Решение суда о включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями № 2-1572/2017 ~ М-1231/2017

Дело № 2-1572/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 апреля 2017 года                       город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Марченко Е.С., при секретаре судебного заседания Ушаковой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Туханиновой А.Е. к Министерству образования Омской области о включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,

УСТАНОВИЛ:

    Туханинова А.Е. обратилась в суд с иском к Министерству образования Омской области о включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в обоснование указав, что является ребенком-сиротой, поскольку мать истца лишена родительских прав, а отец записан в свидетельство о рождении со слов матери ребенка. Постановлением Администрации Кировского административного округа г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ № об установлении опеки и попечительства в отношении Туханиновой А.Е. были назначены опекуны: ПАИ, ПЛП Согласно письма Министерства образования Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, истец не включена в список, поскольку утратила статус лица из числа детей-сирот. Просит суд восстановить срок на подачу заявления для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.

    В судебном заседании истец Туханинова А.Е. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Указала, что она обучалась в механико-технологическом техникуме. Социальный педагог учебного заведения заверил ее, что она должна получить письменный ответ о принятии ее в список нуждающихся в жилье. Откуда должен поступить ответ она не интересовалась. Ответ не поступил, вопросом о включении ее в список нуждающихся в жилье она не занималась. После окончания техникума она с гражданским мужем уехала в <адрес>. В Омск вернулась полтора года назад. После возращения в Омск вопросом постановке на учет не занималась, так как не было времени, у нее трое малолетних детей.

Представитель ответчика Министерства образования Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, представил письменный отзыв на иск.

Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что Туханинова А.Е. родилась ДД.ММ.ГГГГ. Её родителями являются: отец – ТЕИ; мать – ТТК (л.д. 8).

Решением Кировского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ мать истца ТТК лишена родительских прав в отношении Туханиновой А.Е. (л.д. 9).

Согласно справке о рождении Туханиновой А.Е. №, сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления (л.д. 11).

Постановлением Администрации Кировского административного округа г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ №, над истцом была установлена опека, опекунами назначены ПЛП, ПАИ (л.д. 12).

Установлено, что истец в возрасте 26 лет обратилась в Министерство образования Омской области по вопросу обеспечения жилым помещением.

Согласно ответа Министерства образования Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №, истец на территории Омской области в списке не состоит, в настоящее время достигнув 23 лет, утратила статут лиц из числа детей-сирот, поэтому не может быть включена в список. (л.д.45-46).

Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним истец в числе собственников жилого помещения не состоит. (л.д. 47-50).

Статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляет следующие понятия:

- дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из указанных положений следует, что понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» трансформировано из понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», так как к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица, у которых до достижения ими 18 лет, умерли оба или единственный родитель, либо которые в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей.

В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.Положениями статьи 8 вышеназванного Федерального закона (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Указанная статья закона является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

    Судом установлено, что истец впервые обратилась с заявлением по вопросу предоставления ей жилого помещения в 26 лет (л.д.16).

    Обращаясь с иском о включении в список детей сирот нуждающихся в жилье, истец утверждает, что вопросом о включении ее в список занимался социальный педагог техникума, в котором она обучалась. Социальный педагог ей сказала, что должен прийти ответ, подтверждающий ее включение в список. Вместе с тем, как указала Туханинова А.Е., ответ о включении в список ей не поступил, после окончания техникума она данным вопросом не интересовалась, уехала в другой город.

    Таким образом, истец, знала о своем праве претендовать на льготы, установленные для детей сирот не обеспеченных жилыми помещениями. Однако, более подробно ознакомиться с необходимыми правовыми актами, которые находятся в свободном доступе, с целью надлежащего и своевременного обращения с соответствующим заявлением в уполномоченные органы, либо удостовериться, что она включена в список детей сирот нуждающихся в жилье она не пожелала. Доказательств, что она или кто-либо в ее интересах обращались с заявлением о включении ее в списки детей сирот нуждающихся в жилье до 23 лет, не представлено.

    Лица, достигшие возраста 18 лет, являются дееспособными, то есть способны своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 21 Гражданского кодекса РФ). Независимо от принадлежности к определенной категории, гражданин, являющийся дееспособным лицом, должен нести ответственность, в том числе за знание законодательства.

    Как установлено, впервые истец обратилась в уполномоченные органы с вопросом об обеспечении жилым помещением в возрасте 26 лет.

    Поскольку реализация права на предоставление жилья ограничена достижением 23 лет и носит заявительный характер, в настоящее время у истца отсутствует право на получение жилого помещения по основаниям, предусмотренным ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

    Принимая во внимание тот факт, что истец не предоставила доказательства уважительности причин пропуска подачи заявления до 23 лет в компетентные органы, а также уважительности причин пропуска подачи заявления о восстановлении пропущенного срока с 23 до 26 лет в удовлетворении исковых требований Туханиновой А.Е. следует отказать.

    Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

    Туханиновой А.Е. к Министерству образования Омской области о включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями отказать.

    Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Судья                                     Е.С.Марченко


 

Решения судов по предоставлению жилых помещений детям сиротам:

Решение суда о предоставлении жилого помещения

Волошин Л.А. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители: Волошина О.Ю., Волошин А.Е. решением Павлоградского районного с...

Решение суда о предоставлении жилого помещения

Подворная А.Н. обратилась в суд с названным иском к Министерству имущественных отношений Омской области, указывая, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что её мать – заочные...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru