Решение суда о ликвидации сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «Ростовский» № 2а-914/2017 ~ М-227/2017

Дело №2а-914/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 марта 2017 г. Ростов-на-Дону

Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

судьи Рощиной В.С.

при секретаре Терентьевой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по <адрес> Южного главного управления к административным ответчикам: сельскохозяйственному потребительскому кредитному кооперативу «Ростовский», Итяйкиной Н.А., Могилевцеву В.И., Соколову В.Ю., заинтересованное лицо: Управление Федеральной налоговой службы по <адрес>, о ликвидации сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «Ростовский»,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Банк России в лице Отделения по <адрес> ЮГУ обратился в Советский районный суд г. <адрес> с настоящим административным исковым заявлением, сославшись на то, что Банк России в силу положений п. 9.1 ст. 4, ст. 76.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации» осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью кредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к ним предусмотренные федеральными законами иные меры за неисполнение требований. СПКК «Ростовский» является действующим юридическим лицом и организацией, поднадзорной Отделению Банка Ростов-на-Дону. В нарушение ч. 3 ст. 40.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» и Указания Банка России от 09.10.2015г. №-У «О формах, сроках, порядке составления и предоставления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива и отчет о персональном составе руководящих органов кооператива» СПКК «Ростовский» не представил в установленные сроки отчетность за 2015 год, за первый квартал, полугодие, за 9 месяцев 2016 года СПКК «Ростовский». Непредставление отчетности послужило основанием для направления предписаний об устранении нарушения действующего законодательства от ДД.ММ.ГГГГ №№, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №№, от ДД.ММ.ГГГГ №№, которые СПКК «Ростовский» также не исполнены. Кроме того, в нарушение ч. 3 ст. 31 Закона № 193-ФЗ СПКК «Ростовский» не является членом ни одного ревизионного союза, созданного в Российской Федерации. Сведениями о причинах нарушений СПКК «Ростовский» требований действующего законодательства Российской Федерации в области кредитной кооперации административный истец не располагает. На основании изложенного, административный истец просит суд ликвидировать СПКК «Ростовский», возложить на учредителей СПКК «Ростовский» обязанность по ликвидации кооператива, обязать учредителей СПКК «Ростовский» завершить процедуру ликвидации в шестимесячный срок.

В судебное заседание явился представитель административного истца Кичигина М.Л., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №№, которая уточнила фамилию одного из административных ответчиков в связи с допущенной в иске опиской просила суд считать административным ответчиком не Могильцева В.И., а Могилевцева В.И., в судебном заседании поддержала заявленные административные исковые требования по изложенным в нем доводам, просила суд их удовлетворить.

Административные ответчики: СПКК «Ростовский», Итяйкина Н.А., Могилевцев В.И., Соколов В.Ю. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. Административный ответчик Могилевцев В.И. в суд направил заявление, согласно которому просит вывести его из судебного процесса на основании того, что он никакого отношения к учреждению данного кооператива не имеет.

Судом к участию в деле привлечено в качестве заинтересованного лица – Управление Федеральной налоговой службы по <адрес>, которое о месте и времени судебного заседания извещено, в судебное заседание представителя не направило, о причинах неявки представителя суду не сообщило, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляло. Направило в суд ответ на запрос суда, согласно которому СПКК «Ростовский» последнюю бухгалтерскую отчетность представил ДД.ММ.ГГГГ за 2015 год, последнюю налоговую отчетность представил ДД.ММ.ГГГГ, в отношении СПКК «Ростовский» в период с 2014 по 2016 годы было вынесено 7 решений о его привлечении в связи с несвоевременным предоставлением отчетности.

Суд, совещаясь на месте, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц на основании ч. 4 ст. 263 КАС РФ.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав доводы лица, участвующего в деле, суд пришел к следующему.

Судом установлено, что СПКК «Ростовский» является юридическим лицом, создание СПКК «Ростовский» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ МИФНС России № по <адрес>, ОГРН №, ИНН №, поставлен на учет в МИФНС Росси № по <адрес>.

Председателем СПКК «Ростовский» является Итяйкина Н.А., она же является учредителем СПКК «Ростовский», кроме неё также учредителями СПКК «Ростовский» являются Могилевцев В.И., Соколов В.Ю..

Административный истец, посчитав, что имеются основания для ликвидации административного ответчика, обратился в Советский районный суд г. <адрес> с настоящим административным исковым заявлением.

В соответствии с п. 9.1 ст. 4, ст. 76.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами; проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" сельскохозяйственный кооператив - организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Сельскохозяйственный кооператив (далее также - кооператив) может быть создан в форме сельскохозяйственного производственного кооператива (далее также - производственный кооператив) или сельскохозяйственного потребительского кооператива (далее также - потребительский кооператив).

В силу ч. ч. 1, 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.

Потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями и в зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие и иные кооперативы, созданные в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 1 настоящей статьи, для выполнения одного или нескольких из указанных в данной статье видов деятельности.

В соответствии с п. 17 ст. 76.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" некредитными финансовыми организациями в соответствии с настоящим Федеральным законом признаются лица, осуществляющие следующие виды деятельности: сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов. Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

Согласно ч. 3 ст. 40.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" кредитный кооператив ежеквартально самостоятельно или через объединения кредитных кооперативов, саморегулируемые организации кредитных кооперативов обязан представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Кредитный кооператив ежегодно самостоятельно или через объединения кредитных кооперативов, саморегулируемые организации кредитных кооперативов обязан представлять в Банк России документы, содержащие отчет о персональном составе своих руководящих органов, а в случае изменения в составе своих руководящих органов обязан представлять указанный отчет не позднее чем в течение пятнадцати дней после таких изменений. Формы, сроки и порядок составления и представления кредитным кооперативом указанных документов устанавливаются Указанием Банка России от ДД.ММ.ГГГГ N 3816-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива и отчет о персональном составе руководящих органов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 39597).

В силу п. 5 Указания Банка России от ДД.ММ.ГГГГ N 3816-У отчет о деятельности и отчет о персональном составе (далее при совместном упоминании - отчетность) представляются в Банк России в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, по телекоммуникационным каналам связи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", в соответствии с Порядком организации электронного документооборота при представлении электронных документов с электронной подписью в Федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденным приказом ФСФР России от ДД.ММ.ГГГГ № (действовал до ДД.ММ.ГГГГ), Указанием Банка России от ДД.ММ.ГГГГ N 3906-У "О порядке взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета, а также порядке и сроках направления другими участниками информационного обмена уведомления об использовании или уведомления об отказе от использования личного кабинета" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 41289).

На основании п. п. 2, 3 Указания Банка России от ДД.ММ.ГГГГ N 3816-У отчет о персональном составе руководящих органов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива (далее - отчет о персональном составе) составляется по форме и в порядке, которые установлены в приложении 2 к настоящему Указанию, отчет о деятельности представляется: за первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода; за календарный год в два этапа - не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года и не позднее 115 календарных дней по окончании календарного года.

Как следует из материалов дела, вышеназванная отчетность за 2015 год, за первый квартал, полугодие, за 9 месяцев 2016 года СПКК «Ростовский» представлена не была.

Непредставление отчетности послужило основанием для направления предписаний об устранении нарушения действующего законодательства от ДД.ММ.ГГГГ №№, от ДД.ММ.ГГГГ №№, от ДД.ММ.ГГГГ №№, от ДД.ММ.ГГГГ №№, которые СПКК «Ростовский» также не исполнены.

При этом суд отмечает, что предоставление СПКК «Ростовский» налоговой отчетности в УФНС по <адрес> не снимает с него ответственности за нарушение требований Федерального закона № 193-ФЗ, а также Указаний Центрального Банка России N 3816-У за не предоставление отчетности в надзорный орган Банка России.

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" кооператив, союз кооперативов (за исключением ревизионного союза и саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы) в обязательном порядке входят в один из ревизионных союзов по их выбору. В ином случае кооператив, союз кооперативов подлежат ликвидации по решению суда, по требованию уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области сельского хозяйства или налогового органа субъекта Российской Федерации, кредитный кооператив также подлежит ликвидации на основании решения суда по требованию Банка России.

В нарушение названной нормы права СПКК «Ростовский» не является членом ни одного ревизионного союза, созданного в Российской Федерации. Указанное обстоятельство подтверждается письмами Саморегулируемой организации ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов «Российский союз «Чаянов» от ДД.ММ.ГГГГ №, Российской саморегулируемой организации ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов союз «Агроконтроль» от ДД.ММ.ГГГГ №.

В соответствии с абзацами 2, 4 п. 11 ч. 1 ст. 40.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" в отношении кредитных кооперативов Банк России: вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случае: неоднократного неисполнения в течение одного года кредитным кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок; неоднократного в течение одного года нарушения кредитным кооперативом настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России.

Сведениями о причинах нарушений СПКК «Ростовский» требований действующего законодательства Российской Федерации в области кредитной кооперации административный истец не располагает.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что СПКК «Ростовский» допущены неоднократные нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности кредитных кооперативов, которые носят систематический характер, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, каких-либо мер по устранению указанных нарушений кооперативом не предпринято.

Как следует из анализа представленных доказательств по делу, кооператив в течение длительного времени не предпринял никаких мер к устранению выявленных нарушений, в том числе за прошлые периоды, что свидетельствует об отсутствии намерения устранять нарушения федерального законодательства и осуществлять в дальнейшем деятельность в соответствии с его требованиями. Сама по себе незаконная деятельность кооператива является основанием для ее ликвидации как представляющая угрозу публичному порядку и режиму законности в деятельности всех институтов гражданского общества.

При таких обстоятельствах у суда имеются основания для удовлетворения заявленного требования о ликвидации кооператива в качестве меры, направленной на защиту прав и законных интересов других лиц, охраняемых законом публичных интересов.

Согласно ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" ликвидация кооператива влечет за собой прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей кооператива в порядке правопреемства к другим лицам. Кооператив может быть ликвидирован: по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями настоящего Федерального закона, иных законов или правовых актов.

В силу п. 5 ст. 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

На основании п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации" в случае возложения обязанности по ликвидации юридического лица на учредителей (участников) юридического лица либо на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, в решении о ликвидации юридического лица указываются сроки завершения ликвидационной процедуры.

Как следует из материалов дела, председателем СПКК «Ростовский» является Итяйкина Н.А., она же является учредителем СПКК «Ростовский», также учредителями СПКК «Ростовский» являются Могилевцев В.И., Соколов В.Ю., что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ в отношении СПКК «Ростовский» от ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о возложении обязанности по осуществлению ликвидации СПКК «Ростовский» на учредителей СПКК «Ростовский» Итяйкину Н.А., Могилевцева В.И., Соколова В.Ю. в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Довод административного ответчика Могилевцева В.И. о том, что он никакого отношения к учреждению данного кооператива не имеет, опровергается имеющейся в материалах дела выпиской из ЕГРЮЛ в отношении СПКК «Ростовский», в которой Могилевцев В.И. (ИНН №) указан одним из учредителей СПКК «Ростовский», а потому судом не принимается. Доказательств обратного, административным ответчиком суду не представлено.

Согласно пункту 3 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов.

На основании ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для организаций - 6 000 рублей.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Учитывая изложенное, по данному административному делу Банк России освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно пп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о взыскании государственной пошлины с административного ответчика СПКК «Ростовский» в размере 6000 руб..

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 175-180, 265 Кодекса административного судопроизводства Российский Федерации, суд

РЕШИЛ

Административные исковые требования Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по <адрес> Южного главного управления к административным ответчикам: сельскохозяйственному потребительскому кредитному кооперативу «Ростовский», Итяйкиной Н.А., Могилевцеву В.И., Соколову В.Ю., заинтересованное лицо: Управление Федеральной налоговой службы по <адрес>, о ликвидации сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «Ростовский» - удовлетворить.

Ликвидировать Сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив «Ростовский», ОГРН №, ИНН №.

Обязать учредителей сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «Ростовский», ОГРН №, ИНН №, Итяйкину Н.А., Могилевцева В.И., Соколова В.Ю. осуществить ликвидацию сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «Ростовский», в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «Ростовский», ОГРН №, ИНН №, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 руб..

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 20.03.2017.

Судья В.С.Рощина


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ:

Решение суда о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по РО обратилось в суд с административным иском к негосударственному образовательному учреждению Автошкола «СВ-Класс», заинтересованное лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Р...

Решение суда о ликвидации кредитного потребительского кооператива «Триумф»

Управляющий Отделением по Ростовской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Отделение Ростов-на-Дону) (далее – административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением о ликвидации кредитно...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru