Решение суда о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности № 2-1559/2017 ~ М-1226/2017

Дело № 2-1559/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Челябинск                                                                                      11 мая 2017 г.

Тракторозаводский районный суд г. Челябинска в составе председательствующего С.В. Тетюева при секретаре В.А. Суровой с участием представителя истца А.В. Гулиевой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Выползовой О. И., Выползовой Н. И., Выползова М. И., Лапшиной В. В. к Администрации г. Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

О.И. Выползова, Н.И. Выползова, М.И. Выползов, В.В. Лапшина обратились в суд с иском к Администрации г. Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - КУиЗО) о признании незаконным отказа КУиЗО в предоставлении земельного участка от 27.02.2017, возложении обязанности на Администрацию г. Челябинска, КУиЗО подготовить и направить истцам проект договора купли-продажи земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером № по адресу: г. <адрес> по ценам, установленным в Челябинской области для выкупа земельных участков собственниками зданий, строений и сооружений, расположенных на них, не позднее одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу. В обоснование иска указано, что истцы являются сособственниками жилого дома площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Дом расположен на земельном участке с кадастровым номером №, который находится в аренде у истцов. В январе 2017 года истцы обратились с заявлением о предоставлении в собственность данного земельного участка путем выкупа. 27.02.2017 КУиЗО отказал в этом, поскольку земельный участок расположен на землях общего пользования, не подлежащих выкупу. Данный отказ истец считает незаконным (л.д. 5-7).

Истцы О.И. Выползова, Н.И. Выползова, М.И. Выползов, В.В. Лапшина, извещенные надлежащим образом о слушании дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель истца А.В. Гулиева, действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности от 10.11.2015 (л.д. 41-43), в судебном заседании на удовлетворении требований настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчиков Администрации г. Челябинска и КУиЗО в судебном заседании при надлежащем извещении участия не приняли, о причинах неявки не сообщили. Представитель КУиЗО представил письменный отзыв, в котором просил отказать в иске.

В силу ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Как предусмотрено ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

На основании ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления является одним из способов защиты гражданских прав.

В судебном заседании установлено, что истцам О.И. Выползовой, Н.И. Выползовой, М.И. Выползову, В.В. Лапшиной на праве собственности принадлежит жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: г. <адрес> (л.д. 50-51). Дом расположен на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, находящемся у истцов в аренде на основании распоряжения главы администрации Тракторозаводского района г. Челябинска от 12.09.2013 №, договора № краткосрочной аренды земли города Челябинска с множественностью лиц на стороне арендатора от 10.04.2014 (л.д. 74-79).

Земельный участок поставлен на кадастровый учет 24.04.2013, имеет кадастровый номер №, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для эксплуатации индивидуального жилого дома (л.д. 52). Право собственности на земельный участок не зарегистрировано.

27.01.2017 истцы обратились к главе Администрации г. Челябинска с заявлением о предоставлении в собственность путем выкупа вышеуказанного земельного участка (л.д. 59).

17.02.2017 состоялось заседание комиссии Администрации г. Челябинска по продаже земельных участков, на котором было принято решение отказать истцам в выкупе земельного участка по причине расположения земельного участка на землях общего пользования, а согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земли общего пользования выкупу не подлежат (л.д. 84). Письмом председателя КУиЗО от 27.02.2017 № истцы были уведомлены об отказе в выкупе земельного участка (л.д. 58).

Согласно ст. 22 Устава города Челябинска, принятого решением Челябинской городской Думы от 26.05.2015 №, структуру органов местного самоуправления города Челябинска составляют:

1) представительный орган города Челябинска - Челябинская городская Дума;

2) глава города Челябинска;

3) исполнительно-распорядительный орган города Челябинска - администрация города Челябинска;

4) контрольно-счетный орган города Челябинска - Контрольно-счетная палата города Челябинска.

В структуру Администрации города Челябинска входят структурные подразделения аппарата Администрации города Челябинска и отраслевые (функциональные) органы Администрации города Челябинска (ч. 2 ст. 37 Устава).

Администрация города Челябинска осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами Челябинской области, Уставом, Регламентом Администрации города Челябинска, иными муниципальными правовыми актами города Челябинска (ч. 2 ст. 36 Устава города Челябинска).

Согласно Положению о Комитете по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, утв. Постановлением Администрации г. Челябинска от 02.03.2015 № 45-п, Комитет является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Челябинска, осуществляющим функции по разработке и реализации муниципальной политики в сферах управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "город Челябинск", в том числе земельными и лесными участками, находящимися в государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю) и собственности муниципального образования "город Челябинск", земельных и кадастровых отношений, а также органом, оказывающим муниципальные услуги в установленных сферах деятельности.

На основании подп. 11 п. 14 Положения о Комитете по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, утв. Постановлением Администрации г. Челябинска от 02.03.2015 № 45-п, КУиЗО оформляет установленные действующим законодательством документы о предоставлении в установленном порядке в собственность, аренду, безвозмездное срочное пользование постоянное (бессрочное) пользование земельных участков правообладателям расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений в целях эксплуатации объектов недвижимого имущества, об установлении права ограниченного пользования указанными земельными участками.

Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность земельного участка" утвержден Постановлением Администрации города Челябинска от 21.07.2015 № 147-п. Муниципальную услугу предоставляет Администрация города Челябинска. Исполнителем муниципальной услуги является Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска.

Согласно п. 7 регламента результатом предоставления муниципальной услуги является:

1) правовой акт о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в случаях, установленных настоящим регламентом;

2) направление договора купли-продажи земельного участка в собственность, в случаях, установленных настоящим регламентом;

3) письменное уведомление об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, в случаях, установленных настоящим административным регламентом.

Пунктом 8 регламента установлены сроки предоставления муниципальной услуги.

Поскольку КУиЗО является функциональным органом и структурным подразделением Администрации г. Челябинска, суд считает допустимым предъявление требований, вытекающих из деятельности КУиЗО, как к КУиЗО, так и к Администрации г. Челябинска.

В настоящее время, по смыслу положений ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Кодекса.

В силу ч. 1, 2, 5 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам, или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора. Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.

Из содержания п. 2.2 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» следует, что собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса РФ.

Статьей 39.4 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. При этом цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.

Спорный земельный участок был предоставлен в аренду истцам после введения в действие Земельного кодекса РФ. В настоящее время жилой дом, расположенный на земельном участке, находится в долевой собственности истцов. С учетом изложенного суд полагает, что истцы имеют право на приобретение в собственность земельного участка с кадастровым номером №.

По данным Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска, испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне К.3.1 (зоне инженерной и транспортной инфраструктур (магистрали городского и районного значения улично-дорожной сети)). Однако данное обстоятельство не может препятствовать выкупу земельного участка, поскольку дом был построен в 1953 году, т.е. до осуществления правового зонирования территории г. Челябинска. При осуществлении правового зонирования органы местного самоуправления должны учитывать существующие объекты капитального строительства. Однако, как следует из схемы расположения испрашиваемого земельного участка (л.д. 55), в территориальной зоне К.3.1 (зоне инженерной и транспортной инфраструктур) располагаются не только земельный участок и домовладение по адресу: <адрес>, но и все соседние участки и домовладения на данной улице.

Согласно п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель: общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); земель, не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством РФ.

Пунктом 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ также установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.

В ст. 1 Градостроительного кодекса РФ раскрыто понятие красных линий, которыми являются линии, обозначающие существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередач, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), а также понятие территорий общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Как усматривается из договора аренды от 10.04.2014, испрашиваемый земельный участок был предоставлен из земель населенных пунктов для эксплуатации индивидуального жилого дома (л.д. 75).

В настоящее время на земельном участке по адресу: г. <адрес> расположены жилой дом и хозяйственные постройки. Сведения о расположении на данном земельном каких-либо объектов общего пользования ответчиками не предоставлены. Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска на запрос суда сообщило, что объекты общего пользования на земельном участке с кадастровым номером № отсутствуют (л.д. 54).

Действующее законодательство не содержит ограничений для гражданина на получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом участке объектов общего пользования.

С 01.03.2015 порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован ст. 39.17 Земельного кодекса РФ.

Согласно п. 5-7 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ. Проекты договоров выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка. Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.

Поскольку отказ в предоставлении истцам в собственность земельного участка путем его выкупа не соответствует вышеприведенным правовым нормам, суд приходит к выводу о том, что отказ КУиЗО в предоставлении в собственность земельного участка, содержащийся в письме от 27.02.2017 №, является незаконным, а достаточным способом восстановления нарушенных прав и законных интересов истцов с учетом действующего законодательства следует считать возложение на ответчиков обязанности подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его истцам для подписания.

При этом суд считает возможным установить испрашиваемый истцами месячный срок на исполнение вышеуказанной обязанности ответчиками, поскольку он соответствует Земельному кодексу РФ.

Порядок определения цены земельного участка установлен в ст. 39.4 Земельного кодекса РФ, поэтому она не может быть указана в решении суда. Ответчикам при подготовке проекта договора купли-продажи и определении его условий следует руководствоваться положениями законодательства, регламентирующего данные вопросы.

Доводы ответчика КУиЗО о том, испрашиваемый земельный участок находится на землях общего пользования, судом отклоняются, поскольку они по вышеуказанным основаниям не могут повлечь отказа в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным отказ Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска в предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером № по адресу: г. <адрес> в собственность, содержащийся в письме от 27.02.2017 №.

Обязать Администрацию г. Челябинска, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска подготовить проект договора купли-продажи земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером № по адресу: <адрес> и направить его Выползовой О. И., Выползовой Н. И., Выползову М. И., Лапшиной В. В. в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме посредством подачи апелляционной жалобы через Тракторозаводский районный суд г. Челябинска.

Председательствующий                                                          С.В. Тетюев


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ СПОРАМ:

Решение суда о признании пунктов договора купли-продажи земельного участка недействительными, признании договора купли-продажи земельного участка заключенным в иной срок

Истец Харлов М.В. обратился в суд с иском к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска (далее – КУИиЗО ) с учетом уточнения требований (л.д.82-83, 91-93) о признании недействительными пунктов . договора № купли-продажи з...

Решение суда о признании права собственности на часть жилого дома с самовольно возведенными постройками

Бортникова З.В. обратились в суд с иском к Администрации города Челябинска о признании права собственности на часть жилого дома с возведенными постройками литеры общей площадью кв.м., расположенную по адресу: гВ обоснование иска указала, что ей на...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru