Решение суда о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат № 2-862/2017 ~ М-8361/2016

Дело № ******

Мотивированное решение изготовлено

27.02.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21.02.2017

<адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кайгородовой И.В., с участием

представителя ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО3,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права на получение государственного жилищного сертификата, о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в котором просит признать за истцом право на получение государственного жилищного сертификата для получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения; обязать ответчика и его территориальный отдел выдать истцу государственный жилищный сертификат для получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

В обоснование иска ФИО1 указал, что проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. В период прохождения военной службы был обеспечен служебным жилым помещением. При этом в период прохождения военной службы был включен в списки очередников на получение жилья. При увольнении истца с военной службы командир войсковой части пояснил истцу, что он обеспечен жилым помещением, в связи с чем истец полагал, что проживает в квартире на условиях социального найма. В 2015 году истец обратился в Администрацию <адрес> края с заявлением о приватизации жилого помещения, в чем ему было отказано. Истец обжаловал отказ в приватизации в судебном порядке, в удовлетворении его исковых требований было отказано. В 2016 году истец обратился к ответчику с заявлением об обеспечении его жилым помещением, в удовлетворении данного заявления истцу отказано. Решение ответчика истец считает незаконным, поскольку приобрел право на получение постоянного жилого помещения по линии Министерства обороны Российской Федерации ввиду соответствующего основания увольнения и общей продолжительности военной службы, и на момент увольнения истец полагал, что обеспечен постоянным жилым помещением.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ Администрация <адрес> края, войсковая часть 32370, указанные истцом в исковом заявлении в качестве третьих лиц, исключены из числа лиц, участвующих в деле в связи с тем, что данные лица не являются участниками спорного материального правоотношения, постановленное по делу решение на их права и обязанности повлиять не может (ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации).

В судебном заседании представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО3 возражал против удовлетворения исковых требований. Указал, что истец не представил доказательств признания его нуждающимся в получении жилого помещения до увольнения с военной службы, а также обращения до увольнения с просьбой обеспечить его постоянным жильем и поставить на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. В период увольнения истца с военной службы органом, в полномочия которого входило разрешение вопроса о постановке военнослужащих на учет нуждающихся в получении жилья, являлось ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации. Истец обратился к ответчику с заявлением о признании нуждающимся только после увольнения с военной службы. Кроме того, истец не мог не понимать, что предоставленное ему жилое помещение является служебным и предоставлено ему во временное пользование.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте Октябрьского районного суда <адрес> в сети Интернет: ***.

С учётом мнения представителя ответчика и в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признал возможным рассмотрение дела по существу в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что истец ФИО1 проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. Был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, исключен из списков личного состава войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ. Общая продолжительность военной службы истца на момент увольнения составила 14 лет 5 месяцев.

Истец проживает в жилом помещении по адресу: <адрес> на основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ним и муниципальным образованием «<адрес>».

В письмах от ДД.ММ.ГГГГ № ******нс, от ДД.ММ.ГГГГ № ****** ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации сообщило истцу об отсутствии у него права на получение жилого помещения в связи с утратой статуса военнослужащего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы. Пунктом 2 данного Постановления Правительства Российской Федерации предусмотрено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

В Правилах выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных указанным Постановлением в наименовании и пункте 1 слова «2002-2010 годы» заменены словами «2011-2015 годы» (п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******» в наименовании и пунктах 1 и 2 указанных Правил слова «2011 - 2015 годы» заменены словами «2015 - 2020 годы».

В соответствии с подп. «а» п. 5 указанных выше Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с абзацем тринадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Таким образом, право на получение государственного жилищного сертификата как гражданином, уволенным с военной службы, истцом может быть приобретено только в случае признания его нуждающимся в жилых помещениях в соответствии с положениями Федерального закона «О статусе военнослужащих».

На момент увольнения истца с военной службы основания и порядок обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями по договору социального найма регламентировались Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******).

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

По смыслу вышеприведенных положений закона нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны только военнослужащие, то есть лица, проходящие военную службу по контракту (призыву). Увольнение военнослужащего в запас до постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязанность по постановке на учет и, как следствие, обеспечению жилым помещением у федерального органа исполнительной власти не порождает. Иное противоречило бы положениям п.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которым предусмотрены гарантии со стороны государства в предоставлении жилых помещений или выделении денежных средств на их приобретение именно военнослужащим.

Таким образом, право на обеспечение жильем за счет средств Министерства обороны Российской Федерации могло быть приобретено истцом только в случае, если до увольнения с военной службы он был признан нуждающимся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) и принят на соответствующий учет.

В силу п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление по рекомендуемому образцу в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации), с приложением перечисленных в указанной норме документов.

В соответствии с п. 1 Приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации определен уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.

Пунктом 2 Приказа от ДД.ММ.ГГГГ № ****** установлено, что уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе, через ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно п. 5 Приказа от ДД.ММ.ГГГГ № ****** специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации принимают заявления от военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, для признания их нуждающимися в жилых помещениях; признают военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях.

Таким образом, поскольку ФИО1 был исключен из списков личного состава войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ, ему до указанной даты надлежало в порядке, установленном упомянутой Инструкцией, обратиться с заявлением в уполномоченную организацию Министерства обороны Российской Федерации, каковой является ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения», представив предусмотренные Инструкцией документы.

Как видно из материалов дела, истец с таким заявлением в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации до исключения его из списков личного состава войсковой части не обращался. Заявление об обеспечении его жилым помещением подано истцом ответчику только в 2016 году.

При таких обстоятельствах суд находит, что ФИО1, нарушив заявительный порядок обращения к органу, осуществляющему принятие на учет, не вправе требовать признания за ним после увольнения из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации права состоять на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.

Доводы истца о том, что на момент увольнения с военной службы он ошибочно полагал, что занимает квартиру по адресу: <адрес> на условиях социального найма и поэтому не обращался с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, не могут быть приняты во внимание.

Как указывалось выше, квартира по адресу: <адрес> была предоставлена истцу в период прохождения им военной службы, на основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного истцом с муниципальным образованием «<адрес>».

В данном договоре указано, что квартира по адресу: <адрес> предоставляется нанимателю ФИО1 и членам его семьи для временного проживания в нем. Жилое помещение предоставляется в связи с прохождением службы в Бийском гарнизоне, договор заключается на время прохождения службы в указанном учреждении. Расторжение договора по требованию наймодателя допускается в судебном порядке в случае окончания срока службы (п.п. 1,2,4,18 договора).

Таким образом, при заключении данного договора истец мог и должен был понимать, что квартира по адресу: <адрес> является служебной, предоставляется ему временно, на период прохождения им военной службы в Бийском гарнизоне. Основания считать данное помещение предоставленным на условиях социального найма, в постоянное пользование, у истца отсутствовали.

Кроме того, истцом представлена копия решения Бийского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу, которым ФИО1 отказано в удовлетворении его иска к администрации <адрес> о признании решения жилищной комиссии незаконным, признании жилого помещения – квартиры по адресу: <адрес> утратившим статус служебного, признании за ФИО4 и его несовершеннолетним сыном ФИО5 права общей долевой собственности на указанную квартиру.

К участию в деле, по которому постановлено указанное решение, в качестве третьего лица было привлечено ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.

Таким образом, обстоятельства, установленные указанным решением, в силу ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего дела.

Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, установлено, что на момент предоставления ФИО1 квартиры по адресу: <адрес> данное жилое помещение являлось специализированным жильем. ФИО1, вселяясь в данную квартиру, знал о ее правовом статусе, договор найма жилого помещения был заключен им добровольно, до настоящего времени указанный договор недействительным не признан. Оснований полагать, что на момент предоставления указанное жилое помещение не имело статуса служебного и к нему должен применяться правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, не имеется.

Следовательно, вопреки утверждениям истца, он при увольнении с военной службы мог и должен был понимать, что обеспечен только служебным жилым помещением, то есть временным. Какие-либо препятствия для обращения за разрешением своего жилищного вопроса в уполномоченный орган, каковым в тот период времени уже являлся ответчик, у истца отсутствовали. Во всяком случае, доказательств наличия таких препятствий истцом не представлено.

Ничем не подтверждены и доводы истца о том, что он до увольнения с военной службы был включен в списки очередников на получение жилья.

В связи с этим следует также отметить, что право на получение жилого помещения по договору социального найма, в собственность согласно ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» возникает у военнослужащих при увольнении с военной службы и связано именно с этим обстоятельством. Как указывает истец, он был включен в списки очередников на получение жилья в 2004 году. Однако в этот период времени истец еще не был представлен к увольнению, был уволен с военной службы только в 2014 году. Общая продолжительность военной службы истца в 2004 году составляла менее 10 лет, а потому по состоянию на 2004 год истец и не приобрел права претендовать на предоставление ему жилого помещения по избранному месту жительства в собственность или по договору социального найма.

Из изложенного следует, что истец не приобрел права на получение жилого помещения за счет средств, выделяемых Министерству обороны Российской Федерации, не может быть признан нуждающимся в получении жилого помещения по линии данного ведомства, и, соответственно, не приобрел права на получение и государственного жилищного сертификата в соответствии с подп. «а» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

Также истец не приобрел права на получение государственного жилищного сертификата согласно подп. «б» п. 5 указанных Правил как гражданин, подлежащий переселению из закрытого военного городка, поскольку населенный пункт, где проживает истец (<адрес> края) не включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******-р.

При таких обстоятельствах заявленные ФИО1 требования не могут быть удовлетворены.

Необходимо также отметить, что территориальное отделение ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в <адрес>, указанное ФИО1 в исковом заявлении в качестве ответчика, таковым являться не может. Указанное территориальное отделение представляет собой структурное подразделение ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, не имеет статуса юридического лица, соответственно, не обладает гражданской процессуальной правоспособностью (ст. 36 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права на получение государственного жилищного сертификата, о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья И.В. Кайгородова


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ЖИЛИЩНЫМ СПОРАМ

Решение суда о признании членом семьи военнослужащего

ФИО1 обратилась в суд с иском к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, ФИО2, в котором просит признать ее членом семьи ФИО2, имеющей право на получение жилого помещения вместе с ...

Решение суда о возложении обязанности предоставить жилое помещение

ФИО1 обратился в суд с иском к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, в котором просит признать за ним право на жилое помещение в соотв...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru