Решение суда о признании предписания незаконным № 2а-1409/2017 ~ М-1067/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 июня 2017 года г.Самара

Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Александровой Т.В.,

при секретаре Беляниной Т.Д.,

с участием представителя административного истца Моряковой Е.М.,

представителя административного ответчика Коба Е,С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1409/17 по иску Администрации городского округа Самара к Управлению Министерства внутренних дел г.о.Самара, заинтересованным лицам: Карпочеву А.С., Администрации Октябрьского внутригородского района г.о.Самара о признании предписания незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г.о.Самара обратилась в Железнодорожный районный суд г.Самары с административным иском к У МВД России по г.Самаре о признании предписания незаконным, в обоснование своих требований указав, что предписанием отдела ГИБДД У МВД России по г.Самаре от 13.03.2017г. на Администрацию г.о.Самара возложена обязанность в 1 сутки организовать работы по устранению недостатков в содержании проезжей части внутриквартального проезда (наледи, снега), параметры которых превышают требования ГОСТ Р 50597-93 в г.о.<адрес> в районе дома <адрес> Полагают данное предписание незаконным, поскольку решение данного вопроса по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах внутригородского района и обеспечению безопасности дорожного движения, их ремонту и содержанию отнесено к компетенции внутригородских районов г.о.Самара. Поскольку предписание выдано ненадлежащему лицу, у которого отсутствует возможность его исполнения, просит суд признать незаконным и отменить предписание ОГИБДД У МВД России по г.Самаре от 13.03.2017г.

В ходе досудебной подготовки к участию в процессе в качестве заинтересованных лиц привлечены: Карпочев А.С., Администрация Октябрьского внутригородского района г.о.Самара.

В судебном заседании представитель административного истца Морякова Е.М., действующая на основании доверенности от 28.12.2016г, заявленные требования поддержала, дала пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Коба Е.С., действующая на основании доверенности от 01.06.2017 г., в удовлетворении заявленных требований просила отказать, полагая предписание законны, поскольку Администрация г.о.Самара является собственником дороги, в связи с чем обязано ее содержать. Сведения о передаче участка дороги на баланс к Администрации Октябрьского внутригородского района г.о.Самара отсутствуют. Кроме того, отсутствуют доказательства того, что участок дороги является внутриквартальным.

Заинтересованные лица Карпочев А.С., представитель Администрации Октябрьского внутригородского района г.о.Самара, уведомленные о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили. Суд в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд полагает заявленные административные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные нормы, статья 218 Кодекса административного судопроизводства РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения; и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" под обеспечением безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и пункта 1 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711 федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется ГИБДД МВД РФ, которая обеспечивает соблюдение юридическими лицами и иными организациями, должностными лицами и гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства (п.2 Положения).

Согласно пп. «б» п. 12 Положения для выполнения возложенных на нее обязанностей Госавтоинспекция имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;Статья 13.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Статьей 3 данного Закона дорожная деятельность определена, как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".

В соответствии с п. 2 ст. 12 указанного Закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения, дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

В соответствии с пунктом 11.4 "Сеть улиц и дорог" Свода правил СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (утвержден приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820) улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы. Категории улиц и дорог городов следует назначать в соответствии с классификацией, приведенной в таблице 7, согласно которой внутриквартальный проезд отнесен к категории "улицы и дороги местного значения", основное назначение дороги - подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов.

В соответствии с пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

В силу ст. 20 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п.5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.7 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.6 ст. 13 названного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6 ст. 3 ФЗ-257).

Частью 3 статьи 15 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными доказательства, 11.03.2015 года, выехав на место дорожно-транспортного происшествия сотрудником ОГИБДД УМВД России по г.Самаре выявлены недостатки в содержании проезжей части внутриквартального проезда: во дворе дома №99 по ул.Санфировой г.Самара имелась наледь на проезжей части, что подтверждается рапортом старшего инспектора отделения ДИ и ОД ОГИБДД УМВД России по г.Самаре от 13.03.2017г. (л.д.26), актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (л.д.27), фототаблицей (л.д.28-31).

В целях устранения выявленных нарушений законодательства РФ о безопасности дорожного движения главным государственным инспектором безопасности дорожного движения У МВД России по г.Самаре Карпочевым А.С. 13.03.2017г. выдано предписание в адрес администрации г.о.Самара, в котором предложено в течение 1 суток организовать мероприятия по устранению недостатков в содержании проезжей части внутриквартального проезда (наличие наледи, снега), не отвечающих требования ГОСТ Р 50597-93г. «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», проходящего вдоль дома <адрес> (л.д.32).

Частью 2 статьи 1 Закона Самарской области от 06.07.2015 N 74-ГД "О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов" (принят Самарской Губернской Думой 23.06.2015), за внутригородскими районами городского округа Самара закреплены следующие вопросы местного значения: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах внутригородского района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах внутригородского района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п.3 ч. 2 ст. 26 Закона Самарской области от 06.07.2015 N 74-ГД органы местного самоуправления внутригородских районов городского округа Самара организуют благоустройство территории внутригородского района, в том числе ремонт и содержание внутриквартальных проездов, в соответствии с правилами благоустройства территории внутригородского района.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Судом установлено, и не оспорено участниками процесса, что внутриквартальный проезд во дворе дома 99 по ул.Санфировой расположен на территории Октябрьского внутригородского района г.о.Самара, в соответствии с постановлением Администрации г.о.Самара от 22.09.2014г. №1441 в перечень автомобильных дорог общего пользования не включен.

Таким образом, ответственным лицом за содержание данного проезда в соответствии с выше приведенными требованиями законодательства является Администрация Октябрьского внутригородского района г.о.Самара.

Следовательно, обжалуемое предписание выдано ненадлежащему лицу, что противоречит ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения», ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 18, ст. 26 Закона № 74-ГД, и нарушает права и законные интересы Администрации г.о.Самара, поскольку возлагает обязанности по организации мероприятий, которые в силу действующего законодательства возложены на иной орган местного самоуправления.

В силу выше приведенных требований закона, суд отклоняет доводы административного ответчика об обязанности отвечать за содержание дороги ее собственником.

Доводы административного ответчика об отсутствии сведений о передачи спорного участка внутриквартального проезда на баланс Администрации Октябрьского внутригородского района г.о.Самара также несостоятельны, поскольку соответствующая обязанность возникла в силу закона.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление Администрации городского округа Самара удовлетворить.

Признать незаконным предписание ОГИБДД Управления Министерства внутренних дел г.о.Самара от 13.03.2017 года о возложении на Администрацию г.о.Самара обязанности в 1 сутки организовать мероприятия по устранению недостатков в содержании проезжей части внутриквартального проезда (наледи, снега), параметры которых превышают требования ГОСТ Р 50597-93 в г.о.<адрес>

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самары в течение одного месяца с даты составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 02 июня 2017 года.

Председательствующий судья             (подпись)     Т.В. Александрова


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда о признании бездействия незаконным

Шаров В.А. обратился в Железнодорожный районный суд г.Самары с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту о признании бездействия незако...

Решение суда о признании договоров незаключенными

истец обратился в суд с исковыми требованиями о признании незаключенными договоров о долевом участии в финансировании и строительстве 14 этажных жилых домов и договоров переуступки права на квартиры №№ по адресу , в соответствии с которыми внесены...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru