депозит нотариуса по месту нахождения изымаемого недвижимого имущества при условии, что иное не предусмотрено судебным актом о принудительном изъятии недвижимого имущества. Орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, вправе обеспечить внесение денежных средств в размере, определенном на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных таким изъятием, в депозит нотариуса по месту нахождения изымаемого недвижимого имущества до обращения в суд с заявлением о принудительном изъятии недвижимого имущества или в ходе рассмотрения судом заявления о принудительном изъятии недвижимого имущества (п. 11).

Согласно ст. 281 ГК РФ За земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством. В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

В силу ст. 282 ГК РФ Если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.

Таким образом, указанные нормы прямо регулируют выкуп земельного участка и недвижимого имущества у собственника либо изъятие земельного участка и недвижимого имущества у обладателя иного вещного права. При этом правообладатель имеет право на компенсацию, размер которой в случае спора определяется судом.

Как установлено в судебном заседании согласно постановлениям Правительства Москвы от 11.10.2016 № 665-ПП «Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2016-2019 годы» и от 02.09.2011 № 408-ПП «Об утверждении государственной программы города Москвы «Развитие транспортной системы на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года» предусмотрено строительство объекта городского заказа «Калининско-Солнцевская линия метрополитена от станции метро «Раменки» до станции метро «Рассказовка».

Проект планировки территории утвержден постановлением Правительства Москвы от 07.10.2014 № 578-ПП «Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта - участка Калининско-Солнцевской линии метрополитена от проектируемой станции «Раменки» до проектируемой станции «Рассказовка» с электро депо». На проектную документацию по указанному объекту капитального строительства получено положительное заключение Государственного автономного учреждения города Москвы «Московская государственная экспертиза» от 25.03.2016 № 1387-16/МГЭ/4144-2/2 (№ по реестру 77-1-1-3- 1376-16), от 25.03.2016 № 1401- 16/МГЭ/4282-2/2 (№ по реестру 1-1-0063-16).

Во исполнение Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и постановления Правительства Москвы от 25.02.2014 № 77-ПП «О порядке взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение строительства объектов капитального строительства в рамках реализации Адресной инвестиционной программы города Москвы», Департаментом городского имущества города Москвы 28.07.2015 обеспечено опубликование сообщения в СМИ о предстоящем изъятии объектов недвижимого имущества в целях строительства вышеуказанного объекта («Вестник Мэра и Правительства Москвы» Спецвыпуск № 30 от 28.07.2015).

Департаментом городского имущества города Москвы было издано распоряжение от 20.02.2016 № 3225 «Об изъятии для государственных нужд земельного участка с расположенными на нем объектами недвижимого имущества по адресу: ***, для целей строительства Калининско-Солнцевской линии метрополитена от станции метро «Раменки» до станции метро «Рассказовка» (Западный административный округ).

Согласно вышеуказанному Распоряжению, изъятию для государственных нужд города Москвы подлежит земельный участок с кадастровым номером *** общей площадью *** кв.м, с адресным ориентиром: *** В судебном заседании установлено, что *** является собственником объекта недвижимого имущества гаражного бокса № *** площадью ***кв.м., кадастровый номер *** с адресным ориентиром: ***, расположенный на земельном участке с кадастровым номером *** с адресным ориентиром: ***принадлежащий на праве долгосрочной аренды правообладателю (с учетом размера обязательства по договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 20.02.2012 № М-07-036768; *** кв.м).

В адрес ответчика направлено соглашение о выкупной цене имущества в размере *** рублей (определенной на основании отчета ООО «***» от *** г. № ***), и других условиях выкупа с приложением отчета об оценке изымаемого имущества. Срок заключения соглашения истек, ответчик его не подписал в связи с несогласием размера выкупной цены.

При таких обстоятельствах, исковые требования об изъятии принадлежащих ответчику объектов недвижимого имущества для государственных нужд в собственность г.Москвы, по мнению суда, обоснованны и подлежат удовлетворению.

При этом, несогласие правообладателя с размером выкупной цены не препятствует принятию решения об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд.

Доводы ответчика о том, что расчет выкупной цены, определенный на основании отчета ООО «***» от *** г. № *** является заниженным, поскольку согласно кадастровой справки кадастровая стоимость объекта составляет ***, не могут быть признаны судом состоятельными.

Так, согласно п. 4 ст. 57 ЗК РФ, при расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Аналогичное положение содержится в Постановлении Правительства Москвы от 25.02.2014 г. N 77-ПП «О порядке взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение строительства в рамках реализации адресной инвестиционной программы города Москвы», согласно которому заказчик обеспечивает проведение оценки подлежащих изъятию земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества с определением их стоимости и (или) причиняемых изъятием убытков на день, предшествующий принятию решения об утверждении проекта планировки территории.

При таких обстоятельствах, оснований не доверять отчету ООО «***» от *** г. № ***, которым определена рыночная стоимость объектов оценки и расчет величины убытков в размере *** рублей, соответствует предъявляемым законом требованиям.

Доводы ответчика о том, что решение Тверского районного суда г. Москвы, которым в удовлетворении исковых требований *** об оспаривании размера выкупной цены отказано, в законную силу не вступило в связи с подачей апелляционной жалобы не имеют правового значения для рассмотрения настоящего гражданского дела, поскольку в соответствии с ч. 12 ст. 10 Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 05.04.2013 N 43-ФЗ Наличие судебного спора о размере подлежащих возмещению стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных изъятием недвижимого имущества, не является препятствием для принятия судебного акта о принудительном изъятии недвижимого имущества, а также для осуществления на основании вступившего в законную силу указанного судебного акта соответствующих выплат или иного возмещения и государственной регистрации перехода, прекращения прав и обременений на изымаемое недвижимое имущество.

Согласно ч. 14 ст. 10 Закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ Права на изымаемое недвижимое имущество прекращаются только после возмещения стоимости изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных таким изъятием, в том числе путем внесения денежных средств в депозит нотариуса в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Права на изымаемое недвижимое имущество прекращаются с момента государственной регистрации перехода, прекращения прав на изымаемое недвижимое имущество, если законодательством Российской Федерации, соглашением об изъятии недвижимого имущества или судебным актом о принудительном изъятии недвижимого имущества не установлено иное.

В соответствии с п.п. 15, 18 вышеуказанного Закона В случае, если изымаемое недвижимое имущество, находящееся в частной собственности, обременено правами третьих лиц, в том числе договором аренды, указанные права прекращаются одновременно с прекращением права собственности на изымаемое недвижимое имущество. При переходе к Российской Федерации или субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве права собственности на объекты недвижимого имущества в связи с их изъятием обременения указанных объектов (залог, аренда, право безвозмездного пользования и другое) не сохраняются В соответствии с п. 13 ст. 10 вышеуказанного Закона от 05.04.2013 N 43- ФЗ вступивший в законную силу судебный акт о принудительном изъятии недвижимого имущества является основанием для прекращения и возникновения прав на изымаемое недвижимое имущество, регистрации перехода прав на изымаемое недвижимое имущество и выплат соответствующего возмещения, включающего в себя, в частности, убытки, подлежащие возмещению и определенные на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленного оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества. При этом заключение каких-либо соглашений не требуется.

Также, в соответствии с ч. 10 ст. 10 Закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ в случае принудительного изъятия недвижимого имущества условия такого изъятия определяются судом.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению по вышеизложенным основаниям.

При вынесении решения суд учитывает, что истец при подаче искового заявления в суд в соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, и в силу ст. 103 ГПК РФ приходит к выводу о взыскании с ответчика государственной пошлины в размере *** рублей в бюджет г. Москвы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.239,239.2, 279, 281, 282 ГК РФ, ст.ст.56, 103, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Изъять для государственных нужд гаражный бокс № *** с кадастровым номером *** площадью ***кв.м, имеющий адресный ориентир: ***, принадлежащий на праве собственности ***и земельный участок с кадастровым номером *** с адресным ориентиром: г*** принадлежащий на праве долгосрочной аренды *** (с учетом размера обязательства по договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 20.02.2012 № М-07-036768; *** кв.м) на условиях соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд города Москвы направленного ответчику письмом от *** г. № ***.

Установить сумму возмещения в соответствии с отчетом об оценке от *** № ***, выполненным независимой оценочной организацией ООО «***» в размере *** рублей.

Установить следующие условия возмещения: Возмещение стоимости изымаемого имущества выплачивается АО «***» из средств бюджета города Москвы, предоставленных *** ГУП «***», путем перечисления на счет Правообладателя, в течение 15 календарных дней с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу. Датой оплаты возмещения стоимости изымаемого имущества и причиненных таким изъятием убытков считается дата списания денежных средств со счета АО «***».

Правообладатель обязан освободить гараж-бокс от собственного имущества и имущества третьих лиц в течение 3 календарных дней с даты оплаты денежной компенсации, обеспечить доступ ГУП «***», АО ***» и/или подрядной организации к Гаражному боксу № *** для проведения строительно- монтажных работ. ***, ГУП «***», АО «***» не несут юридической ответственности за оставленное Правообладателем собственное имущество и имущество третьих лиц.

Взыскать с *** государственную пошлину в размере *** рублей в бюджет г Москвы.

Решение суда является основанием для прекращения права собственности *** на гаражный бокс № *** расположенный по адресу *** и возникновения права собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы на гаражный бокс № ***расположенный по адресу *** Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:.


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЮ:

Решение суда об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд города Москвы

Истец ДГИ г.Москвы обратился в суд с иском к ответчику *** об изъятии для государственных нужд гаражного бокса № *** с кадастровым номером *** площадью ***кв.м, имеющий адресный ориентир: ***, принадлежащего ответчику на праве собственности и земе...

Решение суда об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд города Москвы

Истец ДГИ г. Москвы обратился в суд с иском к ответчикам *** об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд города Москвы, мотивируя свои требования тем, что ответчикам на праве общей долевой собственности (***. 3\4 доли, ***. 1\4 доли)...




© 2019 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru