Решение суда о признании незаконным предписания № 2а-1789/2017

Российская федерация

Центральный районный суд <адрес>

Максима Горького, ул., <адрес>, 630099

Центральный районный суд <адрес> в составе:

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску дачного некоммерческого партнерства «Лаки Парк» к департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> о признании незаконным предписания,

УСТАНОВИЛ:

    Административный истец обратился в суд с административным иском к административному ответчику и просил признать незаконным предписание №-ЭИ от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды.

    В обоснование своих требований административный истец указал, что на основании приказа о проведении внеплановой проверки, выездной проверки юридического лица № от ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ департаментом природных ресурсов и окружающей среды был проведена внеплановая проверка. По результатам проверки ДНТ «Лаки Парк» внесено предписание №-ЭИ от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Полагает данное предписание незаконным, поскольку оно адресовано к двум лицам, в предписании не идентифицировано лицо, к которому оно адресовано, отсутствует ИНН, ОГРН, предписание не содержит конкретных формулировок относительно действия, которые необходимо совершить лицам, которым адресовано предписание. Так, на территории Кубовинского сельсовета находится множество земельных участков и пробуренных водозаборных скважин. Также предписание содержит требование, которое налагает на административного истца дополнительные обязанности, прямо не предусмотренные законом, поскольку у общества отсутствует обязанность получать лицензию на все скважины на территории Кубовинского сельсовета. Кроме того, у ДНТ «Лаки парк» отсутствуют права на земельные участки в Кубовинском сельсовете. Также полагает, что установленный в предписании срок для устранения нарушений недостаточен для его исполнения. Кроме того, указанное предписание неисполнимо, поскольку лицензия может быть получена лицом, у которого имеются права на земельный участок, однако, административный истец никакими правами на земельный участок, на котором расположена скважина, не обладает.

    Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме и дала соответствующие пояснения.

    Административный ответчик в судебное заседание своего представителя не направил, был извещен судом надлежащим образом.

    Заинтересованное лицо Лукичев Д.Н. в судебное заседание не явился, извещался судом.

    Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

    Согласно Положению о департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды, утвержденному постановлением <адрес> №-П от ДД.ММ.ГГГГ департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> является областным исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений при использовании водных объектов и осуществлении природоохранных мероприятий на территории <адрес>.

Департамент является областным исполнительным органом государственной власти <адрес>, уполномоченным на осуществление регионального экологического надзора на территории <адрес>.

Департамент руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, <адрес>, законами <адрес>, постановлениями, распоряжениями <адрес> и настоящим Положением о департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>.

    В силу предоставленных полномочий, изложенных в разделе 2 Положения, департамент осуществляет государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, подлежащих государственному экологическому надзору, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

    В ходе судебного разбирательства было установлено, что на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды по <адрес> в отношении ДНТ «Лаки Парк» была проведена выездная проверка. Проведение проверки было согласовано с прокуратурой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

    В ходе проведения проверки было установлено, что на территории земельного участка ДНТ «Лаки Парк» с кадастровым номером 54:19:09:3502:5789, в закрытом павильоне расположена водозаборная скважина. Пользование водозаборной скважиной осуществляется членами ДНТ «Лаки Парк».

    По результатам проведенной проверки, старшим государственным инспектором отдела оперативного реагирования- экологическая инспекция департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, в адрес ДНТ «Лаки Парк», председателю правления Лукичеву Д.Н. было внесено представление №-ЭИ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому надлежит оформить и получить лицензию на пользование недрами на участок недр в районе пробуренной водозаборной скважины на территории Кубовинского сельсовета в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

    Закон Российской Федерации «О недрах» регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

    В соответствии со статьей 2.3 указанного закона к участкам недр местного значения относятся: 1) участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые; 2) участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых; 3) участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.

    В силу статьи 11 Закона Российской Федерации «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Согласно статье 18 указанного закона участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

    Предписание, выданное по результатам проверки осуществления государственного контроля должно содержать только законные требования, то есть на лицо, может быть возложена обязанность по устранению тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть исполнимы.

    В целях соблюдения законности, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, требования должны быть четкими, понятными, ясными, последовательными.

    Согласно пункту 3.1 Положения «О порядке лицензирования пользования недрами», утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с лицензией недра передаются в пользование в виде участков, представляющих собой геометризированные блоки недр.

В лицензии определяются пространственные границы предоставляемого участка недр, в пределах которого разрешается осуществление работ, указанных в лицензии. Границы должны иметь подробное описание и координаты. Участки недр должны быть максимально компактными и по возможности ограничены прямыми линиями.

Земельные участки для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством (пункт 3.2 положения).

    Согласно пункту 9 Положения владельцами лицензий могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств (далее - предприятия), если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации. Владельцами лицензий на право добычи радиоактивного сырья могут быть только государственные предприятия Российской Федерации.

Владельцы лицензий обладают всеми правами, оговоренными в лицензии, и несут ответственность за соблюдение ее условий (пункт 9.2 лицензии).

В силу пункту 10.1 Положения предоставление лицензий на право пользования недрами осуществляется путем проведения конкурсов и аукционов.

Собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков для удовлетворения их потребности в воде питьевого качества лицензии на право добычи подземных вод выдаются без проведения конкурса с соблюдением требований пункта 14 настоящего Положения (пункт 10.7 Положения).

Из совокупности указанных норм следует, что право получения лицензия на пользование недрами принадлежит лишь лицам, у которых земельных участок, с расположенным на нем участком недр, находится на каком-либо установленном праве.

Из акта проверки следует, что административным ответчиком установлено, что участок недр, с расположенной на нем водозаборной скважиной находится на земельном участке с кадастровым номером 54:19:093502:5789.

    Согласно представленному свидетельству о регистрации права собственности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, категория земель сельскохозяйственного назначения -ведение дачного хозяйства, площадью 2895 кв.м., с кадастровым номером 54:19:093502:5789 принадлежит на праве собственности Лукичеву Д.Н.

    В материалах дела отсутствуют доказательства тому, что водозаборная скважина используется именно ДНТ «Лаки Парк». При этом, то обстоятельство, что Лукичев Д.Н. является председателем правления ДНТ «Лаки Парк» не исключает, что он именно как физическое лицо предоставляет другим пользователям воду из водозаборной скважины, и само по себе не свидетельствует о том, что недра используются именно ДНТ «Лаки Парк».

    Доказательства тому, что земельный участок находится в пользовании ДНТ «Лаки Парк» в материалах дела также отсутствует.

    Далее, из оспариваемого предписания не усматривается с отношении какой конкретно скважины на территории Кубовинского сельсовета вынесены требования, а также не представлено доказательств, что данная скважина расположена на территории земельного участка, принадлежащего ДНТ «Лаки Парк» на каком-либо праве.

    При этом из акта проверки следует, что местоположение скважины, размещенной по мнению административного ответчика на территории земельного участка ДНТ «Лаки Парк» имеет следующие координаты СШ 55* 15’19,92” ВД 83* 02’07,9”. Также отмечено, что иные источники водоснабжения на территории «ДНТ «Лаки Парк» отсутствуют.

    Вместе с тем, предписание не содержит указания на конкретную водозаборную скважину, в отношении пользования которой требуется оформление и получение лицензии.

    При этом, как в ходе проведения проверки, так и в ходе судебного разбирательства было установлено, что указанная скважина расположена на территории земельного участка, который имеет собственника, а именно –Лукичева Д.Н.

    Однако, свои требования административный истец предъявляет к ДНТ «Лаки Парк». Доказательства тому, что земельный участок передан юридическому лицу в пользование или на ином праве, суду не представлены.

    Водозаборная скважина является объектом недвижимости- сооружением, право собственности на которое возникает с момент государственной регистрации права.

    Отсутствуют в материалах дела и доказательства, что скважина с вышеуказанными координатами, либо иная, с иными координатами принадлежит ДНТ «Лаки Парк» на праве собственности.

    Вместе с тем, из ответа ФБУ «Территориального фонда геологической информации по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на территории Кубовинского сельсовета по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ находится 56 водозаборных скважин, в том числе 26 действующих.

    То обстоятельство, что на территории ДНТ «Лаки Парк» отсутствуют иные водозаборные скважины, не освобождает административного ответчика конкретизировать требования предписания, которое возлагает на юридическое лицо определенные обязанности.

    Однако, несмотря на то, что в акте проверки, должностным лицом указываются конкретные координаты водозаборной скважины, на конкретном земельном участке, имеющего собственника, в предписании устанавливается обязанность по оформлению и получению лицензии в отношении водозаборной скважины на территории Кубовинского сельсовета, что уже само по себе исключает возможность точного исполнения предписания для юридического лица.

    Кроме того, в соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации «О недрах» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому.

    Для осуществления вышеназванной деятельности получение лицензии не требуется.

    Для определения необходимости получения лицензии следует установить объем извлечения подземных вод, характеристику водоносных горизонтов, является ли скважина источником централизованного водоснабжения.

В силу части 1 статьи 18 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны в том числе соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится; учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценных, в том числе уникальных, документов Архивного фонда Российской Федерации, документов, имеющих особое историческое, научное, культурное значение, входящих в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц; доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Материалы дела об административном правонарушении, по факту проведенной проверки не содержат сведений об установлении объеме извлечения подземных вод свыше 100 куб.м. в сутки. Замеры использования воды контролирующим органом не проводились. Характеристика насоса, на который указано в акте проверки не представлена.

Кроме того, административный ответчик не представил такие доказательства и в рамках настоящего административного дела.

Отсутствуют сведения о характеристике водоносного горизонта, а также сведения о нахождении скважины на первом водоносном горизонте, или над водоносным горизонтом.

Отсутствуют и доказательства свидетельствующие о том, что спорная скважина относится к централизованному водоснабжению.

С учетом указанных выше обстоятельств, суд полагает, что на административного истца незаконно возложена дополнительная обязанность, прямо не предусмотренная законом, что нарушает права и законные интересы ДНТ «Лаки Парк».

При таких обстоятельствах, у административного ответчика отсутствовали основания для выдачи предписания ДНТ «Лаки Парк» об оформлении и получении лицензии на использование водозаборной скважины.

    С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что предписание №-ЭИ от ДД.ММ.ГГГГ не является законным, и требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ

    Административный иск дачного некоммерческого партнерства «Лаки Парк» к департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> о признании незаконным предписания удовлетворить.

    Признать незаконным предписание №-ЭИ от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

    Разъяснить административному ответчику о необходимости сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший решение.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья                И.В.Зинина


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда о признании незаконными действий, бездействия должностных лиц налоговых органов

В О.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением в котором указала, что дд.мм.гггг ею в Управление федеральной налоговой службы (далее УФНС России по НСО) была подана жалоба в порядке статей 138,139, 140 НК РФ о принятии мер по защите...

Решение суда об оспаривании предписания

ООО «РАДОНИЦА» обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Новосибирской области о признании незаконным и отмене предписания от /дата/ об обязании ООО «РАДОНИЦА» выдать работнику дубликат трудовой книжки о восстан...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru