Решение суда о признании незаконным отказа в государственной регистрации права № 2а-1389/2017 ~ М-990/2017

24 апреля 2017 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи ЗАХАРЕНКО Л.В.,

при секретаре Михайлове В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Кирносовой ФИО5 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ года через МФЦ Октябрьского района г. Ростова-на-Дону она обратилась с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, а именно: хозяйственно-бытовой блок, сауна, бассейн№, расположенный на земельном участке (кадастровый номер №) по адресу: <адрес> принадлежащим ей на праве собственности, о чем в книге учета входящих документов № внесена запись №, а также с прилагаемыми к заявлению документами - декларацией об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ года, чек-ордер об оплате госпошлины от ДД.ММ.ГГГГ года № (2000 рублей), что подтверждается прилагаемой распиской регистрирующего органа от ДД.ММ.ГГГГ года административный ответчик приостановил государственную регистрацию, а ДД.ММ.ГГГГ года отказал административному истцу в государственной регистрации права собственности, что подтверждается прилагаемым сообщением об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ года №. Основанием к отказу послужили следующие обстоятельства: не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», для государственной регистрации права; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав. Административный истец считает приведенный отказ в государственной регистрации права собственности незаконным по следующим основаниям. Сообщение об отказе в регистрации права собственности содержит указание на то, что согласно ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство. Ввиду чего Административным ответчиком сделан запрос в МУ «Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону» о получении информации выдавалось ли разрешение на ввод объекта, заявленного на государственную регистрацию, в эксплуатацию, на который получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ года о том, что разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию рассматриваемого объекта не выдавались. Между тем, согласно п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования. Объект, заявленный на государственную регистрацию, а именно хозяйственно-бытовой блок, сауна, бассейн, общей площадью 61,5 кв.м., расположенный на земельном участке, принадлежащим истцу на праве собственности, является нежилым 2-этажным кирпичным строением вспомогательного назначения, поскольку его функционирование невозможно без основного здания. Отнесение спорного объекта к вспомогательным, предназначенным исключительно для эксплуатации основного объекта - жилого дома, расположенного на том же земельном участке по адресу: <адрес> и невозможность его использования для иной деятельности, а также факт размещения строения на земельном участке в соответствии с нормами и правилами застройки и его соответствия строительным нормам и правилам подтверждаются Экспертным заключением ООО «Южная Экспертно-юридическая региональная компания». Согласно выводам указанного заключения: рассматриваемое экспертом строение, находящееся на земельном участке, кадастровый номер №, расположенном по адресу: <адрес>, не имеет собственных сетей инженерно-технического обеспечения; рассматриваемое экспертом строение, находящееся на земельном участке, кадастровый номер №, расположенном по адресу: <адрес>, не предназначено для проживания; рассматриваемое экспертом строение, находящееся на земельном участке, кадастровый номер №, расположенном по адресу: <адрес> является хозяйственно-бытовым и служит для удовлетворения гражданами бытовых нужд, а также для размещения инженерного оборудования; рассматриваемое экспертом строение, находящееся на земельном участке, кадастровый номер №, расположенном по адресу<адрес> находится в прямой зависимости от основного, жилого строения лит. <данные изъяты> а именно в подключении сетей инженерно-технического обеспечения, электроснабжения и водоснабжения, от основного строения; рассматриваемое экспертом строение, находящееся на земельном участке, кадастровый номер №, расположенном по адресу: <адрес> безусловно является второстепенным на земельном участке, по отношению к основному жилому строению лит. <данные изъяты> рассматриваемое экспертом строение, находящееся на земельном участке, кадастровый номер №, расположенном по адресу: <адрес>, является вспомогательным. Учитывая, что административный истец, обращаясь с заявлением ДД.ММ.ГГГГ года о государственной регистрации права собственности на хозяйственно-бытовой блок, возведённый на названном земельном участке, представила все необходимые правоустанавливающие документы, в том числе документ, подтверждающий факт создания объекта недвижимого имущества, а именно декларацию об объекте недвижимого имущества с описанием его характеристик, у Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области не было оснований для отказа в государственной регистрации права на данный возведённый объект вспомогательного значения. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит суд признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (Ростов-на-Дону) в государственной регистрации за Кирносовой ФИО6 права собственности на объект недвижимого имущества: хозяйственно-бытовой блок, сауна, бассейн общей площадью 61,5 кв.м., ДД.ММ.ГГГГ постройки, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> содержащийся в сообщении об отказе в государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года № Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области осуществить государственную регистрацию права собственности Кирносовой ФИО7 на указанный объект недвижимого имущества.

Административный истец Кирносова О.В. в судебное заседание явилась, заявленные административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области Куницына М.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, в судебное заседание явилась, административные исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении искового заявления.

Заслушав доводы и пояснения административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы данного административного дела, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии сост. 218 КАС РФгражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из приведенного выше положения действующего процессуального закона следует, что для признания решений, действий (бездействия) указанных выше органов, должностных лиц и служащих незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение прав и законных интересов гражданина или организации.

Пунктом 9 статьи226 КАС РФпредусмотрено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересыадминистративногоистца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующееадминистративноеисковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемогодействия(бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия(бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Пунктом 11 указанной нормы закона закреплено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемыедействия(бездействие).

В соответствии со ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

При этом, проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.

В силу ст.ст. 16, 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав носит заявительный характер и проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, а также документов, подтверждающих наличие, возникновение, прекращение, переход прав на недвижимое имущество.

На основании п. 1 ст. 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Единое государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Указанные документы должны содержать описание недвижимой имущества.

Государственная регистрация прав производится в соответствии с ГК РФ и в порядке, установленном ФЗ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно ст. 12 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ЕГРП содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ года Кирносова О.В. обратилась в Управление с заявлением о проведении государственной регистрации права собственности на хозяйственный блок, сауна, бассейн, площадью 61,5 кв.м,, распложенный по адресу: <адрес>, в упрощенном порядке, представив декларацию об объекте недвижимого имущества.

При проведении правовой экспертизы в соответствии со ст. 13 Закона о регистрации государственным регистратором было установлено следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона о регистрации право на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

В соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом, удостоверяющим выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие объекта капительного строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Согласно п. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, осуществляются на основании разрешения на строительство.

Согласно пункту 3 части 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, которые, как правило, предназначены для обслуживания основного здания либо имеют вспомогательный характер.

Вместе с тем ГрК РФ не содержит определение понятия «объект вспомогательного использования».

Согласно п. 10 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

Под объектом вспомогательного назначения следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности.

Таким образом, для отнесения указанных объектов к вспомогательным следует установить ряд обстоятельств: возведенное строение должно располагаться на земельном участке, отведенном для этого в установленном порядке, соответствовать строительным нормам и правилам и не нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц; следует учитывать фактическое целевое использование строения, для отнесения его к вспомогательным оно должно использоваться исключительно для обслуживания действующего объекта; критерием является также невозможность самостоятельного использования для иной хозяйственной деятельности.

Вместе с тем, заключение компетентного органа, подтверждающего вспомогательный характер хозяйственно-бытового блока, сауна, бассейн, на государственную регистрацию представлено не было.

Таким образом, возведенное заявителем спорное нежилое строение - хозяйственно-бытовой блок, сауна, бассейн имеет характер производственного объекта, в силу чего не может быть признано объектом вспомогательного использования в смысле ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, в отношении которого не требуется получение разрешения на строительство.

В соответствии с п. 10 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

Однако, документов (сведений), подтверждающих ввод в эксплуатацию вышеуказанного здания, на государственную регистрацию представлено не было.

Согласно п. 1.2 ст. 20 Закона о регистрации не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом № 221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии со ст. 23 Закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 года, постановка на учет объекта недвижимости осуществляется на основании принятия соответствующего решения органом кадастрового учета и подтверждается выдачей кадастрового паспорта объекта недвижимости.

В настоящий момент объект капитального строительства, расположенный по адресу: <адрес> не учтен в государственном кадастре недвижимости, что подтверждается уведомлением об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ года.

В соответствии со статьей 19 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных сведений.

С учетом данного обстоятельства, ДД.ММ.ГГГГ года государственная регистрация была приостановлена на 1 месяц по инициативе регистратора на основании п. 1 ст. 19 Закона о регистрации, в соответствии с которым государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав.

В уведомлении о приостановлении государственной регистрации, направленном заявителю ДД.ММ.ГГГГ года, были подробно указаны причины приостановления государственной регистрации прав.

В соответствии со ст. 19 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственный регистратор принял необходимые меры по получению дополнительных документов и сведений.

Так, Государственным регистратором был направлен запрос в Муниципальное учреждение «Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону» для получения информации выдавалось ли разрешение на ввод объекта, заявленного на государственную регистрации в эксплуатацию.

ДД.ММ.ГГГГ года в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области поступил ответ Муниципального учреждения «Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону» от ДД.ММ.ГГГГ года № согласно которому Департаментом разрешение на строительство и на ввод в эксплуатацию объекта, расположенного по вышеуказанному адресу, не выдавались.

Согласно п. 2 ст. 19 Закона о регистрации, в случае если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации.

Сам по себе факт предназначенности земельного участка для ведения дачного хозяйства, не является основанием для строительства на нем нежилого строения без получения соответствующего разрешения, то есть с отступлением от общего порядка частной жилой застройки.

Представленное административным истцом в материалы дела техническое заключение №, выполненное ООО «Южная Экспертно-юридическая региональная компания» не подтверждает, что объект недвижимого имущества: хозяйственно-бытовой блок, сауна, бассейн общей площадью 61,5 кв.м., ДД.ММ.ГГГГ постройки, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> является вспомогательным. Кроме того, данное заключение не представлялось истцом в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области при подачи документов на регистрацию.

Поскольку разрешение на строительство нежилого строения у заявителя отсутствует, что в административном иске не оспаривается, у государственного регистратора имелись объективные основания полагать, что государственная регистрации права собственности на заявленный объект, в порядке, предусмотренном ст. 25.3 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не представляется возможной.

Таким образом, у государственного регистратора отсутствовали основания для регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества по данному адресу.

Поскольку заявителем не были устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, ДД.ММ.ГГГГ года государственным регистратором правомерно было принято решение № об отказе в государственной регистрации права собственности на хозяйственно-бытовой блок, сауна, бассейн, расположенный по адресу: <адрес> на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 ФЗ от 21 июля 1997 года № 122 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя) п. 1 ст. 20 Закона о регистрации.

Следовательно, решение государственного регистратора об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, расположенный по вышеуказанному адресу, принято в строгом соответствии с требованиями законодательства.

Исполнение государственным органом обязательных требований федерального закона не может характеризовать действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области как незаконные.

Со стороны Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области отсутствует нарушение права заявителя, которое требует защиты путем предъявления требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области.

Доказательств того, что в данном случае при принятии решений о приостановлении государственной регистрации и об отказе в государственной регистрации права были допущены подобные нарушения, Кирносовой О.В. не представлено.

На основании изложенного, суд не находит оснований для признания незаконными действий государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области по отказу в государственной регистрации права.

Всоответствиис п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФсуд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица,государственногоили муниципального служащего иправалибо свободы гражданина не были нарушены.

Учитывая установленные судом фактические обстоятельства настоящего административного дела, а именно: соответствие действий государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области требованиям закона, отсутствие нарушения прав и законных интересов Кирносовой О.В. оспариваемыми действиями государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, суд приходит к однозначному выводу о том, что оснований для удовлетворения требований административного искового заявления Кирносовой О.В. в данном случае не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении административного искового заявления Кирносовой ФИО8 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 28 апреля 2017 года.

Cудья Л.В. Захаренко


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации

Административный истец обратился в суд с заявлением к административному ответчику обосновывая свои требования следующим. Приговором Новочеркасского городского суда Ростовской области от дд.мм.гггг Мирзоян М.С. был признан виновным в совершении пре...

Решение суда о запрете въезда на территорию РФ

Административный истец Алескеров ФИО7 обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУ МВД России по Ростовской области о признании незаконным решения о запрете въезда на территорию РФ. В обоснование заявленных требований административны...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru