Решение суда об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, незаконным, обязании поставить на учет нуждающихся № 2а-2020/2017 (2а-11263/2016;) ~ М-10237/2016

Дело №2а-2020/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(извлечение для размещения на Интернет-сайте суда)

Калининский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Смирновой О.А.,

при секретаре Кириной Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Курбатовой Л.В. к Администрации Калининского района Санкт-Петербурга о признании решения об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, незаконным, обязании поставить на учет нуждающихся,

УСТАНОВИЛ:

Курбатова Л.В. обратилась в Калининский районный суд города Санкт-Петербурга с административным иском к Администрации Калининского района Санкт-Петербурга об обязании ответчика поставить истца и членов ее семьи на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Свои требования мотивировала тем, что обратилась с заявлением от 28.06.2016 о принятии ее и членов ее семьи на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В заявлении был указан состав семьи - Курбатова Л.В. и К., К., К.. Истец и К,К,К проживают совместно по адресу Х. Иные лица, проживающие в данной квартире, к членам семьи истца не относятся, общее хозяйство с ними не ведется, жилыми помещениями в квартире истец пользуется на основании соглашения с иными проживающими в квартире лицами, которые, соответственно, в заявлении о принятии на учет Курбатовой Л.В. не указывались и не должны были указываться. Данное обстоятельство подтверждается также актом обследования условий жизни семьи от 19.09.2016 г., составленным СПб ГБУ «Х». Между тем, не проверив приведенные выше сведения, подойдя к вопросу исключительно с формальной точки зрения (по существу, по факту регистрации количества граждан в квартире) Администрация Калининского района отказала в постановке на учет на том основании, что семья составляет 7 человек, одному из которых, не входящих в состав семьи, принадлежит на праве собственности жилое помещение, площадью 24,31 кв.м, соответственно, в силу положений ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 407-65, жилищная обеспеченность общей площадью на каждого из 7 человек превышает учетную норму. Однако у истца и членов ее семьи какие-либо другие жилые помещения в собственности либо в найме отсутствуют. Поэтому, учитывая факт проживания Курбатовой Л.В. с семьей в квартире общей площадью 55,70 кв.м, расчет жилищной обеспеченности ее и членов семьи не может быть поставлен в зависимость от наличия в собственности жилого помещения у иных проживающих в квартире лиц. Отказ Администрации Калининского района Санкт-Петербурга основан на произвольном толковании норм жилищного законодательства, ведет к нарушению жилищных прав семьи истца, ХХ.

26.01.2017 административный истец дополнила исковые требования и просила признать незаконным распоряжение Администрации калининского района города Санкт-Петербурга об отказе в принятии Курбатовой Л.В. и членов ее семьи на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании административный истец, ее представитель административный иск поддержали в полном объеме по мотивам, указанным в административном иске.

Представитель административного ответчика в судебном заседании требования Курбатовой Л.В. не признала, пояснив, что Курбатова Л.В. зарегистрирована и проживает в отдельной трехкомнатной квартире общей площадью 55,70 кв.м, расположенной по адресу: Х, совместно с К., К., К., Л., В., В.. Собственниками квартиры Х на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от 15.11.2004 являются Курбатова Л.В., Л., В. и В., каждый по 1/4 доли. Кроме того, Л. на основании договора купли-продажи от 18.05.2016 принадлежит 17/59 долей трехкомнатной коммунальной квартиры жилой площадью 59,10 кв.м., общей площадью 82,60 кв.м., расположенной по адресу: Х2, что соответствует комнате жилой площадью 17,40 кв.м., общей площадью 24,31 кв.м. (82,60 кв.м. / 59,10 кв.м. х 17,40 кв.м. = 24,31 кв.м.). 28.06.2016 в администрацию Калининского района Санкт-Петербурга поступило заявление Курбатовой Л.В. о постановке ее и К., К., К., на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Уведомлением от 28.07.2016 Курбатовой Л.В. сообщено об отказе в предоставлении государственной услуги - постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с отсутствием законных оснований. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 ЖК РФ, согласно которой нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Закон Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» регулирует отношения, связанные с учетом граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлением жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге. Частью 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 407-65 предусмотрено, что на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в том числе граждане без определенного места жительства, и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, следующих категорий: граждане, признанные малоимущими по основаниям, установленным статьей 2настоящего Закона Санкт-Петербурга; граждане, имеющие трех или четырех несовершеннолетних детей; граждане, имеющие пять и более несовершеннолетних детей; граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, которые рождены одновременно; граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, в числе которыхребенок-инвалид (дети-инвалиды); ветераны Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий; инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов; Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и совместно проживающие с ними члены их семей. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 407-65, учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет 9 кв.м. общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах, 15 кв.м. общей площади жилого помещения - для проживающих в коммунальных квартирах. Частью 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 407-65 предусмотрено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Частью 2 ст. 31 ЖК РФ предусмотрено, что члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Курбатова Л.В., К.,К.,К., Л., В., В., проживающие в отдельной трехкомнатной квартире Х, занятой по единому основанию - договору передачи квартиры в собственность граждан, в силу норм действующего жилищного законодательства, относятся к членам одной семьи. В силу приведенных обстоятельств и норм действующего законодательства, жилищная обеспеченность каждого члена семьи, проживающего в отдельной трехкомнатной квартире общей площадью 55,70 кв.м., расположенной по адресу: Х, с учетом наличия у Л. в собственности 17/59 долей трехкомнатной коммунальной квартиры Х2, что соответствует 24,31 кв.м. общей площади жилого помещения, составляет 11,43 кв.м. (55,70 кв.м. + 24,31 кв.м. = 80,01 кв.м.; 80,01 кв.м. / 7 = 11,43 кв.м.,), что превышает учетную норму для постановки на учет, составляющую 9 кв.м. общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах. Таким образом, оснований для постановки Курбатовой Л.В. с К.,К.,К. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не имеется, в связи с чем, требования Курбатовой Л.В. не подлежат удовлетворению.

Выслушав пояснения сторон, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом в процессе рассмотрения дела установлено, что на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от 15 ноября 2004 года, собственниками квартиры, расположенной по адресу: Х, являются по 1/4 доли каждый – Курбатова Л.В., Л., В., В. (л.д. 16-17).

В настоящее время в квартире зарегистрированы: Курбатова Л.В. (с 02.03.1993), Л. (с 02.03.1993), В. (с 02.03.1993), В. (с 14.09.2004), К. (с 11.09.2007), К. (с 13.11.2010), К. ( с 30.05.2016), что подтверждается справкой (форма 9), выданной отделом вселения и регистрационного учета Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга».

Согласно характеристике жилого помещения и паспорту на квартиру, квартира общей площадью 55,7 кв. м, жилой площадью 40,8 кв.м имеет три сугубо смежные комнаты площадью 18,7 кв.м, 11,4 кв.м и 10,7 кв.м. (л.д. 57 оборот).

13.09.2011 Курбатова Л.В. обратилась в администрацию Калининского района Санкт-Петербурга с заявлением о принятии ее и К., К. на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях (л.д.72).

28.06.2016 Курбатова Л.В. вновь обратилась с данным заявлением, указав в качестве членов ее семьи также К. (л.д. 47).

Письмом администрации Калининского района Санкт-Петербурга от 28.07.2016 Курбатовой Л.В. в удовлетворении заявления отказано, со ссылкой на то обстоятельство, что она с семьей проживает в отдельной трехкомнатной квартире и общая площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого проживающего, превышает учетную норму (9 кв. м), установленную в Санкт-Петербурге для отдельных квартир.

Истец полагала данный отказ незаконным, поскольку членами ее семьи являются только К., К., К., а Л., В.,В. не являются членами семьи.

В подтверждение своих доводов по ходатайству административного истца в судебном заседании в качестве свидетеля допрошена Л., которая пояснила, что приходится Х Курбатовой Л.В., вместе с тем, общего хозяйства с ней не ведет, членом семьи Курбатовой Л.В. не является. Действительно имеет в собственности комнату, расположенную по адресу: Х.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующей принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (ч. ч. 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 2 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» №407-65 от 19.07.2005 на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предусмотренных названным законом категорий. На учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, являющиеся нанимателями и (или) собственниками (членами семьи нанимателей и (или) собственников) жилых помещений (комнат) в коммунальных квартирах и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге для проживающих в коммунальных квартирах.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга №407-65 от 19.07.2005 учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет: 9 квадратных метров общей площади жилого помещения - для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах; 15 квадратных метров общей площади жилого помещения - для проживающих в коммунальных квартирах.

Положения ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ и ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, рассматриваемые в системной связи с иными нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающими условия предоставления жилых помещений, направлены на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь действительно нуждающимся в них лицам.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (ст. 55 Гражданского процессуального кодекса РФ).

При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

Согласно абз. 4 п. 13 данного Постановления, учитывая положения ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ, следует иметь в виду, что поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, то и отсутствие ведения общего хозяйства собственником жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства (например, по взаимному согласию) само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения. Данное обстоятельство должно оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами по делу (ст. 67 ГПК РФ).

Учитывая данные обстоятельства, суд считает, что показания свидетеля Лебедевой И.Б. в данном случае не имеют значения для разрешения данного спора, поскольку изначально жилое помещение, расположенное по адресу: Х предоставлено в собственность В., В., Л., К. как членам одной семьи.

Как следует из справки о регистрации и характеристики жилого помещения вышеуказанная трехкомнатная квартира является отдельной, занята одной семьей, состоящей из 7 человек, четверо из которых - собственники.

Также судом установлено, что Л. имеет в собственности 17/59 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: Х (л.д.40), что соответствует комнате, площадью 17,40 кв.м (л.д. 46).

Для проживающих в отдельных квартирах в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга №407-65 от 19.07.2005 учетная норма площади жилого помещения на одного человека составляет 9 квадратных метров, и заявитель обеспечена жилой площадью более указанной учетной нормы.

Так, Лебедевой И.Б. принадлежит 17/59 доли в трехкомнатной коммунальной квартире жилой площадью 59,10 кв.м, общей площадью 82,60 кв.м, что соответствует комнате жилой площадью 17,40 кв.м, общей площадью 24,31 кв.м (82,60 кв.м / 59,10 кв.м х 17,40 кв.м = 24,31 кв.м).

В связи с этим, норма обеспеченности Курбатовой Л.В. составляет:

55,70 кв.м + 24,31 кв.м = 80,01 кв.м.;

80,01 кв.м. / 7 = 11,43 кв.м.

Акт обследования условий жизни семьи, составленный Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением социального обслуживания населения «Центр социальной помощи семье и детям Калининского района Санкт-Петербурга» от 19.09.2016, на который ссылается Курбатова Л.В., в котором указано, что семья Курбатовой Л.В. состоит из 4-х человек (л.д. 9-10), судом не может быть принят во внимание, поскольку данный документ служит для выявления нуждаемости гражданина в предоставлении социальных услуг (социального обслуживания) и не является актом обследования жилищно-бытовых условий в целях решения жилищных вопросов либо установления факта совместного или раздельного ведения хозяйства (л.д. 37).

Разрешая заявленные требования, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исходя из того, что прекращение семейных отношений между сособственниками, ведение раздельного хозяйства, сами по себе не влекут изменение статуса отдельной квартиры на коммунальную, поскольку изменение статуса помещения имеет определенную процедуру и должно быть подтверждено решением администрации района, учитывая, что уровень обеспеченности истца общей площадью жилого помещения - исходя из количественного состава лиц, зарегистрированных по месту жительства в спорной квартире составляет 11,43 кв.м, то есть более учетной нормы, суд приходит к выводу, что оснований для признания административного истца и ее несовершеннолетних детей нуждающимися в жилых помещениях и принятия на соответствующий учет не имеется, и обжалуемое решение Администрации об отказе в принятии на указанный учет прав заявителя не нарушает.

Руководствуясь ст. 177 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ

Требования Курбатовой Л.В. к Администрации Калининского района Санкт-Петербурга о признании решения об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, обязании поставить на учет нуждающихся, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд города Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда об оспаривании распоряжения

Пуяева Л.С., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО3, а также ФИО2 обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации Василеостровского района об оспаривании распоряжения администрации от XX.XX....

Решение суда об оспаривании решения

Кузнецова А.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации Василеостровского района об оспаривании распоряжения администрации от XX.XX.XXXX XXX-р о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, просила восстановить ее н...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru