Решение суда о возмещении вреда № 02-0187/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 января 2016 года

Преображенский районный суд города Москвы в составе председательствующего федерального судьи Трофимовича К.Ю.,

При секретаре Шлыковой И.М.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Министерства экологии и природопользования Московской области к ООО «» о возмещении вреда, суд

УСТАНОВИЛ:

Истец Министерство экологии и природопользования Московской области обратился в суд с иском к ООО «» о возмещении вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, мотивируя исковые требования тем, что ответчик ООО «» пользуется на основании договоров аренды двумя земельными участками, расположенными по адресу:: земельным участком площадью 13000 кв.м. с кадастровым номером; земельным участком площадью . с кадастровым номером. Пользуясь этими земельными участками на основании договоров аренды, ответчик осуществлял деятельность по эксплуатации полигона ТБО «» (размещение ТБО). За время эксплуатации полигона со стороны ответчика имели место неоднократные нарушения природоохранного законодательства, которые в итоге повлекли причинение вреда окружающей среды. Имея разрешительную документацию на деятельность по размещению отходов I-IV класса опасности на земельном участке №2 площадью ., ответчик в нарушение действующего законодательства осуществлял эту деятельность также и на земельном участке №1 площадью ., (без лицензии и установленных лимитов), а также и за пределами этих двух земельных участков - на территории земельного участка площадью ., относящегося к лесному фонду. Осуществляя деятельность на земельном участке №2 (площадью .) ответчик размещал отходы с нарушением норм природоохранного законодательства. Решением Арбитражного суда Московской области от года ответчик был привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 14.1. Ко АП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) виде штрафа в размере рублей. Материалами административного дела было установлено имеющее место со стороны ответчика несанкционированное размещение отходов производства и потребления, размещение которых на данном полигоне не должно было осуществляться. 02 июля 2013 года ответчик был привлечен Министерством экологии и природопользования Московской области к административной ответственности по статье 8.1 Ко АП РФ в виде штрафа в размере рублей за несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства. Материалами данного административного дела зафиксирован факт размещения ответчиком отходов как на территории земельного участка №1, так и на территории земельного участка №2, а также факт повсеместного выхода фильтрата за территорию данных земельных участков, т.е. на земельный участок №3, относящийся к лесному фонду. Кроме того, 28 мая 2014 года ответчик был привлечен Министерством экологии и природопользования Московской области к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Ко АП РФ в виде штрафа в размере рублей за порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. Материалами данного административного дела было установлено, что осуществляя деятельность по размещению отходов на земельном участке №2, ответчик незаконно (без лицензии, установленных лимитов) использовал для этих целей также смежный земельный участок площадью ., с кадастровым номером, а также допустил размещение отходов, розлив фильтрата на прилегающую к этим земельным участкам территорию - земельный участок №3, площадью ., относящийся к землям лесного фонда. Вышеуказанное постановление о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды ответчиком не обжаловалось, вступило в законную силу, штраф в вышеуказанном размере Обществом был оплачен 24.06.2014 года. В соответствии с экспертным заключением № о результатах оказанных услуг по маркшейдерскому обеспечению мероприятий по государственному геологическому надзору и охране недр, утвержденному Генеральным директором ООО «» А.З. Р от 14.05.2014 года, установлено, что общая площадь полигона ТБО составляет . Экспертным заключением определен также общий объем складированных твердых бытовых отходов, который составляет , в том числе по участкам: участок №1 - , участок №2 - , участок №3 - Согласно расчету размер вреда, причиненный почвам на земельном участке №1 с кадастровым номером и площадью 13000 кв.м., расположенном по адресу:, составляет рублей; размер вреда, причиненный почвам на земельном участке №2 с кадастровым номером и площадью ., расположенном по адресу:, составляет рублей. Общая сумма вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды на земельном участке №1 и на земельном участке №2 составляет рублей, которые подлежат взысканию с ответчика ООО «». Учитывая вышеизложенное, истец просил суд вышеуказанные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель истца Министерства экологии и природопользования Московской области в судебное заседание явился, иск поддержал.

Представитель ООО «» в судебное заседание не явился, неоднократно извещался надлежащим образом по месту регистрации юридического лица, возражений суду не представил, фактическое местонахождение ответчика неизвестно, суд считает возможным на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотреть гражданское дело в отсутствии представителя ответчика.

Кроме того, в соответствии со ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Исходя из ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Судебные извещения не были вручены ответчику в связи с неявкой ответчика за их получением и возвращены в суд с отметками почты на конвертах : « По истечении срока хранения». Действия ответчика суд расценивает как уклонение от получения судебных извещений. Данная позиция подтверждена судебной практикой Московского городского суда (апелляционное определение от 06 августа 2013 года по делу № 11-25293, определение от 09 апреля 2013 года № 4г/9-483/2013).

Суд, изучив материалы дела, выслушав представителя истца, приходит к следующему:

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.

В соответствии с п. 3 ст. 196 ГПК РФ Суд рассматривает дело в рамках заявленных исковых требований.

Статья 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" - устанавливает перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, среди которых деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности (пункт 30 статьи 12 Закон № 99-ФЗ).

В соответствии со ст. 9 и статьей 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" - индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять деятельность по обращению с отходами I – IV классов опасности при наличии лицензии и установленного лимита.

Статьей 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ установлены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. В соответствии с пунктом 2 статьи запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с 4.1 ст. 77 Закона №7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В соответствии с ч.З ст. 77 Закона №7-ФЗ - вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда (часть 1 статьи 78 Закона №7 - ФЗ).

Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет (часть 3 статьи 78 Закона № 7 - ФЗ).

Дела по искам о возмещении вреда окружающей среде подведомственны судам общей юрисдикции (пункт 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ (далее - Постановление Пленума ВС РФ №21) от 18.10.2012 № 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования").

В соответствии со ст. 6 Закона № 7 - ФЗ - предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

Субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются, в том числе органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный экологический надзор (пункт 31 Постановления Пленума ВС РФ №21 ").

В соответствии с Положением о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 17.09.2007 № 681/27 - Министерство является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере охраны окружающей среды (пункт 1 Положения).

В соответствии с пунктом 12.2. Положения Минэкологии Московской области наделено полномочием по осуществлению регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Министерство наделено правом обращения в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством (п. 14.5 Положения).

В соответствии с ч. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации - суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.

Из материалов дела, показаний представителя истца в судебном заседании следует, что ответчик ООО «» пользуется на основании договоров аренды двумя земельными участками, расположенными по адресу: (категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным видом использования - под полигон твердых бытовых отходов - ТБО): земельным участком площадью 13000 кв. м. с кадастровым номером ( земельный участок №1); земельным участком площадью 16000 кв. м. с кадастровым номером ( земельный участок №2). Пользуясь этими земельными участками на основании договоров аренды, ответчик осуществлял деятельность по эксплуатации полигона ТБО «» (размещение ТБО).

За время эксплуатации полигона со стороны ответчика имели место неоднократные нарушения природоохранного законодательства, которые в итоге повлекли причинение вреда окружающей среды.

Имея разрешительную документацию на деятельность по размещению отходов I-IV класса опасности на земельном участке №2 площадью 16 000 кв. м. (в соответствии с лицензией № от 29 сентября 2010 г.), ответчик в нарушение действующего законодательства осуществлял эту деятельность также и на земельном участке №1 площадью 13000 кв.м., (без лицензии и установленных лимитов), а также и за пределами этих двух земельных участков - на территории земельного участка площадью 2584 кв. м., относящегося к лесному фонду. Осуществляя деятельность на земельном участке №2 (площадью 16000 кв.м.) ответчик размещал отходы с нарушением норм природоохранного законодательства.

Решением Арбитражного суда Московской области от года ответчик ООО «» был привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 14.1. Ко АП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) виде штрафа в размере рублей 00 копеек.

Материалами данного административного дела и вступившим в законную силу решением суда установлено, что «на полигоне не организован и не проводится производственный входной контроль за видами отходов. В результате этого на теле полигона размещены отходы, не предусмотренные к захоронению на полигоне ТБО, а именно: отработанные автомобильные покрышки, тара из-под лакокрасочных средств, автомобильных масел, крупногабаритный мусор несортированный». Материалами административного дела было установлено имеющее место со стороны ответчика несанкционированное размещение отходов производства и потребления, размещение которых на данном полигоне не должно было осуществляться.

Кроме того, 02 июля 2013 года ответчик ООО «» был привлечен истцом Министерством экологии и природопользования Московской области (к административной ответственности по статье 8.1 Ко АП РФ в виде штрафа в размере рублей за несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства на основании Постановления о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды № от 02.07.2013г.. Материалами данного административного дела зафиксирован факт размещения ответчиком отходов как на территории земельного участка №1, так и на территории земельного участка №2, а также факт повсеместного выхода фильтрата за территорию данных земельных участков, то есть на земельный участок №3, относящийся к лесному фонду (протокол об административном правонарушении № от 21.06.2013; постановление о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды № от 02.07.2013; представление «от 02.07.2013 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения).

Кроме того, 28 мая 2014 года ответчик ООО «» был привлечен истцом Министерством экологии и природопользования Московской области к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Ко АП РФ в виде штрафа в размере рублей за порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления на основании Постановления о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды №от 28.05.2014г. Материалами данного административного дела было установлено, что осуществляя деятельность по размещению отходов на земельном участке №2, ответчик незаконно (без лицензии, установленных лимитов) использовало для этих целей также смежный земельный участок площадью 13000 кв. м., (участок №1), с кадастровым номером, а также допустил размещение отходов, розлив фильтрата на прилегающую к этим земельным участкам территорию - земельный участок №3, площадью 1 792 кв. м., относящийся к землям лесного фонда.

В ходе осмотров этих двух земельных участков было установлено, что «на них размешаются ТБО, отработанные автомобильные покуышки пластиковые канистры из-под ГСМ, опилки от деревообработки, бумажная продукция (обои), канистры металлические из-под эмали и битума, выявлены следы розлива ГСМ. Прилегающая территория засорена мусором. Фильтрат, который собирается в канавы. выливается на территорию, прилегающую к полигону».

Таким образом, ответчиком ООО « » было осуществлено самовольное (несанкционированное) размещение отходов производства и потребления на земельном участке №1 и на земельном участке № 3.

Вышеуказанное постановление о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды ответчиком не обжаловалось, вступило в законную силу, штраф в вышеуказанном размере ООО «» был полностью оплачен 24.06.2014 года, что подтверждается платежное поручение № от 24.06.2014 года.

В рамках данного административного дела были проведены маркшейдерские работы, производство которых осуществило ООО «». В соответствии с экспертным заключением № о результатах оказанных услуг по маркшейдерскому обеспечению мероприятий по государственному геологическому надзору и охране недр, утвержденному Генеральным директором ООО «» А.З. Р от 14.05.2014 года, установлено, что общая площадь полигона ТБО составляет 31584 кв. м. Экспертным заключением определен также общий объем складированных твердых бытовых отходов, который составляет 317260 м3, в том числе по участкам: участок №1 - 115 351 м3, участок №2 - 196 380 м3 , участок №3 - 5 529 м3.

Таким образом, действиями ответчика был причинен вред окружающей среде, а именно почвам как объекту охраны окружающей среды.

Факт использования Обществом земельного участка №1 и №2 под размещение отходов производства и потребления и в связи с этим причинения вреда почве как объекту окружающей среды при эксплуатации им полигона « » установлен материалами трех вышеуказанных административных дел и подтверждается:

решением Арбитражного суда Московской области от года (дело №);

протоколом об административном правонарушении № от 21.06.2013;

постановлением о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды № от 02.07.2013;

представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № от 02.07.2013;

протоколом об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов № от 18.03.2014;

протоколом об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов № от 14.04.2014;

экспертным заключением № о результатах оказанных услуг по маркшейдерскому обеспечению мероприятий по государственному геологическому надзору и охране недр, утвержденному Генеральным директором ООО «» А.З. Р от 14.05.2014г..

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 № 238 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды. Данная Методика предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Данной Методикой исчисляется размер вреда, причиненного почвам, в том числе в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления ( п. п. «б» п.2 Методики). В соответствии с п.З Методики №238 - исчисление размера вреда при порче почв в лесах производится в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам, лианам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г №273. Министерством произведен расчет в соответствии с вышеуказанной Методикой. Согласно расчету размер вреда, причиненный почвам на земельном участке №1 с кадастровым номером и площадью 13000 кв.м., расположенном по адресу:, составляет рублей; размер вреда, причиненный почвам на земельном участке № 2 с кадастровым номером и площадью 16000 кв. м., расположенном по адресу:, составляет.

Итого общая сумма вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды на земельном участке №1 и на земельном участке №2 составляет - рублей.

Изложенные обстоятельства документально подтверждены. Никаких доказательств обратного, отевтчиком в суд не представлено.

При таких обстоятельствах, суд оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к выводу о том, что иск Министерства экологии и прородопользования Московской области предъявлен обоснованно и подлежит удовлетиворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюдлжета города Москвы подлежит взысканию госпошлина по делу.

На основании изложенного, в соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 6, 77 и 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 № 238; ст. 9 , 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления; ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", руководствуясь ст.ст. 35, 56, 103, 113, 117, 167, 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Иск удовлетворить.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «» в пользу Министерства экологии и природопользования Московской области рублей в качестве возмещения вреда, причиненного почвам на земельных участках, расположенных по адресу:: земельном участке №1 площадью 13 000 кв. м., с кадастровым номером и земельном участке №2 площадью 16 000 кв. м., с кадастровым номером.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «» в доход бюджета города Москвы госпошлину по делу в размере.

Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд через Преображенский районный суд города Москвы в течение месяца.

Судья:


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ О ВОЗМЕЩЕНИИ УЩЕРБА:

Решение суда о взыскании ущерба

истец ООО «СК «Согласие» обратился в суд с данным иском к ответчику Ганину А.Н., ссылаясь на то, что 19.01.2013 года в результате дорожно- транспортного происшествия автомобилю марки «Шевроле» г.р.н. №, застрахованному по полису КАСКО в ООО «СК «С...

Решение суда об обязании принять меры по устранению нарушений природоохранного законодательства

Истец обратился в суд с иском к ответчику об обязании ООО «Филиас» (юр. адрес: ), расположенное по адресу: принять меры по устранению нарушений природоохранного законодательства, а именно:представить в Департамент природопользования и охраны окруж...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru