Решение суда об оспаривании решений № 2а-365/2017 (2а-4840/2016;) ~ М-5022/2016

Дело № 2а-365/2017

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Челябинск

«02» февраля 2017 года

Тракторозаводский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Кузнецова А.Ю.,

при секретаре судебного заседания Кузьмичевой Л.Е.,

с участием:

Рохмистрова А.В. - представителя административного истца,

Мануйлова В.Н. - представителя административных ответчиков призывной комиссии Тракторозаводского района Челябинского городского округа, призывной комиссии Челябинской области, Военного комиссариата Тракторозаводского и Ленинского районов г. Челябинска Челябинской области и ФКУ «Военный комиссариат Челябинской области»,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Мануйлова Г. В. к призывной комиссии Тракторозаводского района Челябинского городского округа, призывной комиссии Челябинской области, Военному комиссариату Тракторозаводского и Ленинского районов г. Челябинска Челябинской области и федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Челябинской области» об оспаривании решений,

УСТАНОВИЛ:

Мануйлов Г.В. обратился в суд с административным иском заявлением к призывной комиссии Тракторозаводского района Челябинского городского округа, призывной комиссии Челябинской области, Военному комиссариату Тракторозаводского и Ленинского районов г. Челябинска Челябинской области и ФКУ «Военный комиссариат Челябинской области» об оспаривании решений призывной комиссии Тракторозаводского района Челябинского городского округа от 28.11.2016 № и призывной комиссии Челябинской области от 13.12.2016 №, которыми он был призван на военную службу.

В обосновании административного искового заявления указано, что во время осеннего призыва 2016 года в отношении Мануйлова Г.В. было принято решение о призыве на военную службу, которое является незаконным в силу того, что Мануйлов Г.В. является аспирантом очной формы обучения и вправе получить отсрочку от призыва на военную службу.

Административный истец Мануйлов Г.В. в судебном заседании участия не принял. Его представитель Рохмистров А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить.

Мануйлов В.Н., представляющий в судебном заседании административных ответчиков призывную комиссию Тракторозаводского района Челябинского городского округа, призывную комиссию Челябинской области, Военный комиссариат Тракторозаводского и Ленинского районов г. Челябинска Челябинской области и ФКУ «Военный комиссариат Челябинской области», просил в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившегося административного истца, так как он извещен о месте и о времени судебного заседания.

Суд, выслушав объяснения сторон и исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина России может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (п.п. «а» п. 1 ст. 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (п. 2 ст. 22, ст.ст. 23 и 24).

В судебном заседании установлено, что административный истец с 22.01.2008 и по настоящее время состоит на воинском учете в Военном комиссариате Тракторозаводского и Ленинского районов г. Челябинска Челябинской области.

В настоящее время административному истцу 25 лет, военную службу он не проходил. Мануйлову Г.В. ранее предоставлялась отсрочка от военной службы:

- 11.11.2009 на срок до 01.07.2014 (на время освоения программы специалитета в ГБОУ ВПО «ЮУГМУ») по основаниям, предусмотренным п.п. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». За период этой отсрочки Мануйловым Г.В. получено высшее образование - специалитет, что подтверждается дипломом от 23.06.2014 об освоении образовательной программы по специальности «<данные изъяты>».

- 06.10.2014 на срок до 2016 года (на период освоения программы ординатуры в ГБОУ ВПО «ЮУГМУ») по основаниям, предусмотренным п.п. «б» п. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». За период этой отсрочки Мануйловым Г.В. получено высшее образование - подготовка по программе подготовки научно-педагогических кадров в ординатуре, что подтверждается дипломом от 31.08.2016 об освоении образовательной программы по специальности «<данные изъяты>».

Как видно из справок ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» от 09.11.2016 № и от 28.11.2016 №, Мануйлов Г.В. с 24.08.2016 является аспирантом первого года обучения (очная форма) при кафедре <данные изъяты>; срок окончания обучения в образовательном учреждении - 31.08.2020. ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» является образовательным учреждением высшего профессионального образования и имеет государственную аккредитацию (в том числе - по программе подготовки научно-педагогических кадров психологических наук), что подтверждается свидетельством от 09.08.2012 № и лицензией на право ведения образовательной деятельности от 28.10.2011 №.

Согласно п. «б» ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане:

обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования;

Вместе с тем, решением призывной комиссии Тракторозаводского района Челябинского городского округа от 28.11.2016 № Мануйлов Г.В. призван на военную службу. Решением призывной комиссии Челябинской области от 13.12.2016 № вышеуказанное решение районной призывной комиссии оставлено без изменения.

Суд находит оспариваемые решения незаконными и нарушающими права административного истца по следующим основаниям.

Призывая Мануйлова Г.В. на военную службу, призывные комиссии фактически отказали ему в предоставлении отсрочки по основаниям, предусмотренным п. «б» ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Вместе с тем, до принятия оспариваемых решений Мануйлов Г.В. передал административным ответчикам все необходимые документы, подтверждающие наличие оснований для предоставления ему указанной отсрочки. Указанное обстоятельство подтверждается наличием копий данных документов в личном деле призывника Мануйлова Г.В., а также не отрицалось представителем ответчиков в судебном заседании.

Из данных документов следует, что Мануйлов Г.В. обучается по очной форме обучения в образовательной организации по имеющей государственную аккредитацию программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

Суд не принимает доводы административных ответчиков о том, что отсрочка по п. «б» ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» может быть предоставлена призывнику лишь один раз.

В Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» отсутствуют положения, которые бы запрещали повторное предоставление призывнику отсрочки от прохождения военной службы по п. «б» ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Вместе с тем, предоставление повторной отсрочки по п. «а» ч. 2 ст. 24 того же закона запрещено напрямую.

В рассматриваемом случае законодателем прямо установлен запрет на повторную отсрочку для лиц, получающих второе высшее образование (в форме бакалавриата, магистратуры или специалитета). Вместе с тем, законом не предусмотрен запрет на предоставление отсрочки для лиц, получающих высшее образование, которое нельзя расценить в качестве второго.

Согласно п. 8 ст. 69 Федерального закона «Об образовании в РФ» обучение по следующим образовательным программам высшего образования является получением второго или последующего высшего образования:

1) по программам бакалавриата или программам специалитета - лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра;

2) по программам магистратуры - лицами, имеющими диплом специалиста или диплом магистра;

3) по программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки - лицами, имеющими диплом об окончании ординатуры или диплом об окончании ассистентуры-стажировки;

4) по программам подготовки научно-педагогических кадров - лицами, имеющими диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) или диплом кандидата наук.

В рассматриваемом случае Мануйлов Г.В. не является лицом, которое по смыслу названной нормы получает второе или последующее высшее образование, так как он после окончания ординатуры поступил для обучения в аспирантуру.

Отказ в повторной отсрочке по п. «б» ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» допустим лишь в том случае, если призывник явно злоупотребляет данным правом - например, просит об отсрочке на время получения второго высшего образования.

Суд не находит оснований согласиться с административными ответчиками в том, что образовательные программы ординатуры и аспирантуры являются одним и тем же этапом образования.

Действительно, в соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона «Об образовании в РФ» профессиональное образование разделяется на среднее профессиональное образование, высшее образование - бакалавриат, высшее образование - специалитет, магистратура, а также высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации. В силу п. 4 ст. 69 того же закона ординатура и аспирантура относятся к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации.

Вместе с тем, программы образования в ординатуре и в аспирантуре идентичными не являются - они имеют отличные друг от друга цели образования.

Так, подготовка по программам ординатуры обеспечивает приобретение обучающимися необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать определенные должности медицинских работников, фармацевтических работников. Подготовка же по программам аспирантуры предполагает последующую защиту научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук и присвоение ученой степени кандидата наук по соответствующей специальности научных работников.

На основании изложенного суд не находит злоупотребления правом в обращении Мануйлова Г.В. за повторным предоставлением отсрочки от военной службы по п. «б» ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Так как во время осенней призывной компании 2016 года административный истец имел основания для получения отсрочки от призыва на военную службу по основаниям, предусмотренным п. «б» ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», однако не получил ее, суд находит требований истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Тот факт, что призывной комиссией Челябинской области 30.12.2016 оспариваемые решение отменены, не свидетельствует о восстановлении нарушенных прав Мануйлова В.Н., так как по итогам призывной компании 2016 года отсрочка ему предоставлена так и не была. Отказ в признании оспариваемого решения незаконным также может повлечь для административного истца негативные последствия в будущем в виде признания его лицом, которое не проходило военную службу при отсутствии на то законных оснований (ч. 1.1 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Согласно ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения органа государственной власти и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

В связи с окончанием осенней призывной компании 2016 года принявшие оспариваемые решения призывные комиссии расформированы до следующего призыва весной 2017 года, в связи с чем на данный момент не представляется возможным обязать их совершить какие-либо действия, направленные на устранение нарушений прав административного истца.

Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря.

При таких обстоятельствах обязанность по устранению нарушенных прав административного истца может быть возложена на призывную комиссию Тракторозаводского района Челябинского городского округа после того, как она будет вновь сформирована для осуществления весеннего призыва 2017 года.

Так как незаконные решения приняты призывной комиссией Тракторозаводского района Челябинского городского округа и призывной комиссией Челябинской области, то остальные административные ответчики (Военный комиссариат Тракторозаводского и Ленинского районов г. Челябинска Челябинской области и ФКУ «Военный комиссариат Челябинской области») являются ненадлежащими, в связи с чем в удовлетворении требований к ним суд отказывает.

На основании изложенного,

РЕШИЛ

Административное исковое заявление Мануйлова Г. В. удовлетворить частично.

Признать незаконными решение призывной комиссии Тракторозаводского района Челябинского городского округа от 28.11.2016 № и решение призывной комиссии Челябинской области от 13.12.2016 №.

Обязать призывную комиссию Тракторозаводского района Челябинского городского округа при осуществлении весеннего призыва 2017 года предоставить Мануйлову Г. В. право на отсрочку от призыва на военную службу по основаниям, предусмотренным п.п. «б» п. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

В удовлетворении остальной части административного искового заявления Мануйлова Г. В. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Тракторозаводский районный суд г. Челябинска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение суда составляется в срок пять дней со дня окончания разбирательства по административному делу.

Председательствующий:


 

Решения судов по оспариванию решений, действий (бездействий) военного комиссариата:

Решение суда об оспаривании решения

Владимиров А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии Тракторозаводского района Челябинского городского округа об оспаривании решения от 16.11.2015 №.В обосновании административного искового заявления указано, ...

Решение суда об оспаривании решения

Хусаинов М.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения призывной комиссии военного комиссариата по Калининскому району г. Челябинска о призыве Хусаинова М.А. в армию и об отказе в предоставлении отсрочки.В обоснование заявленных...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru