Решение суда о перерасчете пенсий по случаю потери кормильца, взыскании недополученных сумм № 2-12829/2017 ~ М-8915/2017

К делу № 2-12829/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Краснодар                                             26 мая 2017 года

Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего             Поповой В.В.,

при секретаре                 Кулибабиной А.Е.,

с участием представителя истцов Хабибуллиной Г.Л., ФИО1, Хабибуллина Л.Р. – ФИО9, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» - ФИО10, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабибуллиной Г. Л., Хабибуллиной Р. М., Хабибуллина Л. Р. к ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» о перерасчете пенсий по случаю потери кормильца, взыскании недополученных сумм,

УСТАНОВИЛ:

В Первомайский районный суд <адрес> обратились Хабибуллина Г.Л., ФИО1, Хабибуллин Л.Р. с вышеуказанными требованиями к ответчику, мотивировав их тем, что являются членами семьи погибшего Героя России, ветерана боевых действий в Сирийской Арабской Республике - полковника ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения (соответственно мать, вдова и сын).

С августа 2016 г. им была назначена пенсия по случаю потери кормильца. В соответствии с Законом «О статусе героев Советского Союза, героев РФ и полных кавалеров Ордена Славы» они, как члены семьи погибшего военнослужащего, имеют право на повышение в размере 100 % назначенной пенсии, а на основании Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органа внутренних дел, государственной противопожарной службе, органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» как члены семьи ветерана боевых действий – на повышение в размере 32 % расчетного размера пенсии, установленного в размере социальной пенсии по случаю потери кормильца.

Ответчик отказал им в перерасчете пенсии по случаю потери кормильца, что, по их мнению, противоречит требованиям действующего законодательства, в связи с чем обратились в суд с настоящим иском.

Просят признать незаконным отказ ответчика в назначении повышения пенсии по случаю потери кормильца, признать за ними право на повышенную на 32 % и на 100 % пенсию по случаю потери кормильца, обязать ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» повысить с ДД.ММ.ГГГГ назначенную им пенсию на 32 % расчетного размера пенсии, установленного в размере социальной выплаты, на 100 % размера пенсии по случаю потери кормильца, взыскать с ответчика в пользу Хабибуллиной Г.Л., ФИО1 и Хабибуллина Л.Р. неполученные за период с момента назначения – с 01.08.2016 г. по 30.04.2017 г. денежные средства в сумме по 264 296,22 рублей.

В судебное заседание истцы Хабибуллина Г.Л., ФИО1, Хабибуллин Л.Р. не явились, просили рассмотреть дело без их участия, исковые требования поддерживают. Доверяют представление своих интересов ФИО9

Представитель истцов ФИО9 в судебном заседании на иске настаивал, подтвердил изложенные в нем обстоятельства. Просила требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» ФИО10 с иском не согласился, просил оставить требования истцов без удовлетворения по основаниям, изложенным в возражениях. Согласно выраженной в них позиции, повышение пенсии предусмотрено непосредственно для лиц, являющихся Героями России и ветеранам боевых действий, а не для получателей пенсии по случаю потери кормильца, то есть данные льготы носят личностный характер, возможность перехода таких льгот к родственникам погибшего Героя России или ветерана боевых действий законодательством не предусмотрена, в связи с чем, истцам обоснованно отказано в перерасчете пенсии. Между тем, ФИО1 является ветераном боевых действий, поэтому первоначально пенсия ей назначена с повышением на 32 % установленным пунктом «Г» ст. 45 Закона РФ «О пенсионном обеспечении…».

Выслушав доводы представителей сторон, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства в результате исследования и оценки собранных доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд считает, что иск предъявлен обоснованно и подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, производится на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее также – Закон № 4468-1), который предусматривает три вида пенсии, две из которых – пенсия по инвалидности и пенсия за выслугу лет – получают сами военнослужащие, и третий вид пенсии – по случаю потери кормильца.

Согласно ст. 5 Закона № 4468-1 в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 названного Закона, их семьи при наличии определенных условий приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

Как установлено судом из пояснений представителей сторон, подтверждается представленными доказательствами и не оспаривалось в ходе рассмотрения дела, истцы Хабибуллина Г. Л., Хабибуллина Р. М. и Хабибуллин Л. Р. являются соответственно матерью, вдовой и сыном, то есть членами семьи погибшего ДД.ММ.ГГГГ Героя Российской Федерации, ветерана боевых дейтсивй в Сирийской Арабской Республике – полковника ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения (л.д. 6-9).

Звание Героя Российской Федерации присвоено ФИО1 посмертно согласно Указу президента РФ от 28.07.2016 г. № 382сс (л.д. 10).

Истцы являются получателями пенсии по случаю потери кормильца, которая назначена им с 01.08.2016 г. на основании Закона РФ № 4468-1 (л.д. 11).

Как следует из материалов дела и не оспаривалось ответчиком, ни при назначении пенсии, ни в дальнейшем пенсионным органом повышение пенсии истцам по п.п. «а, г» ст. 45 Закона №4468-1 не производилось.

Истцы обратились в Военный комиссариат Краснодарского края с заявлениями о повышения назначенной им пенсии по случаю потери кормильца на 32 % размера социальной пенсии по старости как членам семьи погибшего ветерана боевых действий, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органа внутренних дел, государственной противопожарной службе, органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ», и их семей» и на 100 % размера пенсии как членам семьи погибшего Героя РФ в соответствии с п. «а» ст. 45 того же Закона РФ.

Письмами Центра социального обеспечения Военного комиссариата Краснодарского края от 10.11.2016 г. и от 11.11.2016 г. истцам отказано в просьбе по причине того, что данные льготы предусмотрены непосредственно для самих ветеранов боевых действий и Героев РФ, носят личностный характер, а сами истцы Героями России либо ветеранами боевых действий не являются (л.д. 13-18).

Принимая решение по делу и удовлетворяя исковые требования, суд, руководствуясь ст. ст. 5, 29, 45, 46 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, и их семей» исходит из того, что повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий, но и членам их семьи в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца.

При этом, суд приходит к выводу о том, что поскольку истцы являются получателями пенсии по случаю потери кормильца – ФИО1 ответчик обязан произвести перерасчет назначенной им пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения на 32% и 100% со дня присвоения ФИО1 звания Героя Российской Федерации.

Согласно пункту «а» статьи 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются Героям Российской Федерации на 100 процентов размера пенсии.

Согласно пункту «г» статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Федеральным законом от 3 декабря 2007 г. № 319-ФЗ в вышеуказанную норму были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2008 года, согласно которым, назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

В соответствии со статьей 46 Закона при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные статьей 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсий.

Следовательно, вопреки возражениям ответчика, из системного анализа вышеназванных законоположений следует, что повышение пенсии производятся не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий, и Героям России, но и членам их семьи, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца.

Таким образом, истцы, как получатели пенсии по случаю потери кормильца, имели право на повышение пенсий с момента присвоения ФИО1 звания Героя Российской Федерации.

При таких данных суд отклоняет доводы ответчика о том, что льгота по повышению пенсии может предоставляться только лицам, непосредственно являющихся Героями РФ и ветеранами боевых действий, но не их супругам, детям, родителям, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поскольку такой вывод основан на неправильном толковании норм материального права.

Таким образом, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

Определяя размер подлежащих взысканию сумм в пользу истцов, суд полагает возможным применить представленный ответчиком расчет недополученного повышения пенсии в соответствии с п.п. «а, г» ст. 45 Закона РФ № 4468-1.

Из представленных документов пенсионных дел истцов усматривается, что ФИО1, Хабибуллиной Г.Л. и Хабибуллину Л.Р. назначена пенсия в размере 24 647,81 рублей, с 01.02.2017 г. всем истцам выплачивалось по 25 634,43 рубля.

Таким образом, недоплата за период с 01.08.2016 г. по 31.01.2017 г. составляла 147 886,86 рублей (повышение по п. «а» ст. 45 Закона на 100 % расчетного размера пенсии).

За период с 01.02.2017 г. по 30.04.2017 г. недоплата составляет 76 902 рубля.

Таким образом, на каждого члена семьи погибшего Героя РФ ФИО1 недоплата повышения пенсии в соответствии с п. «а» ст. 45 Закона РФ составляет 224 788,86 рублей.

Размер повышения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона РФ на 32 % расчетного размера пенсии с 01.08.2016 г. по 31.03.2017 г. составил 1 587,15 рублей, недоплата за 8 месяцев составляет 12 697,20 рублей.

С 01.04.2017 г. размер повышения пенсии составил 1 610,96 рублей, недоплата за один месяц – 1 610,96 рублей.

Всего недоплата повышения пенсии в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона РФ Хабибуллиной Г.Л. и Хабибуллину Л.Р. составляет 14 608,16 рублей.

При назначении пенсии по случаю потери кормильца ФИО1 было учтено, что она является ветераном боевых действий, в связи с чем пенсия ей назначена с ДД.ММ.ГГГГ с повышением на 32 % установленным п. «г» ст. 45 Закона РФ № 4468-1.

Таким образом, в пользу матери погибшего Героя РФ и ветерана боевых действий ФИО1 - Хабибуллиной Г.Л. и его сына Хабибуллина Л.Р. подлежит взысканию недополученное повышение пенсии на основании п.п. «а, г» ст. 45 Закона РФ № 4468-1 в размере 239 097,02 рублей за период с 01.08.2016 г. по 01.05.2017 г., в пользу вдовы ФИО1 – ФИО1 недополученное повышение пенсии на основании п. «а» ст. 45 закона РФ № 4468-1 в размере 224 788,86 рублей за период с 01.08.2016 г. по 01.05.2017 г.

В соответствии с ч. 2 ст. 195 ГПК РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Хабибуллиной Г. Л., Хабибуллиной Р. М., Хабибуллина Л. Р. к ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» о перерасчете пенсий по случаю потери кормильца, взыскании недополученных сумм удовлетворить в части.

Признать право Хабибуллиной Г. Л., Хабибуллина Л. Р. на повышенную на 32 % расчетного размера пенсии, установленного в размере социальной пенсии, пенсию по случаю потери кормильца.

Признать право Хабибуллиной Г. Л., Хабибуллиной Р. М., Хабибуллина Л. Р. на повышенную на 100 % размера пенсии пенсию по случаю потери кормильца.

Признать незаконными отказы Центра социального обеспечения Военного комиссариата Краснодарского края от 10.11.2016 г. и от 11.11.2016 г. в назначении повышения пенсии по случаю потери кормильца Хабибуллиной Г. Л., Хабибуллиной Р. М., Хабибуллина Л. Р..

Обязать ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» повысить с ДД.ММ.ГГГГ назначенную Хабибуллиной Г. Л. и Хабибуллину Л. Р. пенсию по случаю потери кормильца на 32 % расчетного размера пенсии, установленного в размере социальной пенсии.

Обязать ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» повысить с ДД.ММ.ГГГГ назначенную Хабибуллиной Г. Л., Хабибуллиной Р. М., Хабибуллину Л. Р. пенсию по случаю потери кормильца на 100 % размера пенсии по случаю потери кормильца.

Взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» в пользу Хабибуллиной Г. Л. и Хабибуллина Л. Р. недополученное повышение пенсии в соответствии с п.п. «а, г» ст. 45 Закона РФ № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» за период с 01.08.2016 г. по 01.05.2017 г. в размере 239 097 рублей 02 копейки в пользу каждого.

Взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» в пользу Хабибуллиной Р. М. недополученное повышение пенсии в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона РФ № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, и их семей» за период с 01.08.2016 г. по 01.05.2017 г. в размере 224 788,86 рублей.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через районный суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы.

Судья


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда об ограничении доступа к информации

Прокурор Центрального административного округа города Краснодара обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской ...

Решение суда о применении последствий недействительности сделки

ФГБУ «Дом отдыха «Туапсе» УДП РФ обратилось в суд с иском к Кубанскому БВУ ФАВР КК, Веревкину А.В., Мануйлову Н.В. о применении последствий недействительности сделки, о взыскании с ответчиков судебных расходов по оплате государственной пошлины в с...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru