Решение суда о признании информации, размещенной в информационно-коммуникационной сети «Интернет», запрещенной № 2а-2576/2017 ~ М-2225/2017

Дело № 2а-2576/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 апреля 2017 года

Приволжский районный суд г. Казани в составе

председательствующего судьи Старшой Ю.А.

с участием представителя административного истца Васютина А.Е.

при секретаре Кадыровой А.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РТ о признании информации, размещенной в информационно-коммуникационной сети «Интернет», запрещенной,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд с административным иском в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Управлению Роскомнадзора по <адрес> о признании информации запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» по ограничению доступа к запрещенной информации. В ходе проверки выявлен факт размещения для свободного доступа неограниченного круга лиц интернет-страниц в сети «Интернет», а именно:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты> На указанных интернет-страницах размещена информация о продаже дистанционным способом посредством сети «Интернет» лекарственных средств, а именно: феназепам, алпразолам, клоназепам, реланиум, валиум, ксанакс, релиум, сибазон, седуксен, фенибут, бензонал, грандаксин, мезапам, лоразепам, тазепам, имован, ивадал, рогипнол, реладорм, клофелин, дормикум, сомнол, санвал, хлороформ, галотан, циклодол, димедрол, пипольфен, налбуфин, трамал, трамадол, коделак, нурофен, терпинкод, сиднокарб, залдиар, азалептин, рисполепт, галоперидол, Аминазин, Тизерцин, Лепонекс, Меллерил, Труксал, Неулептил, Клопиксол, Сероквель, Этаперазин, Трифтазин, Флуанксол, Оланзапин, Зипразидон (зелдокс), Модитен Пипотиазин Мажептил Эглонил Амисульпирид, паксил, ремерон, амитриптилин, аминазин, флуокситин, симбалта, прозак, циталопрам, феварин, золофт, анафринил, циклодол, эфедрин, арсан, теофедрин, тропикамид, редуксин, линдакса, тестостерон, виагра, кленодин, андрогель, левитра, сиалис, риталин, ноотропил, фезам, стугерон, семакс, баклофен, модафинил, а также иных лекарственных средств. Приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н утвержден перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в который включены, в том числе: алпрозалм, галазепам, клонозепам, эфедрин, элениум. В рассматриваемом случае, посредством информации, размещенной на указанном сайте, осуществляется продажа дистанционным способом лекарственных препаратов. Предоставление возможности приобретения лекарственных средств посредством сети «Интернет» представляет собой распространение информации о незаконной торговле лекарственными средствами, без необходимости представления рецепта врача со стороны покупателя, и без получения соответствующей лицензии со стороны продавца. Поскольку ограничение торговли лекарственными средствами обусловлено потенциальной опасностью причинения вреда здоровью приобретающих их лиц, доступ к информации о возможности приобретения лекарственных средств, которые подлежат отпуску только по рецепту врача и могут применяться только в условиях стационара при обеспечении условий оказания срочной медицинской помощи, должен быть ограничен на основании статьи 9 Закона об информации в целях защиты здоровья граждан РФ. Прокурор просит признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на интернет-страницах по сетевым адресам: ***;

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты> направить копию решения суда с отметкой о вступлении в законную силу оператору Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», для внесения сведений в Единый реестр.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал и просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, с иском не согласен.

Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно статье 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2124-1 "О средствах массовой информации" запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

    В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

    На основании части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно частям 1 и 6 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

    В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

    В силу частей 1-3, пункта 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).

В реестр включаются:

1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На основании пункта 1 статьи 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Разрешена розничная торговля только лекарственными препаратами, зарегистрированными в Российской Федерации или изготовленными аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется по правилам надлежащей аптечной практики, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 5 Правил продажи товаров дистанционным способом (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 612) не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 179 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" утвержден перечень видов продукции, свободная реализация которых запрещена, в который включены также яды, наркотические средства и психотропные вещества; спирт этиловый; лекарственные средства, за исключением лекарственных трав; лекарственное сырье, получаемое от северного оленеводства (панты и эндокринное сырье).

Согласно пунктам 2 и 3 «Порядка отпуска физическим лицам лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества» (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 562н) отпуску подлежат комбинированные лекарственные препараты, содержащие наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры в количестве, не превышающем предельно допустимое количество наркотического средства, психотропного вещества и их прекурсора, содержащегося в препаратах, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в списки II, III и IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 681, утвержденное приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 157н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 17376).

Комбинированные лекарственные препараты, указанные в пунктах 4 и 5 настоящего Порядка, отпускаются аптеками, аптечными пунктами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, по рецептам, выписанным на рецептурных бланках форм N 107-1/у и N 148-1/у-88, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения".

Иные комбинированные лекарственные препараты опускаются из аптек, аптечных пунктов, аптечных киосков и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность без рецепта.

Статьей 14.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами.

Как видно из материалов дела, помощником прокурора <адрес> ФИО2 был осуществлен мониторинг сети «Интернет» на предмет выявления материалов, запрещенных к распространению.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проверки выявлены следующие интернет-сайты:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

На указанных интернет-страницах размещена информация о продаже дистанционным способом посредством сети «Интернет» лекарственных средств, а именно: феназепам, алпразолам, клоназепам, реланиум, валиум, ксанакс, релиум, сибазон, седуксен, фенибут, бензонал, грандаксин, мезапам, лоразепам, тазепам, имован, ивадал, рогипнол, реладорм, клофелин, дормикум, сомнол, санвал, хлороформ, галотан, циклодол, димедрол, пипольфен, налбуфин, трамал, трамадол, коделак, нурофен, терпинкод, сиднокарб, залдиар, азалептин, рисполепт, галоперидол, Аминазин, Тизерцин, Лепонекс, Меллерил, Труксал, Неулептил, Клопиксол, Сероквель, Этаперазин, Трифтазин, Флуанксол, Оланзапин, Зипразидон (зелдокс), Модитен Пипотиазин Мажептил Эглонил Амисульпирид, паксил, ремерон, амитриптилин, аминазин, флуокситин, симбалта, прозак, циталопрам, феварин, золофт, анафринил, циклодол, эфедрин, арсан, теофедрин, тропикамид, редуксин, линдакса, тестостерон, виагра, кленодин, андрогель, левитра, сиалис, риталин, ноотропил, фезам, стугерон, семакс, баклофен, модафинил, а также иных лекарственных средств.

На указанных интернет-сайтах осуществляется продажа дистанционным способом лекарственных препаратов. При этом данная информация находится в свободном доступе.

Предоставление возможности приобретения лекарственных средств посредством сети «Интернет» представляет собой распространение информации о незаконной торговле лекарственными средствами, без необходимости представления рецепта врача со стороны покупателя, и без получения соответствующей лицензии со стороны продавца.

При этом нарушается установленное законодательством ограничение торговли лекарственными средствами, которое обусловлено потенциальной опасностью причинения вреда здоровью приобретающих их лиц, предоставляется доступ к информации о возможности приобретения лекарственных средств, которые подлежат отпуску только по рецепту врача и могут применяться только в условиях стационара при обеспечении условий оказания срочной медицинской помощи.

Признание тех или иных информационных материалов о незаконной торговле лекарственными средствами, в том числе содержащих психотропные вещества, без необходимости представления рецепта врача со стороны покупателя, и без получения соответствующей лицензии со стороны продавца, запрещенными для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу здоровью угрозу здоровью граждан, так как указывают о способе и месте его приобретения, а также пропагандируют преимущества его использования.

По делам о признании информации о незаконной торговле лекарственными средствами, в том числе содержащими психотропные вещества, без необходимости представления рецепта врача со стороны покупателя, и без получения соответствующей лицензии со стороны продавца, и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории РФ юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации.

Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что наличие в свободном доступе в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по вышеуказанным адресам информации нарушает права неопределенного круга лиц – потребителей информационных услуг, в том числе несовершеннолетних.

На основании изложенного, суд считает необходимым признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресам:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

    Поскольку Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РТ является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, то суд считает необходимым возложить на него обязанность по включению сайтов с вышеуказанными адресами в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

    Таким образом, административный иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РТ о признании информации, размещенной в информационно-коммуникационной сети «Интернет», запрещенной удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресам:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РТ включить сайты с вышеуказанными адресами в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ в течение месяца через Приволжский районный суд <адрес>.

Судья Приволжского

районного суда <адрес> Старшая Ю.А.


 

Решения судов по блокировке сайтов:

Решение суда о признании информации, размещенной в информационно-коммуникационной сети «Интернет», запрещенной

Прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском о признании информации запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.В обоснование заявленных требований указано, что...

Решение суда о признании информации запрещённой к распространению на территории Российской Федерации

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по обратилось в суд с административным иском о признании информации запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.В обоснование ис...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru