Решение суда о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строит № 2-169/2017 (2-7279/2016;) ~ М-6630/2016

Дело № 2-169/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 января 2017 года                                город Омск

Первомайский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Кирилюк З.Л. при секретаре судебного заседания Хоренко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чернова О.Г. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Омской области о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Чернов О.Г. обратился в суд с названным иском, в обоснование требований указав, что он проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с рапортом в территориальную подкомиссию УФСИН России по Омской области в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Вместе с рапортом им был подан весь перечень документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №, о чем была выдана справка. Решением заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов ФСИН России единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещении от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в постановке на учет, в связи с предоставлением неполного пакета документов в соответствии с указанными Правилами.

Данный отказ считает незаконным, поскольку им был предоставлен полный пакет необходимых документов.

Просит признать незаконным решение ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов ФСИН России единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке его на учет; обязать ФСИН России поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В судебном заседании истец Чернов О.Г. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель Чернова О.Г. – Цветков В.А., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме, поддержал доводы, изложенные в дополнениях к иску.

Представитель ФСИН России, УФСИН России по Омской области Свотина Т.В., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании требования не признала, в обоснование позиции привела доводы, изложенные в письменном отзыве.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности с позиции относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему выводу.

В силу статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Разрешение же вопросов, связанных с установлением конкретных форм, источников и порядка предоставления гражданам жилых помещений, относится к прерогативе федерального законодателя и Правительства Российской Федерации.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение.

Порядок предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы регулируется положениями статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 283-ФЗ) и Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила).

Так, согласно части 1 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ).

Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 7 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ).

Пунктом 2 Правил и частью 5 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Федерального закона № 283-ФЗ.

Согласно пункту 11 Правил при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 ЖК Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.

Из приведенного выше следует, что право сотрудника органов уголовно-исполнительной системы на предоставление единовременной социальной выплаты возникает при одновременном наличии нескольких условий, одним из которых является его нуждаемость в жилом помещении.

При этом, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений, имеющихся в собственности или в пользовании на основании договора социального найма у сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи.

Оценка нуждаемости сотрудника в жилом помещении осуществляется комиссией на основании представляемых сотрудником в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения в целях постановки на учет документов, перечень которых указан в пункте 5 Правил.

Согласно п. 5 Правил, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы: а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником); б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника; г) копия послужного списка сотрудника; д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником; ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником; з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по не зависящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма); л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения.

Согласно п. 6 Правил, копии документов, указанные в пункте 5 настоящих Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов. На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение одного месяца со дня принятия указанного решения.

В соответствии с пунктом 14 Правил предоставления единовременной социальной выплаты право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 этих правил, имевшегося у них на день увольнения.

Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ Чернов О.Г. состоит в зарегистрированном браке с Мироновой Ю.Н. Ранее Чернов О.Г. состоял в зарегистрированном браке с Черновой В.П., решением мирового судьи судебного участка № в Советском административном округе г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ брак между ними расторгнут.

Чернов О.Г. проходил службу в федеральном казенном учреждении «Исправительная колония №» УФСИН России по Омской области, имел специальное звание майора внутренней службы.

ДД.ММ.ГГГГ истцом в территориальную подкомиссию УФСИН России по Омской области были поданы документы для рассмотрения вопроса о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты составом семьи – супруга Миронова Ю.Н., о чем внесена запись в книгу учета заявлений (рапортов) сотрудников учреждений и органов УИИ на получение единовременной социальной выплаты, о чем в книге учета составлена запись №, Чернову О.Г. выдана справка о принятии документов (л.д. 9).

Приказом УФСИН России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №-лс Чернов О.Г. был уволен со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы по пункту «з» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (по ограниченному состоянию здоровья) с ДД.ММ.ГГГГ.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выслуга Чернова О.Г. составляла 30 лет 01 месяц 20 дней, в льготном исчислении 37 лет 10 месяцев 09 дней (л.д. 56).

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание территориальной подкомиссии УФСИН России по Омской области, на котором в связи с предоставлением полного перечня документов, определённых п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, было принято решение о направлении в Комиссию ФСИН России рапорта (заявления) и пакета документов сотрудников УФСИН России по Омской области (также уволенных со службы в учреждениях и органах УИИ), в том числе и Чернова О.Г. (л.д. 51-52).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора ФСИН России были направлены пакеты документов на сотрудников и граждан (исх. №) для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, в том числе были направлены документы истца (л.д. 50).

Согласно выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ Ф. Р. принял решение об отказе Чернову О.Г. в постановке на учет в связи с предоставлением неполного пакета документов в соответствии с п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (отсутствует копия финансового лицевого счета по СНТ «Север», выписка из домовой книги на жилые помещения по <адрес> и <адрес>, а также не все страницы паспортов представлены в учетное дело) (л.д. 47).

Суд полагает, что отсутствие копии выписки из домовой книги на жилые помещения по <адрес> и <адрес>, а также отсутствие копии финансового лицевого счета в отношении жилого помещения в <адрес> не могло являться основанием отказа в постановке на учет для ее получения в виду следующего.

Из материалов дела усматривается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Чернов О.Г. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. Супруга истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>. С данных адресов Чернов О.Г. предоставил копии лицевых счетов (л.д. 85,86).

Миронова Ю.Н. с ДД.ММ.ГГГГ, Чернов О.Г. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по месту жительства в жилом доме по адресу: <адрес>, с данного адреса истцом представлены копия домовой (поквартирной) книги, выписка из домовой книги, свидетельства о праве собственности на дом и земельный участок (л.д. 77-79, 87-88).

В соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства имеет уведомительный характер и отражает факт прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства (статья 2).

Как следует из части первой статьи 3 указанного выше Закона, регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию.

Согласно п. 6 Правил регистрации формы заявлений, свидетельств, уведомлений и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, а также соответствующих штампов устанавливаются Федеральной миграционной службой.

В соответствии с п. 82 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС Р. от ДД.ММ.ГГГГ №, должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов, с учетом положений пункта 30 Регламента, заполняют карточку регистрации по форме № (приложение № к Регламенту), поквартирную карточку по форме № (приложение № к Регламенту) или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме № (приложение № к Регламенту), адресные листки прибытия по форме № (приложение № к Регламенту), листок статистического учета прибытия по форме №П и листок статистического учета выбытия по форме №В к ним (приложение № к Регламенту) - на лицо, подлежащее статистическому наблюдению.

Пункт 85 названного Административного регламента предусматривает, что при регистрации граждан в жилых помещениях частного жилищного фонда, принадлежащих физическим или юридическим лицам на праве собственности, в случае отсутствия соглашения собственника (собственников) жилого помещения с управляющей жилищным фондом организацией на ведение данной работы, осуществляется оформление и хранение владельцами домов (квартир) домовых (поквартирных) книг по форме № (приложение № к Регламенту). Домовые (поквартирные) книги ведутся на каждое изолированное жилое помещение: домовладение (квартиру), часть домовладения (часть квартиры), комнату.

Домовая книга в силу п. 6 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, п. 82 и 85 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, принятого Приказом ФМС Р. от ДД.ММ.ГГГГ №, оформляет регистрацию граждан в жилых помещениях частного жилищного фонда.

Таким образом, выписки из домовой (поквартирной) книги в отношении жилых помещений по <адрес> и <адрес> не могли быть представлены, так как такой документ для жилых помещений в многоквартирных домах не предусмотрен, в то время как в отношениях между собственниками (пользователями) жилых помещений в многоквартирных домах и обслуживающими данные дома организациями, лицами, осуществляющими начисление коммунальных платежей, применяются финансовые лицевые счета на квартиру.

Представленные копии лицевых счетов на квартиры, а также копия домовой (поквартирной) книги, выписка из домовой книги, копии свидетельств о праве собственности на дом и земельный участок, являются надлежащими документами и полностью подтверждают те условия и основания, с которыми закон связывает право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья для определенной категории лиц, указывают на собственника помещения, количество и инициалы лиц, зарегистрированных в данных жилых помещениях, даты постановки на регистрационный учет, площадь помещений.

В связи с указанным отсутствие копии выписок из домовой книги на указанные квартиры, копии финансового лицевого счета на названный жилой дом, не могло являться основанием отказа в постановке на учет для ее получения.

Подпунктом «а» п. 5 названных Правил к заявлению прилагаются, в том числе, копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником).

Согласно материалам дела, Черновым О.Г. в пакет документов для получения единовременной социальной выплаты были представлены копии своего паспорта и паспорта супруги Мироновой Ю.Н., а именно страницы, содержащие сведения о месте жительства, семейном положении, а также о детях (л.д. 66-69).

Исходя из представленной истцом в материалов дела копии всех страниц своего паспорта (л.д. 106-112) и паспорта Мироновой Ю.Н. остальные листы их паспортов (которые не были предоставлены истцом в комиссию ФСИН) каких-либо отметок не содержат (за исключением отметки о ранее выданных паспортах).

При таких обстоятельствах, суд полагает, что представление копии паспортов истца и его супруги в указанном объеме, было достаточно для определения нуждаемости Чернова О.Г. в жилом помещении и рассмотрении его заявления.

Ссылки стороны ответчика на отсутствие права истца быть принятым на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с тем, что еще до направления заявления Чернова О.Г. для рассмотрения по существу в ФСИН России он был уволен со службы, до ДД.ММ.ГГГГ на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по месту службы поставлен не был, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм действующего законодательства.

Из содержания приведенных выше нормативных положений следует, что право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения у сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы возникает при наличии обязательных условий, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ. В целях реализации этого права сотрудники принимаются на учет для получения единовременной социальной выплаты, и такое право за ними сохраняется при увольнении со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы с правом на пенсию.

При этом нормами Федерального закона № 283-ФЗ и Правилами предоставления единовременной социальной выплаты приобретение сотрудником учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, обратившимся в период прохождения службы с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, права на получение указанной меры социальной поддержки не поставлено в зависимость от даты рассмотрения заявления сотрудника (подлежит рассмотрению в 3-месячный срок со дня подачи) комиссией ФСИН России - до или после его увольнения со службы в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Иное толкование нормативных положений, регулирующих порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты, противоречащее положениям части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующим равенство прав и свобод граждан, ставило бы в неравное положение сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих право на единовременную социальную выплату на основании норм Федерального закона № 283-ФЗ на момент обращения в территориальную комиссию ФСИН с заявлением о постановке на учет на получение такой выплаты, но уволенных из органов уголовно-исполнительной системы на момент принятия решения по этому заявлению комиссией ФСИН России, по сравнению с действующими сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, обладающими таким же правом.

В настоящей ситуации, поскольку истец на момент обращения в территориальную подкомиссию УФСИН России по Омской области являлся сотрудником и проходил службу в учреждении уголовно-исполнительной системы, а впоследствии был уволен со службы по ограниченному состоянию здоровья с правом на пенсию, необходимо установить наличие у Чернова О.Г. как сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы предусмотренных частями 1 и 3 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ обязательных условий для возникновения права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, отсутствие с его стороны указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.

Как указывалось выше, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Чернов О.Г. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, квартира по <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м находится в общей долевой собственности Черновой В.П. (бывшая супруга Чернова О.Г.) – <данные изъяты> доли, и Волковой О.С. (дочь Черновой В.П. от первого брака) – <данные изъяты> доли (л.д. 98-99).

Решением Советского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ произведен раздел совместно нажитого имущества супругов Чернова О.Г. и Черновой В.П., совместно нажитым имуществом, подлежащим разделу, признано, кроме прочего, <данные изъяты> доли в праве собственности на <адрес> в <адрес> стоимостью <данные изъяты> руб., в собственность Чернова О.Г. выделена <данные изъяты> доли указанной квартиры стоимостью <данные изъяты> руб.

В судебном заседании Чернов О.Г. пояснил, что право собственности на указанную <данные изъяты> долю (<данные изъяты> кв.м) в праве общей долевой собственности на квартиру по <адрес> в установленном законом порядке не регистрировал.

С ДД.ММ.ГГГГ Чернов О.Г. состоит в зарегистрированном браке с Мироновой Ю.Н.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Чернов О.Г. регистрации по месту жительства или месту пребывания не имел.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Чернов О.Г. на основании договора краткосрочного найма жилого помещения проживал по адресу: <адрес>, данная квартира принадлежит на праве собственности Каженец А.А., арендная плата составила <данные изъяты> руб. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец на основании договора краткосрочного найма жилого помещения проживал по адресу: <адрес>, данная квартира принадлежит на праве собственности Рабинович Т.Ф., арендная плата составила <данные изъяты> руб. (л.д. 81,83-84).

Жилой дом по адресу <адрес>, <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, и земельный участок под ним с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежат на праве собственности Мироновой О.И. (дочери супруги истца Мироновой Ю.Н. от первого брака).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Чернов О.Г. и Миронова Ю.Н. проживали в указанном доме в СНТ на основании договора безвозмездного пользования, заключенного с Мироновой О.И. Срок действия данного договора закончился ДД.ММ.ГГГГ, не продлевался, договор на новый срок не заключался.

С ДД.ММ.ГГГГ Чернов О.Г., а Миронова Ю.Н. с ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированы по адресу: <адрес>, по месту жительства. Истец и его супруга зарегистрированы в данном жилом доме, принадлежащем на праве собственности Мироновой О.И., в качестве членов ее семьи, что, в частности, подтверждается заявлениями Мироновой О.И., поданными в Отдел № 2 УФМС России по Омской области (л.д. 141, 144), доказательств обратного суду не представлено. Кроме того, факт того, что он и Миронова Ю.Н. вселены в жилой дом в <адрес> в качестве членов семьи собственника не оспаривал и сам Чернов О.Г.

Ссылки стороны истца на то, что Чернов О.Г. и его супруга членами семьи Мироновой О.И. не являются, поскольку никогда не проживали совместно с данным собственником в принадлежащем ей жилом помещении, совместное хозяйство не вели, подлежат отклонению на основании следующего.

Из содержания положений пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ во взаимосвязи с п. 11 Правил следует, что право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения имеют только сотрудники, проходящие службу в органах уголовно-исполнительной системы, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, при этом во внимание принимается суммарная площадь жилых помещений, находящихся в пользовании каждого члена семьи сотрудника, вне зависимости от того, кто является ее нанимателем или собственником.

В силу части 1 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Частью 1 статьи 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 ЖК РФ).

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Данное разъяснение сделано применительно к ситуации наличия у собственника единственного жилого помещения для проживания.

Из анализа приведенных норм права следует, что жилищным законодательством установлено, что лицо приобретает право пользования жилым помещением в случае вселения в жилое помещение в качестве члена семьи собственника наравне с собственником жилого помещения.

Миронова О.И. – дочь супруги истца, будучи собственником жилого помещения по адресу <адрес>, предоставила своей матери и ее супругу указанное жилое помещение в пользование. При этом отсутствие совместного проживания с собственником не помешало истцу и членам его семьи приобрести самостоятельное право пользования указанным домом путем регистрации ДД.ММ.ГГГГ (Чернов О.Г.) и ДД.ММ.ГГГГ (Миронова Ю.Н.) в данном жилом помещении по месту жительства в качестве членов ее семьи как собственника жилого помещения.

С момента регистрации какого-либо соглашения с собственником названного дома Мироновой О.И., определяющего права Чернова О.Г. и Мироновой Ю.Н. иначе, чем это предусмотрено статьей 31 ЖК РФ, заключено не было.

Таким образом, Чернов О.Г. и Миронова Ю.Н. в настоящее время в соответствии со ст. 31 ЖК РФ, как вселенные в квартиру Мироновой О.И. в качестве членов ее семьи, обладают самостоятельным правом пользования домом по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

По состоянию на дату подачи рапорта в доме в <адрес> помимо истца и его супруги никто зарегистрирован не был (л.д. 77-78,79).

Супруга истца Миронова Ю.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>. Данная квартира принадлежит на праве собственности матери Мироновой Ю.Н. – Мироновой Г.Н.

Квартира по <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году была приватизирована Мироновой Г.Н. и Мироновым Н.Н. (родители Мироновой Ю.Н., Миронов Н.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ) в общую совместную собственность, о чем им было выдано регистрационное удостоверение (л.д. 30,31).

На момент приватизации в указанной квартире (с ДД.ММ.ГГГГ года) помимо Мироновой Г.Н., Миронова Н.Н. были зарегистрированы и проживали их дочери – Миронова Ю.Н. и Миронова Г.Н. (л.д. 32-33).

Статьей 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в РФ» установлено, что каждый гражданин имеет право приобрести бесплатно в собственность в порядке приватизации жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

В случае оформления приватизации не на всех членов семьи нанимателя, обязательным условием приватизации жилого помещения является нотариально оформленное согласие (отказ от участия в приватизации) всех лиц, совместно проживающих с нанимателем данного помещения. При этом за лицами, давшими согласие на приватизацию в пользу других совместно проживающих лиц, сохраняется право постоянного бессрочного пользования данным жилым помещением.

С учетом изложенного Миронова Ю.Н., будучи членом семьи собственника жилого помещения, отказавшись от участия в приватизации квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., сохранила бессрочное право пользования данной квартирой, независимо от того, в чьей собственности данное жилое помещение находится.

Выезд Мироновой Ю.Н. из квартиры по <адрес>, регистрация ее по месту жительства в жилом помещении в <адрес> не опровергают факт наличия у нее бессрочного права пользования принадлежащим ее матери жилым помещением как члена семьи собственника жилого помещения

По состоянию на дату подачи рапорта в квартире по <адрес> были зарегистрированы Миронова Г.Н., Миронова О.И. (л.д. 86).

Таким образом, расчет обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи истца следует производить в соответствии с положениями пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, то есть исходя из суммарной площади жилых помещений, право пользования которыми имеют Чернов О.Г. и Миронова Ю.Н., с учетом лиц, членами семьи которых они являются в соответствии со статьей 31 ЖК РФ – Миронова Г.Н. и Миронова О.И.

При таком расчете (<данные изъяты> кв.м (общая площадь квартиры Мироновой Г.Н. по <адрес>) + <данные изъяты> кв.м (общая площадь жилого дома Мироновой О.И. в <адрес> +<данные изъяты> кв.м (<данные изъяты> доли Чернова О.Г. в квартире по <адрес>) / <данные изъяты>) обеспеченность общей площадью на одного члена семьи составляет <данные изъяты> кв.м, что больше установленной пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ учетной нормы - <данные изъяты> кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, дающей право сотруднику уголовно-исполнительной системы на получение единовременной социальной выплаты.

При таких обстоятельствах у Чернова О.Г. не возникло право на получение единовременной социальной выплаты на основании статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ в связи с отсутствием необходимых условий, предусмотренных пунктом 2 части 3 данной нормы, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Доводы стороны истца о то, что факт нуждаемости Чернова О.Г. в жилом помещении подтверждается тем, что УФСИН России по Омской области производил ему выплату компенсации за найм жилья в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательств того, что для производства данных выплат проверялся факт нуждаемости истца в жилом помещении в материалах дела не имеется. Представитель УФСИН России по Омской области в судебном заседании пояснила, что для производства данной выплаты важен факт отсутствия в собственности работника ФСИН жилых помещений и наличие договора найма, нуждаемость работника в жилом помещении в соответствии с требованиями законодательства в таких случаях не определяется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

в удовлетворении исковых требований Чернова О.Г. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Омской области о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение тридцати дней с момента изготовления в окончательном виде путем подачи апелляционной жалобы через Первомайский районный суд города Омска.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья                                        Решение суда ступило в законную силу 29.03.2017


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда о возложении обязанности установить очередность в получении государственного жилищного сертификата

Озерский М.А. обратился в суд с иском к УФСИН России по о возложении обязанности установить очередность в получении государственного жилищного сертификата.В обоснование требований указал, что дд.мм.гггг им подано заявление в УФСИН России по о вклю...

Решение суда об отказе в постановке на учет

Макажанов А.С. обратился в суд с иском к УФСИН России по о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет.В обоснование требований указал, что в связи с выслугой более и обеспечением его жилой площадью менее м. имеет право на получени...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru