Решение суда об установлении факта участия в боевых действиях, признании ветераном боевых действий, возложении обязанности по выдаче удостоверения ветерана боевых действий № 2-1214/2017 ~ М-746/2017

Дело 2-1214-17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 апреля 2017 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:

Председательствующего судьи Баташевой М. В.,при секретаре Андриевской К. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белякова ГЛ к Южному таможенному управлению об установлении факта участия в боевых действиях, признании ветераном боевых действий, возложении обязанности по выдаче удостоверения ветерана боевых действий

УСТАНОВИЛ:

Истец Беляков Г.Л. обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что в 2000 году проходил службу в таможенных органах РФ в специальном отряде быстрого реагирования Северо - Кавказской ( ныне Южной) оперативной таможни.

В период прохождения службы ( начиная с апреля ДД.ММ.ГГГГ по ноябрь ДД.ММ.ГГГГ) неоднократно (со своим служебным боевым оружием - <данные изъяты>) направлялся в командировки в Чеченскую республику ( в район проведения конттеррористической операции) с целью выполнения служебно-боевых задач (физической защиты должностных лиц таможенных органов и проведения специальных мероприятий). Критерием отбора сотрудников (в СОБРе) в данные командировки было наличие военного образования и сформированно-устойчивых навыков военной службы ( умелое владение штатным оружием, умение ориентироваться в сложной оперативно-боевой обстановке).

При нахождении в командировках ввиду отсутсвия (на тот момент) структуры таможенных органов РФ в Чеченской республике прикомандировывался к различным государственнным и военным структурам ( Представительсво Администрации Президента РФ в Чеченской республике, Представительство Правительства РФ в Чеченской республике, Военным комендатурам в Чеченской республике).

В то время согласно пункту 9 указа Президента РФ № 1255с « О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо- Кавказского региона РФ» от 23.09.1999 Государственному Таможенному Комитету РФ совместно с Федеральной Пограничной Службой РФ ставились задачи по принятию дополнительных мер по усилению охраны госграницы и восприпятствованию незаконного проникновения вооруженных групп и незаконного ввоза оружия и боеприпасов и взрывчатых веществ в пределах территорий ( Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Республики Северная Осения-Алания). В составе ГТК РФ была подготовлена оперативная группа, в задачи которой так же входило участие в формировании Чеченской таможни. Находясь в составе оперативной группы ГТК РФ он совместно с другими сотрудниками неоднократно принимал участие в боевых действиях (при этом обеспечивал защиту должностных лиц таможенных органов.) При этом рисковал жизнью, когда неоднократно прикрывал собой выводя из опасных районов руководителей и сотрудников таможенных органов. За участие в боевых действиях Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ г. Военного Коменданта Чеченской Республики награжден нагрудным знаком МО РФ «Участник боевых действий в Чеченской Республике».

В ДД.ММ.ГГГГ, находясь в очередной командировке в г.Грозном, активно участвуя в специальной операции - обеспечивая безопасность сотрудников таможенных органов (от возможных проявлений террористической активности незаконных вооруженных формирований), при осмотре здания обнаружил мину на боевом взводе, своевременно приняв меры я предотвратил терррористический акт и возможые жертвы среди сотрудников и гражданских лиц.

Именно по этой причине, на основании Указа Президента РФ №1246 от 25.10.2001 года за активное участие и мужество проявленное при проведении специальных мероприятий на территории Чеченской республики был награжден государственной наградой РФ- медалью «За отвагу», а также ведомственной медалью ГТК РФ «За доблесть».

Впоследствии истец обращался в таможенные органы с просьбой о выдаче удостоверения «Ветерана боевых действий», однако получил отказ по причине отсутствия в категории лиц, указанных в подпунктах 1-6 пункта 1 ст.З ФЗ от 12.01.1995 г. №5 «О ветеранах», а так же ввиду отсутствия установленного порядка выдачи удостоверения в таможенных органах.

В 2016 году он обратился с завялением в военный коммисариат с просьбой о выдаче удостоверения «Ветерана боевых действий» по линии МО РФ, однако получил отказ по причине не направления его Министерством Обороны РФ в зону контртеррористической операции.

Согласно подпункту 1 пункта 1 ст.З ФЗ от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О Ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас(отставку), военнообязанные призванные на военныне сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и РФ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другине государства органоми государственной власти СССР и РФ и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а так же принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях на территори РФ.

Находясь в запасе ВС РФ ( он старший лейтенант запаса ВС РФ, Приказ. МО РФ №896 от 22.10.1997 г. ) в ДД.ММ.ГГГГ проходя службу в таможенных органах РФ( которая по пенсионному обеспечению приравнена к службе в МО, МВД, ФСБ и пр. силовым органам), при этом являясь стпаршим лейтенантом таможенной службы - оперуполномоченным СОБР, истец в соответствии с приказами Государственного Таможенного Комитета, Северо- Кавказского ( ныне Южного) таможенного управления, Северо-Кавказской( ныне Южной) оперативной таможни ( исполнительные органы государственной власти РФ) был командирован с боевым оружием и боеприпасами в зону проведения контртеррористической операции (Чеченская республика) с целью выполнения служебно-боевых задач. Фактом доказывающим непосредственное участие в боевых действиях является реализованный наградной материал.

Отказ таможенных органов в выдаче удостоверения «Ветерана боевых действий» считает незаконным, действиями таможенного органа (Южного таможенного управления) отказывающего в получении удостоверения «Ветерана боевых действий» нарушено его право на получение льгот и компенсаций установленных для ветеранов боевых действий.

На основании вышеизложенного, просит суд установить факт участия Белякова ГЛ в боевых действия на территории Чеченской республики в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать ветераном боевых действий, обязать Южное таможенное управление выдать удостоверение «Ветерана боевых действий», взыскать с ответчика судебные расходы, связанные с уплатой госпошлины и оплатой услуг представителя.

В судебном заседании истец Беляков Г.Л. не присутствует, извещен, направил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представители ответчика Южного таможенного управления в судебном заседании просили в иске отказать, поддержали доводы, изложенные в письменных возражениях на иск.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из положений ст. 3 ФЗ "О ветеранах", к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (пп. 1 п. 1). Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом (п. 3).

В силу статьи 28 названного Федерального закона реализация мер их социальной поддержки осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанных положений Федерального закона Правительством Российской Федерации 19 декабря 2003 года издано Постановление N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", утвердившее Инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" определены органы исполнительной власти, которым поручена выдача удостоверения ветерана боевых действий, в зависимости от категории лиц.

Так, в соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 559, от 25 марта 2013 года N 257), выдачу удостоверения ветерана боевых действий единого образца предписано осуществлять лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 п. 1 ст. 3 ФЗ "О ветеранах" федеральным органам исполнительной власти, направлявшим (привлекавшим) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий, либо федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим в настоящее время функции в установленной сфере деятельности упраздненных государственных органов, направлявших (привлекавших) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий.

Таким образом, выдача удостоверения ветерана боевых действий осуществляется исключительно лицам, принимавшим участие в боевых действиях на основании распоряжений специально уполномоченных органов и в соответствии с Перечнем территорий и периодов ведения боевых действий.

В разделе III указанного приложения сказано, что выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года (абзац дополнительно включен Федеральным законом от 27 ноября 2002 года 158-ФЗ, вступает в силу с 1 января 2004 года). Таким образом, выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ отнесено законом к боевым действиям.

Факты выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий устанавливаются на основании соответствующих приказов специально уполномоченных органов, в которых конкретно определяется конкретный состав лиц, и периоды (время) непосредственного участия этих лиц в выполнении данных приказов.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Беляков Г.Л. в с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. проходил службу в таможенных органах РФ в специальном отряде быстрого реагирования Северо - Кавказской ( в настоящее время Южной) оперативной таможни в должности оперуполномоченного.

В соответствии со ст. 1 и 2 Федерального закона от 21 июня 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.

В соответствии со ст. 3 настоящего Федерального закона должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания, и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 N 809, Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, функции агента валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска), функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации (далее - таможенные органы), а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений.

Обязанности оперуполномоченного определены в должностной инструкции по состоянию на 2000 год, предусматривающей готовность к выполнению оперативно-служебных задач в регионе деятельности Северо-Кавсказской (Южной) оперативной таможни.

Основными задачами СОБР являлись обеспечение безопасности сотрудников таможенных органов при выполнении ими своих служебных обязанностей; проведение спецопераций по задержанию вооруженных лиц и преступных групп, совершающих преступления в сфере таможенного дела или на территории таможенного органа; освобождение заложников из числа сотрудников таможенных органов; поддержка и обеспечение оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий, процессуальных действий по делам о нарушении таможенных правил.

В период прохождения службы ( начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) направлялся в командировки в Чеченскую республику с целью выполнения задач по обеспечению безопасности руководства таможни на территории Чеченской республики.

Так, в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ Беляков Г.Л. был откомандирован для выполнения служебно-боевых задач на территории Республики Северная Осетия-Алания и Чеченской Республики по защите должностных лиц Представительства Государственного таможенного комитета России и Чеченской таможни, выполнения спецмероприятий.

За выполнение своих служебных обязанностей приказом военного коменданта Чеченской республики от ДД.ММ.ГГГГ. № был награжден нагрудным знаком «Участник боевых действий в Чечне» за добросовестно выполнение своих служебных обязанностей в боевых условия в период ДД.ММ.ГГГГ.

Также за мужество, проявленное при выполнении спецмероприятий Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ. был награжден медалью «За отвагу» - за отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении служебного долга в условиях, сопряженных с риском для жизни.

Приказом ГТК РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Беляков Г.Л. за успешное выполнение заданий особой важности и сложности, непосредственное участие в специальных мероприятиях по борьбе с преступностью в таможенной сфере, личное мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного долга награжден медалью «За доблесть».

Беляков Г.Л. обратился с заявлением к ответчику для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий.

Однако ему отказано в выдаче удостоверения боевых действий по причине отсутствия в категории лиц, указанных в подпунктах 1-6 пункта 1 ст. 3 ФЗ от 12.01.1995 г. №5 «О ветеранах», а так же ввиду отсутствия установленного порядка выдачи удостоверения в таможенных органах.

Указанный отказ и послужил основанием для предъявления настоящего иска в суд.

Давая оценку позициям сторон, представленным доказательствам, анализируя действующее в сфере правового регулирования законодательство, суд приходит к выводу о том, что истец не относится к категории лиц, имеющих право на присвоение статуса ветерана болевых действий, и. как следствие, на получение удостоверения соответствующего образца.

Так, согласно Постановления Правительства РФ от 31.03.1994 № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» периоды выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

В качестве документов, подтверждающих факт непосредственного участия в боевых действиях обратившихся могут быть представлены: выписки из приказов соответствующих командиров, об обстоятельствах их непосредственного участия в боевых действиях; выписки из донесений соответствующих командиров об обстоятельствах их непосредственного участия в боевых действиях; выписки из журналов боевых действий; записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках; копии командировочных удостоверений; выписки из послужного списка личного дела; копии документов о полученном ранении (контузии, увечье), связанном с непосредственным участием в боевых действиях: реализованный наградной материал; копии справок соответствующих воинских частей и организаций, подтверждающие факт непосредственного участия в боевых действиях: копии архивных справок.

Таким образом, право на присвоение статуса ветерана боевых действий и получение удостоверения обусловлено совокупностью условий, а именно участие в боевых действиях на основании распоряжений специально уполномоченных органов.

Определение критериев принадлежности лиц к категории ветеранов боевых действий является прерогативой законодателя, который, действуя в рамках своих полномочий, предусмотрел конкретные меры социальной защиты, критерии их дифференциации и условия их предоставления с учетом норм, обуславливающих специальный статус отдельных категорий граждан.

В качестве подтверждения участия лица в боевых действиях могут быть использованы только документальные доказательства в виде соответствующих приказов, утвержденных руководителями оперативного штаба в установленном порядке.

В отсутствие же таких утвержденных в установленном порядке приказов, которые являются единственным правовым основанием для приобретения особого статуса военнослужащего как непосредственного участника боевых действий, военнослужащими исполняются только общие обязанности, определенными в данном случае ФЗ «О службе в таможенных органах», Положением о Федеральной таможенной службе, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 N 809, не смотря на то, что сотрудники могли быть направлены в зону чрезвычайного положения или вооруженного конфликта.

Приобретение статуса ветерана боевых действий законодатель ставит в зависимость от соблюдения двух условий: фактическое участие в боевых действиях или осуществление функций, приравненных к участию в боевых действиях для целей присвоения статуса ветерана; оформление соответствующего удостоверения в порядке и на условиях, предусмотренных соответствующими нормативными актами.

Между тем, истцом суду не представлено допустимых доказательств в порядке ст. 56 ГПК РФ того, что истец направлялся в течение 2000 года в Северо-Кавказский регион для участия в выполнении задач в ходе контртеррористических операций.

Из представленных командировочных удостоверений следует о том, что Беляков Г.Л. направлялся в район боевых действий на территорию Северо-Кавказского региона для выполнения своих служебных обязанностей, т.е. целью направления истца в район боевых действий имел место с целью выполнения задач по охране сотрудников таможенных органов.

То обстоятельство, что выполнение служебных обязанностей и задач по обеспечению безопасности руководства таможни на территории Чеченской республики проходило в условиях проведения боев и обстрелов районов, не свидетельствует об участии в боевых действиях в том смысле, которое придает ФЗ "О ветеранах".

За доблестное выполнение служебных задач истец награжден знаками отличия, медалями, поощрен материально, однако необходимых приказов органом исполнительной власти, в частности, федеральной таможенной службой, об участии истца именно в выполнении контртеррористических операций, участия в боевых действиях, а также о направлении именно с указанной целью в район боевых действий - не издавалось.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что истцом не представлено достаточных допустимых доказательств в порядке ст.ст.56,57 ГПК РФ с очевидной достоверностью подтверждающих факт его участия в КТО, поскольку представленные документы с достаточной степенью достоверности не подтверждают обстоятельств, на которые ссылается истец., поскольку представленные указанные выше доказательства подтверждают доблестное выполнение служебных задач, предусмотренных законом в сфере регулирования таможенных отношений, предусмотренных должностной инструкцией истца, в условиях проведения боев, за которые истец и был отмечен соответствующими наградами, что не свидетельствует о наличии права на установление статуса ветерана боевых действий, следовательно, возложения обязанности на ответчика по оформлению и выдаче соответствующего удостоверения.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Исковые Белякова ГЛ к Южному таможенному управлению об установлении факта участия в боевых действиях, признании ветераном боевых действий, возложении обязанности по выдаче удостоверения ветерана боевых действий, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий:


 

Решения судов:

Решение суда о присвоении звания «Ветеран труда»

Сутягина ФИО5 обратилась в суд с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области, Ленинскому управлению социальной защиты населения администрации г. Челябинска о возложении обязанности по присвоению звания «Ветеран труда».В обоснован...

Решение суда о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», выдаче удостоверения

Истец обратился в Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловс...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru