Решение суда о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда № 2-2907/2017 ~ М-2518/2017

                                        Дело № 2-2907/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 мая 2017 года                 город Саратов

Волжский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Чванова О.А., при секретаре Берловой А.М., с участием прокурора Литвишко Е.В., действующей на основании удостоверения серии №, истца Гришанова А.В., его представителя Ануфриева А.Ю., действующего на основании доверенности от 06 апреля 2017 года, выданной сроком на один год, представителя ответчика Правительства Саратовской области Ильинова Д.В., действующего на основании доверенности от 12 января 2017 года, выданной сроком на три года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гришанова А. В. к Правительству Саратовской области о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Гришанов А.В. обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства:

С 16 марта 2009 года он работал заместителем министра сельского хозяйства Саратовской области Правительства Саратовской области, с августа 2016 года он занимал должность заместителя министра сельского хозяйства Саратовской области по развитию животноводства.

20 марта 2017 г. на основании Распоряжения Губернатора от 14 марта 2017 года № Гришанов А.В. был уволен с работы по подпункту п.8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Истец считал данное увольнение незаконным, в связи с наличием следующих обстоятельств: ему не были предложены все имеющиеся вакантные должности, в частности должность начальника отдела развития молочного и мясного скотоводства и племенной работы.

На основании п. 4 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) (далее – Федеральный закон), преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

При увольнении истца не были проанализированы образование других трех заместителей министра, их квалификация, опыт, а также стаж работы.

Истец, в силу ст. 179 Трудового кодекса РФ, имел преимущественное право при сокращении, так как у него на иждивении имеется трое несовершеннолетних детей, супруга находится в декретном отпуске.

Гришанов А.В. имеет высокую квалификацию, производительность труда, что подтверждается многочисленными наградами регионального и федерального уровня, копиями приказов о награждении и поощрения и благодарственными письмами, присвоением Гришанову А.В. почетного звания ветерана труда. Уволив Гришанова А.В. работодатель тем самым не только нарушил его трудовые права, но и лишил его и его семью источника дохода и, соответственно, средств к дальнейшему существованию.

В связи с чем, истец просил суд обязать Правительство Саратовской области восстановить его в должности заместителя министра сельского хозяйства Правительства Саратовской области по развитию отрасли животноводства, взыскать с ответчика в его пользу за счет регионального бюджета заработную плату за дни вынужденного прогула с 20 марта 2017 года, компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. (л.д. 4-10).

В судебном заседании истец Гришанов А.В. и его представитель Ануфриев А.Ю., действующий на основании доверенности (л.д. 55-56), поддержали заявленные исковые требования, дали объяснения аналогичные доводам искового заявления, дополнительно пояснили, что размер компенсации морального вреда обосновываются нарушением трудовых прав истца.

Кроме того, истец дополнил иск новыми основаниями: при увольнении Гришанова А.В. не были поставлены в известность органы занятости населения и профсоюзный     комитет, что является нарушением действующего законодательства.

Представитель ответчика Правительства Саратовской области Ильинов Д.В., действующий на основании доверенности (л.д. 64, 65), в судебном заседании высказался за необоснованность предъявленного иска, поскольку истец осуществлял трудовую деятельность на должности заместителя министра сельского хозяйства Саратовской области по развитию отрасли животноводства.

Постановлением Правительства Саратовской области от 13 января 2017 года № «О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ №» штатная численность министерства сельского хозяйства Саратовской области изложена в редакции, предусматривающей сокращение должности заместителя министра сельского хозяйства Саратовской области по развитию отрасли животноводства.

Поэтому, 17 января 2017 года Гришанов А.В. был предупрежден о сокращении замещаемой должности и одновременно ему были предложены для замещения все вакантные должности, от которых он отказался.

Распоряжением Губернатора Саратовской области от 14 марта 2017 года № «О Гришанове А.В.» истец 20 марта 2017 года был освобожден от должности заместителя министра сельского хозяйства Саратовской области по развитию отрасли животноводства и уволен с государственной гражданской службы Саратовской области, в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Требования действующего законодательства при увольнении Гришанова А.В. были соблюдены в полном объеме.

Решение об увольнении истца принималось не Правительством области, а Губернатором Саратовской области, иным субъектом права. Поэтому Правительство Саратовской области является ненадлежащим ответчиком по делу (л.д. 71-77).

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора полагавшего в иске отказать, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии с п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

При этом необходимо иметь в виду, что исходя из статьи 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) (далее – Федеральный закон).

Частями 1,2 ст. 3 этого Федерального закона предусматривается, что государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу (далее также - федеральная гражданская служба) и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (далее также - гражданская служба субъектов Российской Федерации).

Должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации в государственных органах субъекта Российской Федерации, учреждаемые с учетом структуры этих органов и классифицируемые по категориям, группам должностей в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона, составляют перечни должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, являющиеся соответствующими разделами реестра должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации составляется с учетом принципов построения Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 Федерального закона.

На основании п. 15 ч. 1 ст. 14 Федерального закона, гражданский служащий имеет, в том числе, право на защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения.

В соответствии с п. 1 ч. 14 ст. 70 Федерального закона, непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, - о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы.

Судом установлено, что распоряжением Губернатора области от 11 августа 2016 года № «О Гришанове А.В.» истец был назначен в порядке перевода на должность заместителя министра сельского хозяйства Саратовской области по развитию отрасли животноводства (л.д. 11-22, 97-108, 198-208).

Постановлением Правительства Саратовской области от 13 января 2017 года № «О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 17 ноября 2006 года №» штатная численность министерства сельского хозяйства Саратовской области изложена в редакции, предусматривающей сокращение должности заместителя министра сельского хозяйства Саратовской области по развитию отрасли животноводства (л.д. 47-51, 78-81).

В соответствии с ч. 1, 2, 5 ст. 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:

1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;

2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

17 января 2017 года Гришанов А.В. был предупрежден о сокращении замещаемой должности через два месяца и одновременно ему были предложены для замещения все вакантные должности, а именно: должность начальника управления растениеводства, технической политики, ГИС-технологий, мелиорации и социального обустройства села министерства сельского хозяйства Саратовской области и должность главного специалиста-эксперта отдела по развитию агропродовольственных рынков, закупок и интервенций управления развития пищевой и перерабатывающей промышленности министерства сельского хозяйства Саратовской области (предупреждение от 16 января 2017 года №). От предложенных 17 января 2017 года должностей Гришанов А.В. отказался. 6 марта 2017 года Гришанову А.В. была предложена для замещения вакантная должность начальника управления растениеводства, технической политики, ГИС-технологий, мелиорации и социального обустройства села министерства сельского хозяйства Саратовской области, от которой он отказался (предложение должности от 1 марта 2017 года №). 14 марта 2017 года Гришанову А.В. была предложена для замещения вакантная должность начальника управления растениеводства, технической политики, ГИС-технологий, мелиорации и социального обустройства села министерства сельского хозяйства Саратовской области, от которой он отказался (предложение должности от 13 марта 2017 года №) (л.д. 33, 35, 36, 60-62, 86-88).

На основании ч. 3, 4 ст. 31 Федерального закона, в течение срока, указанного в части 2 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Как следует из материалов дела, работодателем не проводилась внеочередная аттестация гражданских служащих, в связи с предстоящим сокращением должности заместителя министра сельского хозяйства по развитию отрасли животноводства, которую занимал истец.

В связи с чем, доводы Гришанова А.В. и его представителя о наличии у истца преимущественного права на замещение данной должности суд находит несостоятельными.

В соответствии со ст. 82 Трудового кодекса РФ, при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.

Как регламентируется ст. 38 Федерального закона, при принятии решения о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона представитель нанимателя в письменной форме информирует об этом выборный профсоюзный орган данного государственного органа не позднее чем за два месяца до сокращения соответствующей должности гражданской службы.

Судом установлено, что 18 января 2017 года профсоюзная организация Министерства сельского хозяйства Саратовской области была поставлена в известность о предстоящем сокращении двух единиц, в том числе должности заместителя министра сельского хозяйства Саратовской области по развитию отрасли животноводства (л.д. 95).

На основании ч. 2 ст. 25 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 N 1032-1 (с последующими изменениями и дополнениями), при принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца, а работодатель - индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

Данная обязанность была выполнена работодателем, соответствующие сведения были представлены в службу занятости населения (л.д. 96).

В соответствии с п. 6 ст. 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

На основании п. 8.2. ч. 1 ст. 37 Федерального закона, служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

По истечении двухмесячного срока после предупреждения истца о предстоящем сокращении должности, Распоряжением Губернатора Саратовской области от 14 марта 2017 года № «О Гришанове А.В.» истец был освобожден 20 марта 2017 года от должности заместителя министра сельского хозяйства Саратовской области по развитию отрасли животноводства и уволен с государственной гражданской службы Саратовской области в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (л.д. 197).

Доводы истца о том, что ему должны были предложить вакантную должность начальника отдела развития молочного и мясного скотоводства и племенной работы, опровергаются представленными ответчиком доказательствами, свидетельствующими, что с 23 ноября 2016 года данная должность была занята работником ФИО11 (л.д. 155-171).

Доводи истца о том, что он не мог быть уволен с занимаемой должности, поскольку имеет на иждивении трех несовершеннолетних детей и неработающую супругу, суд находит неубедительными, в связи с наличием следующих обстоятельств:

Согласно части 4 статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации, расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка - ребенка в возрасте до четырнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 - 8, 10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 настоящего Кодекса).

Сторонами не оспаривалось и судом было установлено, что супруга истца Гришанова А.В. – ФИО9 состоит в трудовых правоотношениях с иные данные (л.д. 37).

Таким образом, при увольнении истца, по мнению суда, ответчиком не было допущено нарушений процедуры увольнения, были соблюдены вышеуказанные требования действующего законодательства.

Учитывая вышеприведенные положения закона, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для восстановления истца Гришанова А.В. в должности заместителя министра сельского хозяйства Саратовской области, взыскании в его пользу с ответчика заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

    

В удовлетворении исковых требований Гришанову А. В. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья (подпись)


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ НА РАБОТЕ:

Решение суда о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда

Истец Солопахо Р.В. обратился в суд с иском к ответчику Инспекции Пожарного надзора по Южному военному округу о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, мотивируя требован...

Решение суда о признании срочного трудового договора бессрочным, заключенным на неопределенный срок, восстановлении на работе, компенсации морального вреда

Истец ФИО2 обратился в суд с иском к ответчику МУК «Комплекс культуры и отдыха имени ФИО4 Волгограда» о признании срочного трудового договора бессрочным, заключенным на неопределенный срок, восстановлении на работе, компенсации морального вреда. В...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru