Решение суда о признании информации выявленной по сетевому адресу информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено № 02-1694/2016

Дело 2-1694/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 марта 2016 г. Симоновский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Буториной М.А., при секретаре Алекперове Р.А. , рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское

дело по иску

Прокурора Южного административного округа города Москвы в интересах государства и общества , неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи , информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации о признании информации выявленной по сетевому адресу информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ЮАО г. Москвы в интересах государства и общества, неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании информации, распространяемой в сети Интернет по доменному имени: ******., информацией запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, включения сетевого адреса: ******, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В обосновании заявленных требований Прокурор ЮАО г. Москвы указал, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства при размещении информации на Интернет - сайте ******. размещены объявления с конкретными предложениями неопределенному кругу лиц о возможности приобретения «дубликатов» алкоголя дистанционным способом, а также в ночное время.

Размещение данной информации противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. N 612 об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом и иным нормам действующего законодательства.

В суде представитель Прокурора ЮАО г. Москвы К. И.Н.

настаивал на удовлетворении требований.

В суд представитель Федеральной службы по надзору в сфере связи , информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации не явился, согласно материалов дела извещен судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, причины не яви в суд не известны, возражения на требования не представил.

Суд, выслушав представителя Прокурора ЮАО г. Москвы, исследовав материалы дела, находит требования подлежат удовлетворению.

Статьей 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Согласно положениям п. 3 ст. 454 ГК РФ особенности купли-продажи товаров отдельных видов определяются законами и иными правовыми актами.

Согласно ст. 170 Гражданского кодекса РФ притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила.

В силу положений, установленных п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г. N 612, не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ.

Пунктом 3 Письма Роспотребнадзора от 12.10.2007 г. № 0100/10281-07-32 "О контроле за соблюдением Правил продажи товаров дистанционным способом" установлено, что ограничения введенные данным подпунктом Правил также распространяются в целом и на продажу алкогольной продукции, а также иных товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 5 ст. 16 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

Также, согласно Федеральному закону от 22 ноября 1995 г. №171-ФЗ, не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции (продавца), сомнения в достижении покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя (пункт 2 статьи 16).

В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона запрещается.

Кроме того, в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. N 612 утверждены Правила продажи товаров дистанционным способом (далее - Правила).

Так, пунктом 5 указанных Правил закреплено, что не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается, что с сайта ******. фактически осуществляется розничная продажа алкогольной продукции дистанционным способом, в том числе с 23 час. до 8 час. неограниченному кругу лиц.

Вход на вышеуказанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта и скопировать материалы в электронной варианте может любой интернет- пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространения отсутствуют.

Таким образом, размещенные на страницах указанного сайта материалы направлены на неограниченный круг лиц, в обход установленным законодательством требованиям для ведения и реализации такой деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно ст. 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с ч. 6 ст. 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Частью 1 ст. 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Так, нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции образует состав административного правонарушения и влечет наложение административного штрафа. В частности, статьей 14.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена; статьей 14.15 КоАП РФ - за нарушение правил продажи отдельных видов товаров, статьей 14.16 - за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Кроме того, УК РФ установлена уголовная ответственность за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, если это деяние совершено неоднократно.

В связи с изложенным, наличие на Интернет-странице информации о приобретении алкогольной и спиртосодержащей продукции, последующее предоставление технической возможности доступа к запрещенной законом информации и доступность данной информации неограниченному кругу лиц, в том числе несовершеннолетним, порождает условия для продажи дистанционным способом алкогольной продукции, в том числе с использованием информационно- коммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет".

Оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что деятельность ответчика по обеспечению доступа к интернет-сайтам, осуществляющим круглосуточно реализацию алкогольной продукции дистанционным способом, противоречит действующему законодательству, в связи с чем должна быть ограничена.

При этом суд учитывает, что по правилам ст. 12 ГК РФ (способы защиты гражданских прав) защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, а также иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре" и ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации.

Как было изложено выше, ст. 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не устанавливает обязательный досудебный порядок ограничения доступа к сайтам, нарушающим законодательные ограничения.

Порядок ограничения доступа к сайтам сети Интернет, предусмотренный ст. 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", предоставляет возможность установления ограничения доступа к сайтам с запрещенной информацией во внесудебном порядке.

Однако данный порядок не ограничивает право прокурора в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" на обращение с заявлением в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ и не ставит в зависимость от использования им иных мер прокурорского реагирования. Не установлена и какая-либо последовательность в применении данных мер.

В силу положений Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" оператор связи, осуществляя деятельность но оказанию телематических услуг связи, обязан соблюдать ограничения, предусмотренные законом, и препятствовать осуществлению доступа своих абонентов к запрещенной законом информации.

Имея техническую возможность, ответчик должен в силу закона принять меры но ограничению доступа к таким интернет-сайтам. Установленный ст. 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и по защите информации" порядок ограничения доступа к сайтам в сети Интернет не освобождает оператора связи при установлении факта размещения в сети материалов, хотя и не включенных в Единый реестр доменных имен, однако признанных запрещенными, исключающими возможность их распространения в Российской Федерации, с учетом имеющейся технической возможности принимать меры к ограничению доступа к указанным Интернет-сайтам в целях недопущения распространения запрещенной законом информации, связанной с осуществлением деятельности по продаже алкоголя.

Положениями ст. 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда от 10 мая 2011 года № 58-Впр11-2, предоставляя техническую возможность доступа к запрещенной законом информации, ответчик фактически выступает ее распространителем в отношении других лиц и, имея техническую возможность, он должен в силу закона принять меры по ограничению доступа к интернет- сайту.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Судом установлено, что фактически указанный Интернет-ресурс доступен для неограниченного круга лиц.

Таким образом, прокурор в силу ст. 45 ГПК РФ имеет право на обращение в суд с иском об ограничении доступа к сайтам, содержащим запрещенную информацию, связанную с осуществлением незаконной деятельности по продаже алкоголя, в том числе несовершеннолетним и в ночное время.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Требования Прокурора Южного административного округа города Москвы в интересах государства и общества , неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи , информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации о признании информации выявленной по сетевому адресу информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено удовлетворить.

Признать информацию выявленную по сетевому адресу: ******., информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещенной.

Настоящее решения является основанием для включения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации сетевого адреса: ******, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено На решение может быть подана апелляционная жалоба в Мосгорсуд в течение месяца с момента его изготовления.

Судья:.


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда о признании информации выявленной по сетевому адресу информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено

Прокурор ЮАО г. Москвы в интересах государства и общества , неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании информации, распространяемой в сети Интернет по доменному имени: ******, информацией запрещенной к распространению на те...

Решение суда о признании информации выявленной по сетевому адресу информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено

Прокурор ЮАО г. Москвы в интересах государства и общества , неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании информации, распространяемой в сети Интернет по доменному имени: ******, информацией запрещенной к распространению на те...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru