Решение суда о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения № 2-1263/2017 ~ М-849/2017

Дело № 2-1263/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 апреля 2017 года                      г. Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе судьи Мезенцевой О.П., при секретаре судебного заседания Бурдаевой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галимова Р.М. к Министерству образования Омской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что его мать Галимова Н.Х. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец Галимов М.Ф. умер ДД.ММ.ГГГГ. На тот момент истцу не было 18 лет, остался без попечения родителей, опека оформлена не была. С рождения и по ДД.ММ.ГГГГ год проживал в <адрес>, был гражданином Республики <адрес>.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. обучался в ПТУ № в г. Омске. Сестра истца пыталась оформить опекунство, но ей было отказано. Обращался в Администрацию по вопросу постановки на учет для получения жилого помещения, однако было отказано в связи с отсутствием гражданства Российской Федерации.

После получения гражданства Российской Федерации при повторном обращении по аналогичному вопросу в устной форме также было отказано со ссылкой на наличие ранее гражданства Республики Казахстан.

Ранее был зарегистрирован в общежитии по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг. проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. В ДД.ММ.ГГГГ года супруга истца обратилась в Администрацию для получения разъяснений относительно прав истца, на что в письменной форме был получен ответ, рекомендовано обратиться в Министерство образования Омской области. Министерство образования Омской области рекомендовало обратиться в суд.

Жилого помещения на праве собственности либо на праве пользования по договору социального найма истец не имеет. Право на получение благоустроенного жилого помещения не реализовал. Ответчиками жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке не предоставлено. Ссылаясь на ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 34 Закона Омской области № 1061-03 от 04.07.2008 г., просил обязать Администрацию города Омска, Министерство образования Омской области признать за истцом статус сироты и поставить на очередь для получения благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, площадью не ниже установленных норм.

В ходе рассмотрения дела представитель истца Галимова А.А., действующая на основании доверенности, представила уточненное исковое заявление к Министерству образования Омской области, в котором просила возложить на Министерство образования Омской области обязанность по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, признав статус истца как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 42-45).

Истец Галимов Р.М. в судебном заседании участие не принимал, был извещен, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела без его участия.

В судебном заседании представитель истца Галимова А.А. уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в первоначальном и уточненном исках.

Представитель ответчика Министерства образования Омской области в судебном заседании участие не принимал, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, причину неявки суду не сообщил.

Представлен отзыв на исковое заявление, в котором просит отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку исходя из положений ст. 1, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» реализация права на предоставление жилья носит заявительный характер, ограничивается достижением возраста 23 лет. Доказательств наличия уважительных причин, объективно препятствующих обращению истца в компетентные органы с заявлением о включении в список регистрационного учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в срок до наступления 23-летнего возраста, истцом не представлено. Сведения о нахождении Галимова Р.М. в списке отсутствуют. Поскольку реализация права на предоставление жилья ограничена достижением 23 лет и носит заявительный характер, в настоящее время у истца отсутствует право на получение жилого помещения по основаниям, предусмотренным ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д. 39-40).

Департамент жилищной политики Администрации г. Омска после подачи уточненного иска с согласия представителя истца судом исключен из числа ответчиков.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, допустимости и достаточности, суд пришел к следующему.

Согласно свидетельствам о смерти, мать истца – Галимова Н.Х. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10), отец – Галимов М.Ф. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9,11). Как следует из текста искового заявления, опека над истцом не устанавливалась.

В Российской Федерации истец проживает с ДД.ММ.ГГГГ, до этого проживал в <адрес>.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в ГОУ НПО «Профессиональное училище №» (л.д. 52, 53).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год проходил службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации (л.д. 54-57).

Согласно материалам дела, с ДД.ММ.ГГГГ истец состоит в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ А.А., 1990 года рождения (л.д. 47). На иждивении имеет двоих несовершеннолетних детей: Г.Р. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Г.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 50, 51).

Из справки о стаже несения вахты и отзыва о работе <данные изъяты>» усматривается, что Галимов Р.М. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал на судне в должности матроса, помощника механика с круглосуточным пребыванием на судне.

По сведениям Государственного предприятия Омской области «Омский Центр ТИЗ» (до 1999 г.), Управления Росреестра по Омской области (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) информация о правах Галимова Р.М. на объекты недвижимости отсутствует.

По сведениям Департамента жилищной политики Администрации города Омска Галимов Р.М. на учете граждан в качестве нуждающихся в жилищных помещениях, предоставляемых по договорам социального найма не состоит, с заявлением о принятии на учет и соответствующими документами в Администрацию г. Омска не обращался (л.д. 21).

Как следует справки Министерства образования Омской области, Галимов Р.М. не включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей., и по вопросу включения в список не обращался (л.д. 18).

Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что в общей долевой собственности у несовершеннолетних детей истца Г.Р. и Г.А.. имеется по ? доли на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 18,9 кв.м.; Галимовой А.А. принадлежит 1/3 доля в общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 19,8 кв.м..

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

    Статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляет следующие понятия:

- дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из указанных положений следует, что понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» трансформировано из понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», так как к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица, у которых до достижения ими 18 лет, умерли оба или единственный родитель, либо которые в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей.

В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Положениями статьи 8 вышеназванного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в законную силу с 01 января 2013 года) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Указанная статья закона является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Данная норма предусматривает предоставление жилого помещения непосредственно при достижении 18-летнего возраста, а после достижения 18-летнего возраста - только по заявлению указанных лиц в том случае, если срок окончания пребывания в образовательных организациях истекает после достижения ими 18 лет.

Как следует из собранных по делу доказательств, истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, однако в компетентные органы для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения как лицу указанной категории не обращался.

Министерством образования Омской области указано, что истец не включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на территории Омской области.

Тот факт, что истец в письменном виде не обращался в компетентные органы по вопросу предоставления ему жилого помещения, представитель истца в судебном заседании не оспаривала.

Положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» опубликованы в средствах массовой информации – в изданиях «Собрание законодательства РФ», «Российская газета».

Постановление Правительства Омской области от 19.12.2012 г. № 284-п «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Приказ Министерства образования Омской области от 28.12.2012 г. № 78 «О мерах по реализации статьи 17.1 Закона Омской области «О государственной политики Омской области в жилищной сфере» опубликованы в издании «Омский вестник».

Указанные правовые акты размещены в правовых системах, таких как «Консультант Плюс», «Гарант»; вопросы данного характера периодически освещаются средствами массовой информации.

Законодательством не закреплена обязанность о личном уведомлении (информировании) лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа о наличии соответствующего права, в связи с чем, после достижении совершеннолетия истец не лишен был возможности получить интересующую его информацию, впоследствии обратиться с заявлением и необходимыми документами в компетентные органы.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В силу ФЗ от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с 01.01.2013 г., а также в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 № 284-п, с 01 января 2013 года полномочия на ведение списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляются Министерством образования Омской области.

Жилищное законодательство РФ в части обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями, основано на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Указанный учет свидетельствует о наличии предусмотренных законодательством РФ оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

До достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки (ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ).

Принимая во внимание, что истец достиг возраста 29 лет, в компетентные органы для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения не обращался, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Галимову Р.М. в удовлетворении требований к Министерству образования Омской области о признании права, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения - отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                     О.П. Мезенцева

РЕШЕНИЕ

изготовлено 10.04.2017 г.


 

Решения судов по предоставлению жилых помещений детям сиротам:

Решение суда о предоставлении жилого помещения

Истец обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании решения Кировского районного суда г. Омска от дд.мм.гггг мать истца – Кирсанова М.А...

Решение суда о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения

Истец обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что он ранее относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.На основании постановления Главы администрации от дд.мм.гггг был определен в детское г...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru