Решение суда об устранении допущенного нарушения, осуществлении определенных действий № 2а-2106/2017 (2а-10162/2016;)

Дело № 2-2106/17                                                     13 января 2017 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи И.Н. Белоноговой,

при секретаре С.Р. Байковой,

с участием представителя истца Иванова М.Б., представителя ответчика Вишневской М.В., представителя третьего лица Садоводческого некоммерческого товарищества «Лесопромышленный комбинат Ленметростроя» Андриенко С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бобир И. А. к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга об устранении допущенного нарушения, осуществлении определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Бобир И.А. /далее – истец/ изначально обратилась в Колпинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Правительства Санкт-Петербурга о признании отказа в оформлении документов на занимаемый ею земельный участок № незаконным, обязании осуществить необходимые действия по постановке земельного участка № фактической площадью землепользования 905,7 кв.м., расположеного на территории садоводческого некоммерческого товарищества «Лесопромышленный комбинат Ленметростроя» /далее – СНТ «ЛПК Ленметростроя»/ по адресу: <адрес>, на кадастровый учет, осуществить необходимые действия по подготовке документов для оформления после постановки на кадастровый учет указанного земельного участка в собственность истца.

В обоснование исковых требований указано, что истец на момент вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» /далее – Закон о садоводческих объединениях /являлась/ и является по настоящее время/ пользователем земельного участка №, который предоставлен ей как члену СНТ «ЛПК Ленметростроя». Спорный земельный участок расположен в границах земельного участка, предоставленного СНТ «ЛПК Ленметростроя» до вступления в силу Закона о садоводческих объединениях на основании договора аренды земельного участка №К-00393 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного СНТ «ЛПК Ленметростроя» с Невским районным агентством Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга и зарегистрированного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Правительства Санкт-Петербурга.

Истец обратилась в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Правительства Санкт-Петербурга /в настоящее время – Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга/ по вопросу постановки вышеуказанного земельного участка № на кадастровый учет, осуществления подготовки документов для оформления земельного участка в собственность истца. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга в совершении данных действий отказал со ссылкой на часть 3 статьи 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» /отсутствие актов органов государственной власти о предоставлении земельного участка в установленном порядке, непредставление ряда необходимых документов/.

В отказе содержался вывод о невозможности оформления земельного участка в собственность истца в административном порядке по причине временного характера землепользования и отсутствия правовых оснований для оформления наружных границ и границ земельных участков, относящихся к общему имуществу СНТ «ЛПК Ленметростроя». Настоящий отказ истец считает незаконным, основанным на неправильном применении положений Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях гражда», в связи с чем истец обратился в суд.

Решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № в удовлетворении искового заявления Бобир И.А. было отказано /т.    1 л.д. 207-215/.

Апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение суда было оставлено без изменения, апелляционная жалоба Бобир И.А. – без удовлетворения /т. 1 л.д. 254-266/.

Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции /т. 1 л.д. 326-336/.

Решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Бобир И.А. были удовлетворены /т.2 л.д. 183-190.

Апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение суда отменено, дело передано в Невский районный суд Санкт-Петербурга для рассмотрения по существу /т.2 л.д. 237-242/.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Иванов М.Б. исковые требования поддержал, просил удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям. В связи с получением межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ уточнили заявленные исковые требования в части площади земельного участка - 1061 кв.м.

Представитель Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга по доверенности Вишневская М.В., действующая от имени Комитета как правопреемника Комитета по управлению городским имуществом /постановление Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ №/ в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, указала, что отказ Комитета в совершении требуемых действий обусловлен невозможностью формирования земельного участка ввиду отсутствия разработанного и утвержденного проекта организации застройки территории СНТ «ЛПК Ленметростроя», отсутствием утвержденных в установленном порядке границ земельного участка СНТ «ЛПК Ленметростроя», что не позволяет идентифицировать испрашиваемый земельный участок, поскольку не представляется возможным установить расположение земельного участка, установить, выходит ли он за пределы СНТ «ЛПК Ленметростроя» или полностью или частично находится на его территории, не занимая при этом часть территории садоводства, относящейся к местам общего пользования или земельного участка, отведенного иному члену садоводства. Также указала, что основанием для отказа послужило отсутствие документов, подтверждающих предоставление земельного участка СНТ «ЛПК Ленметростроя» в установленном порядке.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, СНТ «ЛПК Ленметростроя» Андриенко С.В., исковые требования поддержал, просил удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация Невского района Санкт-Петербурга, в судебное заседание не явилось, о дате и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, о чем в материалах гражданского дела имеется расписка, каких-либо ходатайств не представило, в предыдущих заседаниях против удовлетворения исковых требований возражало. Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального Кодекса РФ /далее – ГПК РФ/, учитывая, что третье лицо администрация Невского района Санкт-Петербурга о дате и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, не просило отложить рассмотрение дела, с учетом мнения сторон суд приходит к выводу о возможности рассмотрения настоящего гражданского дела в отсутствие не явившегося третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из них в отдельности, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского Кодекса Российской Федерации /далее – ГК РФ/ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

На основании пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации /далее – ЗК РФ/ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В силу положений статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Бобир И.А. с 1996 года является членом садоводческого некоммерческого товарищества «Леспопромышленный комбинат Ленметростроя», что подтверждается членской книжкой садовода №, согласно которой истец занимает садовый участок № размером 905,7 кв. м. в садоводстве по адресу: <адрес> /т. 1 л.д. 101-102/.

Бобир И.А. обратилась в Невский районный отдел Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Правительства Санкт-Петербурга с заявлением, в котором просила осуществить действия по постановке на кадастровый учет вышеназванного земельного участка, находящегося у него в пользовании и расположенного на территории Садоводческого некоммерческого товарищества «Лесопромышленный комбинат Ленметростроя», а также действия по подготовке документов для оформления в собственность поставленного на кадастровый учет земельного участка.

Ответом от ДД.ММ.ГГГГ Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Правительства Санкт-Петербурга в удовлетворении указанного заявления отказал со ссылкой на отсутствие правовых оснований для оформления документов на занимаемый земельный участок.

На момент обращения истца в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Правительства Санкт-Петербурга по вопросу осуществления действий по постановке на кадастровый учет земельного участка     особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям регулировались положениями статьи 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

В соответствии с пунктом 4 статьи 28 названного закона в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.

Правовое значение для разрешения вопроса о наличии у лица права на получение бесплатно в собственность земельного участка имеет доказанность того факта, что земельный участок, составляющий территорию СНТ, предоставлен данному СНТ до вступления в силу Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», то есть до апреля 1998 года, с соблюдением установленного порядка предоставления, а также членство указанного лица в СНТ.

Названная правовая позиция согласуется с разъяснениями, содержащимися в пункте 2.8 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями за 2010 - 2013 годы, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Так, из материалов дела следует, что решением Исполкома Ленинградского городского совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ «О незаконно занятых землях садоводческими товариществами предприятий и организаций Ленинграда» установлено, что в результате отсутствия должного контроля за правильным использованием свободных земель, в том числе в Невском районе, допущена организация садоводческих товариществ предприятий и организаций в нарушение Постановления Совета Министров РСФСР от 18 марта 1966 года № 261. Без соответствующего разрешения имело место незаконное занятие земельных участков, в том числе предприятиями Невского района - 41 га, и допущена организация садоводческих товариществ.

Из пункта 3 данного решения усматривается, что исполкому Невского райсовета разрешено оформление договоров на временное землепользование на ранее занятую землю предприятиями и организациями для садоводческих товариществ, согласно приложению с условием освобождения их в случае отвода указанных земель для государственных и общественных надобностей без компенсации стоимости строений и насаждений.

В пункте 5 Приложения к решению Исполкома Ленгорсовета от ДД.ММ.ГГГГ №-й Деревообрабатывающий завод Ленметростроя в Невском районе включен в список предприятий на оформление земель занятых садоводческими товариществами на <адрес>.

Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ технической инвентаризации земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, составленного Малым государственным предприятием «ИНВЕРЖИЛКОМ» Исполнительного комитета Невского района Совета народных депутатов Ленинграда, была произведена инвентаризация земельных участков, составляющих территорию Садоводства «Лесопромышленный комбинат Ленметростроя». Из акта следует, что итоговая площадь занимаемого садоводством участка фактически составляет 121 069, 9 кв. м.

Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ председатель Садоводческого некоммерческого товарищества «Лесопромышленный Комбинат Ленметростроя» обратился в администрацию <адрес> Санкт-Петербурга с заявлением о продлении договора аренды, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга и Садоводством ЛПК Метростроя, земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>

На основании указанного обращения Комиссия по распоряжению объектами недвижимости Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга приняла решение (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №), в соответствии с которым администрация Невского района Санкт-Петербурга издала распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №р «О продлении аренды земельного участка садоводческому товариществу Лесопромышленного комбината «Ленметрострой».

В соответствии с указанным распоряжением аренда земельного участка, расположенного по адресу<адрес> площадью <данные изъяты> кв. м., которая соответствует общей площади индивидуальных земельных участков членов СНТ по инвентарным планам от ДД.ММ.ГГГГ, продлена сроком на один год. По окончании срока аренды участок подлежит освобождению без компенсации затрат на его освоение и без предоставления взамен иного участка /п. 3 названного распоряжения/.

Во исполнение названного распоряжения ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга и СНТ «ЛПК Ленметростроя» был заключен договор аренды № земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>.

Пунктом ДД.ММ.ГГГГ данного договора предусмотрено, что после окончания срока действия договора участок передается арендодателю в состоянии и качестве не хуже первоначального. Срок действия указанного договора аренды был установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Однако при отсутствии возражений сторон члены садоводства продолжили пользоваться своими земельными участками после указанной даты.

В дальнейшем на основании решения Комиссии по распоряжению объектами недвижимости Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №) территориальным управлением Невского административного района Санкт-Петербурга было издано распоряжение №-р от ДД.ММ.ГГГГ «О продлении аренды земельного участка садоводческому товариществу Лесопромушленного комбината «Ленметрострой».

Во исполнение указанного распоряжения ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга и Садоводческим некоммерческим товариществом «Лесопромышленный комбинат Ленметростроя» был заключен новый договор аренды №-ЗК-00393 земельного участка площадью 121 070 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Усть-Славянка, <адрес>.

Пунктом ДД.ММ.ГГГГ договора было также предусмотрено условие, что после окончания срока действия договора участок передается арендодателю в состоянии и качестве не хуже первоначального. Срок действия указанного договора аренды был установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из фактических обстоятельств дела и приведенных норм закона, суд приходит к выводу о том, что земельный участок, составляющий территорию СНТ «ЛПК Ленметростроя», был предоставлен СНТ в установленном законом порядке.

Вопросы предоставления земельных участков на момент принятия указанного решения Исполкомом Ленинградского городского совета депутатов трудящихся, регулировались Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, Земельным кодексом РСФСР, введенным в действие с ДД.ММ.ГГГГ, а также иными, издаваемыми в соответствии с ними актами земельного законодательства.

Статьей 11 Земельного кодекса РСФСР /в редакции 1970 года, действовавшей в 1976 году, на дату вынесения решения Исполкома Ленинградского городского совета депутатов трудящихся №/ предусматривалось, что земля предоставляется в бессрочное или временное пользование.

Бессрочным (постоянным) признается землепользование без заранее установленного срока.

Временное пользование землей может быть краткосрочным - до трех лет и долгосрочным - от трех до десяти лет. В случае производственной необходимости эти сроки могут быть продлены на период, не превышающий соответственно сроков краткосрочного или долгосрочного временного пользования. Продление сроков временного пользования земельными участками производится органами, предоставившими эти земли.

Согласно статье 12 Земельного кодекса РСФСР предоставление земельных участков в пользование осуществляется в порядке отвода.

Отвод земельных участков производится на основании Постановления Совета Министров РСФСР или Совета Министров автономной республики, либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР. В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указываются цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей.

В соответствии со статьей 74 данного Кодекса земельные участки для коллективного садоводства предоставляются предприятиям, организациям и учреждениям из земель государственного запаса, государственного лесного фонда и несельскохозяйственного назначения за пределами пригородной и зеленой зоны городов и других населенных пунктов.

При отсутствии указанных земель для коллективного садоводства могут предоставляться земельные участки из земель государственного лесного фонда, не покрытых лесом или занятых малоценными лесными насаждениями, в пригородных и зеленых зонах городов и других населенных пунктов с учетом перспективного расширения территории населенных пунктов, несельскохозяйственные угодья из земель, занятых подсобным сельским хозяйством предприятий, организаций и учреждений, и, в виде исключения, неиспользуемые чересполосные, мелкоконтурные участки и малопродуктивные угодья колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий.

В силу статьи 76 Земельного кодекса РСФСР земельные участки для коллективного садоводства предоставляются предприятиям, организациям и учреждениям в бессрочное пользование в порядке, установленном статьями 12 - 18 настоящего Кодекса.

Таким образом, исходя из анализа приведенных положений Земельного кодекса РСФСР следует, что земельные участки закреплялись за садоводческими товариществами в постоянное (бессрочное) пользование без ограничения права определенным сроком.

23 апреля 1998 года вступил в силу Закон о садоводческих объединениях, пункт 3 статьи 28 которого предоставлял гражданам право на приватизацию в индивидуальном порядке закрепленных за ними садовых, огородных или дачных участков, в том числе предоставленных по договорам аренды или на праве срочного пользования.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о садоводческих объединениях обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.

Так, граждане вправе в индивидуальном порядке приватизировать закрепленные за ними садовые, огородные и дачные земельные участки. При наличии встречных требований к границам земельных участков спор рассматривается органом местного самоуправления или в суде. В случае несоответствия фактической площади садовых, огородных и дачных земельных участков площади таких участков, указанной в ранее принятых решениях, орган местного самоуправления вправе закрепить садовые, огородные и дачные земельные участки в новых границах или потребовать восстановления прежних границ (пункт 3).

Таким образом, с вступлением в силу данного закона граждане приобретали право на индивидуальную приватизацию законно предоставленных для ведения садоводства земельных участков.

Редакция пункта 4 статьи 28 Закона о садоводческих объединениях, вступившая в силу с 1 сентября 2006 г. предусматривала, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу Закона о садоводческих объединениях было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.

В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает: сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя); сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Таким образом, право на бесплатное приобретение земельного участка в собственность ставится в зависимость от наличия либо проекта организации и застройки территории данного некоммерческого объединения, либо другого устанавливающего распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документа и, соответственно, от предоставления приватизированного земельного участка в соответствии с данным документом.

Для реализации членом садоводства права на бесплатную приватизацию земельного участка, входящего в состав территории садоводства, не имеет правового значения, на каком праве садоводству предоставлен земельный участок: на праве аренды или на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Факт того, что земельный участок выделен садоводству на праве аренды, не ограничивает право садоводов на приватизацию земельных участков, расположенных в таком садоводстве, поскольку положения пункта 4 статьи 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» не ставят возможность приватизации участка в зависимость от права, на котором садоводству был предоставлен земельный участок.

При этом пункт 1 статьи 28 данного закона в его первоначальной редакции устанавливал право садоводов, огородников, дачников, а также их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений на приватизацию земельных участков, полученных из государственных и муниципальных земель, в том числе полученных на праве аренды или срочного пользования, за исключением установленных федеральными законами случаев запрета на передачу земельных участков в собственность.

Последующие редакции статьи 28 Закона о садоводческих объединениях не содержали указания на отмену или прекращение ранее возникших прав на индивидуальную приватизацию садовых участков и не ставили их в зависимость от основания предоставления земельного участка.

Доводы ответчика о том, что в 1976 году земельный участок предоставлялся для садоводства временно с условием последующего его освобождения без компенсации, не могли являться основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку, как это следует из установленных судом обстоятельств, до вступления в силу Закона о садоводческих объединениях в установленном порядке было создано садоводческое объединение, которому органом местного самоуправления земельный участок был передан в аренду на определенный срок с последующей бессрочной пролонгацией договора аренды.

В предмет доказывания по настоящему гражданскому делу также входит факт создания СНТ до вступления Федерального закона от 15 апреля 1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в силу.

Решением исполкома Невского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № зарегистрирован Устав садоводческого товарищества «ЛПК Ленметростроя», принятый общим собранием ДД.ММ.ГГГГ (протокол №), утвержденный администрацией и завкомом комбината. ДД.ММ.ГГГГ инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга осуществила постановку СНТ «ЛПК Ленметростроя» на налоговый учет.

Таким образом, СНТ «Лесопромышленный комбинат Ленметростроя» образовано до вступления в силу названного Федерального закона. На момент рассмотрения спора СНТ «ЛПК Ленметростроя» является действующим, пользование ранее предоставленным земельным участком сохраняется.

Судом установлено, что на дату вступления в силу ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, был предоставлен СНТ «Лесопромышленный комбинат Ленметростроя» на праве аренды для использования под садоводство по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, пролонгированному на неопределенный срок в связи с отсутствием возражений сторон на основании пункта 6.1 данного договора.

Из установленных судами фактических обстоятельств дела следует, что данный договор с учетом приведенных выше положений был продлен сторонами на неопределенный срок, государственная регистрация прекращения договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ произведена лишь ДД.ММ.ГГГГ, как это следует из содержания оспариваемого заявителем ответа заместителя председателя Комитета по землеустройству от ДД.ММ.ГГГГ №. Основания регистрации прекращения договора аренды судом не указаны.

Что касается установления фактов членства Бобир И.А. в СНТ «ЛПК Ленметростроя», а также выделения заявителю и использования им земельного участка №, указанные факты были установлены ранее в судебных актах по настоящему спору, участвующими в деле лицами не оспаривались.

В отношении довода ответчика о том, что наличие проекта организации застройки территории садоводства для формирования испрашиваемого истцом земельного участка является обязательным суд исходит из следующего.

Пункт 4 статьи 28 данного закона в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, не требовал обязательного утверждения органом местного самоуправления проекта застройки территории садоводческого объединения и издания акта об утверждении его границ. Указанная норма закона предусматривала право на бесплатную приватизацию земельного участка, предоставленного гражданину в соответствии с проектом застройки и организации территории объединения, либо с другим документом, устанавливающим распределение участков в этом объединении.

Суд исходит из того, что наличие проекта организации застройки территории садоводства для формирования испрашиваемого истцом земельного участка не является обязательным, к заявлению о предоставлении участка в собственность требовалось приложить лишь описание земельного участка, заключение правления данного некоммерческого объединения, подтверждающее распределение участка этому гражданину и соответствие подготовленного им описания местоположению фактически используемого участка (пункт 4 статьи 28), а бездействие некоммерческого объединения по оформлению прав на общий земельный участок не может служить препятствием для члена этого объединения в реализации права на получение земельного участка в собственность.

С учетом изложенного, отказ в удовлетворении требований заявителя по мотивам отсутствия правоустанавливающих документов на право собственности или постоянного бессрочного пользования, а также по мотиву отсутствия актов органа местного самоуправления об утверждении проекта застройки территории садоводческого объединения и его границ, не основан на законе.

Из заявленных Бобир И.А. требований следует, что имеет место спор о праве на приобретение в собственность бесплатно садового участка.

Бобир И.А. ссылается на наличие у нее данного права в силу прямого указания закона, действовавшего на момент спора, и фактически ставит вопрос о признании за ним права на земельный участок.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения данных прав и обязанностей, а применительно к подпункту 8 пункта 1 указанной статьи - вследствие действий должностных лиц этих органов.

Защита гражданских прав должна осуществляться соответственно способами, установленными гражданским законодательством, и в процедуре, установленной процессуальным законом для разрешения споров о гражданских правах и обязанностях.

Соответственно, и суд для обеспечения права на судебную защиту граждан и организаций не вправе произвольно выбирать для себя порядок судопроизводства, а обязан действовать по правилам процедуры, установленной законодательством для данного вида судопроизводства. В актах, разрешающих дело по существу, суд определяет действительное материально-правовое положение сторон, то есть применяет нормы права к тому или иному конкретному случаю в споре о праве.

Поскольку все условия, необходимые для безвозмездной передачи земельного участка в собственность истца, а именно: СНТ «ЛПК Ленметростроя» образован до вступления в силу ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», земельный участок, находящийся во владении истца, входит в состав территории СНТ «ЛПК Ленметростроя» и предоставлен СНТ «ЛПК Ленметростроя» по договору аренды до вступления в силу вышеназванного закона, истец является членом СНТ «ЛПК Ленметростроя», земельный участок распределен истцу в соответствии с действовавшим в объединении порядком, соблюдены, а также учитывая тот факт, что основания для отказа в предоставлении земельного участка в частную собственность отсутствуют, суд приходит к выводу, что у истца возникло право на приватизацию земельного участка №.

Учитывая фактические обстоятельства дела, а также вышеприведенные нормы права, суд приходит к выводу о наличии у истца права, предусмотренного пунктом 4 статьи 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», на получение бесплатно в собственность земельного участка, расположенного на территории СНТ «Лесопромышленный Комбинат Ленметростроя» в силу прямого указания закона, действовавшего на момент возникновения спора.

Отказ Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга в удовлетворении заявления истца в постановке на кадастровый учет земельного участка, находящегося в пользовании заявителя, и передаче его в собственность, является незаконным и необоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ

Исковые требования Бобир И. А. – удовлетворить.

Признать незаконным отказ в оформлении документов на занимаемый Бобир И. А. участок №, выраженный в письме № Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Бобир И. А. на приватизацию, в том числе: осуществить все необходимые действия по постановке на кадастровый учет земельного участка № фактической площадью землепользования <данные изъяты> кв.м., расположенного на территории СНТ «Лесопромышленного Комбината Ленметростроя» по адресу: <адрес>; осуществить все иные необходимые действия по подготовке документов для оформления в собственность прав Бобир И. А. постановленного на кадастровый учет земельного участка №, предусмотренные Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организации при оформлении документов по передаче в собственность граждан земельных участков, находящихся в их пользовании, утвержденным распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ №-ра.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                                                                                И.Н. Белоногова

Мотивированное решение составлено

09 февраля 2017 года


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда об устранении допущенного нарушения, осуществлении определенных действий

Андриенко С.В. /далее – истец/ изначально обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Правительства Санкт-Петербурга о признании отказа в оформлении документов на занимаемый им ...

Решение суда о признании отказа незаконным, обязании совершить действия

Егорова А.А. и Ушаков Е.В. обратились в суд с исковыми заявлениями к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству, правопреемником которого является Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, изменив которые в порядке ст. 39 ГПК РФ, про...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru