Решение суда о признании информации, размещенной на интернет-страницах, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации № 2а-3338/2017 ~ М-3022/2017

Дело № 2а-3338/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 мая 2017 года

Приволжский районный суд г. Казани в составе

председательствующего судьи Миннегалиевой Р.М.,

при секретаре Яруллиной М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Алексеевского района Республики Татарстан в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на интернет-страницах, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Алексеевского района Республики Татарстан обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на интернет-страницах <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Алексеевского района Республики Татарстан в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на предмет соблюдения и размещения информации, отвечающей требованиям федерального законодательства, проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере реализации алкогольной продукции в сети. Мониторинг проведен помощником прокурора Алексеевского района Республики Татарстан ФИО2 в помещении прокуратуры по адресу: <адрес>, с использованием служебного компьютера с серийным номером №, подключенным к сети «Интернет» (доступ предоставлен оператором связи ПАО «Таттелеком»). Проверка и поиск интернет-ресурсов осуществлялись с использованием программы интернет-браузера «Google Chrome». В адресной строке браузера был введен адрес поискового ресурса «Google», в окне поиска ключевых слов набрано «доставка алкоголя ночью Казань/ купить алкоголь ночью в Казани». В ходе проверки выявлены вышеуказанные интернет-страницы. На выявленных сайтах размещена информация о незаконных способах доставки и продажи алкоголя и алкогольной продукции в ночное время суток как путем прямой покупки при непосредственном получении, в том числе при осуществлении наличного платежа и/или по предоплате через операторов сотовой связи с использованием электронной платежной системы «QIWI-кошелек», сервиса online-платежей «Яндекс.Деньги», так и в качестве подарка при приобретении мелких товаров (зажигалок, брелков, сувенирных товаров). Указанная информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», находится в свободном доступе и побуждает неопределенный круг лиц к совершению правонарушений. Розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним лицам может способствовать совершению ими правонарушений. В целях ограничения доступа в сети «Интернет» к вышеперечисленным интернет-страницам, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо внести сайты с указанными адресами в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

    В судебном заседании представитель административного истца – прокурора Алексеевского района Республики Татарстан административные исковые требования поддержал.

Представитель заинтересованного лица – Управления Роскомнадзора по РТ в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, представил отзыв на административное исковое заявление (л.д. 18, 21-23).

Представитель заинтересованного лица – Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей с административным иском согласилась.

Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

    В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

    В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

    В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 1 и ч. 6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

    Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

    В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

    Согласно ч. 1, ч. 2 и ч. 3 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).

В реестр включаются:

1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основании п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

Статьей 1 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлено, что государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Согласно ч. 5 ст. 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона Республики Татарстан «О дополнительных ограничениях времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Татарстан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Татарстан» на территории Республики Татарстан не допускается розничная продажа алкогольной продукции (включая пиво и пивные напитки, сидр, пуаре, медовуху): с 22 часов до 10 часов, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на предприятиях общественного питания, отнесенных к типам "ресторан", "кафе", "бар" в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации, а также розничной продажи алкогольной продукции магазинами беспошлинной торговли.

В силу ч. 2 ст. 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним.

    Согласно п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.

В силу п. 5, п. 7, п. 8 и п. 9 ст. 11 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в целях предупреждения возникновения заболеваний, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака, сокращения потребления табака осуществляются следующие меры: установление запрета рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака; предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями; ограничение торговли табачной продукцией и табачными изделиями; установление запрета продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, запрета потребления табака несовершеннолетними, запрета вовлечения детей в процесс потребления табака.

    В соответствии с п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 года № 612, не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

Частями 1 и 3 статьи 6.17 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации установлена административная ответственность за нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию (за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.20, 6.21, частью 3 статьи 13.15 и частью 2 статьи 13.21 настоящего Кодекса), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния; размещение в информационной продукции для детей, включая информационную продукцию, размещаемую в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети "Интернет"), объявления о привлечении детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Частями 2 и 2.1 статьи 14.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации установлена административная ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом; розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Статьей 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, если это деяние совершено неоднократно.

Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора Алексеевского района Республики Татарстан ФИО2 проведен мониторинг сети «Интернет», о чем составлен акт осмотра.

В ходе мониторинга выявлены следующие интернет-страницы по сетевым адресам: <данные изъяты>. На данных сайтах размещена информация о незаконных способах доставки и продажи алкоголя и алкогольной продукции в ночное время суток как путем прямой покупки при непосредственном получении, в том числе при осуществлении наличного платежа и/или по предоплате через операторов сотовой связи с использованием электронной платежной системы «QIWI-кошелек», сервиса online-платежей «Яндекс.Деньги», так и в качестве подарка при приобретении мелких товаров (зажигалок, брелков, сувенирных товаров).

Данная информация является запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Вход на вышеуказанные сайты, форумы и интернет-страницы в социальных сетях является свободным, не требует предварительной регистрации и введения пароля, ознакомиться с содержанием информационного контента сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь. Ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют.

Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, проверка и мониторинг показали, что информация, содержащаяся на вышеуказанных интернет-страницах находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц, ее распространение в сети «Интернет» может иметь негативные социальные, экономические и иные последствия, а также нарушает права неопределенного круга лиц – пользователей сети «Интернет».

Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу о том, что наличие в свободном доступе в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по вышеуказанным сетевым адресам информации о продаже алкогольной и иной спиртосодержащей продукции, с возможностью реализации данной продукции в ночное время суток, нарушает права неопределенного круга лиц – потребителей информационных услуг, в том числе несовершеннолетних.

    Суд считает необходимым признать информацию, размещенную в свободном доступе в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на интернет-страницах по вышеуказанным сетевым адресам информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

    Таким образом, административный иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в свободном доступе в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на интернет-страницах по сетевым адресам: <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение является основанием для включения сайтов с адресами: <данные изъяты> в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ в течение месяца через Приволжский районный суд г. Казани.

Судья Приволжского

районного суда г. Казани Миннегалиева Р.М.


 

Решения судов по блокировке сайтов:

Решение суда о признании информации, размещенной в информационно-коммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению

Казанский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании запрещенной на всей территории Российской Федерации информации, размещенной в свободно...

Решение суда о признании информации, размещенной в информационно-коммуникационной сети «Интернет» запрещенной к распространению

Прокурор Приволжского района г. Казани обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на интернет-страницах информацией, распространение которой на территории Российской Фе...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru