Решение суда об освобождении от взыскания исполнительского сбора № 2а-2702/2017 ~ М-2007/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Центральный районный суд г. Тольятти, Самарской области в составе:

председательствующего Серикова В.А.,

при секретаре Безденежной И.Ю.,

при участии

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению администрации г.о. Тольятти к УФССП по Самарской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

    Администрация г.о. Тольятти обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Самарской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав, что в соответствии с решением Центрального районного суда г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № администрация г.о. Тольятти обязана предоставить ФИО5 жилое помещение по договору найма из специализированного жилищного фонда площадью не ниже установленных социальных ном, благоустроенное, отвечающее санитарным и технических требованиям на состав семьи один человек.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП Центрального района г. Тольятти УФССП по Самарской области Морозовой Н.А. было возбуждено исполнительное производство.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП Центрального района г. Тольятти УФССП по Самарской области вынесено постановление о взыскании с мэрии г.о. Тольятти исполнительского сбора в размере <данные изъяты> за неисполнение решения Центрального районного суда г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

Административный ответчик полагает, что для применения такой меры ответственности как исполнительский сбор должно быть установлено, что должник, имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или при отсутствии должной осмотрительности, необходимые действия по исполнению требований исполнительного документа не совершил.

Обеспечение жильем указанной категории граждан осуществляют органы местного самоуправления в рамках переданных им государственных полномочий, за счет субвенций, предоставляемых на эти цели из областного бюджета. Субвенции, предоставленные из областного бюджета, направлены на формирование специализированного жилищного фонда путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с требованиями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Однако, предоставленных денежных средств недостаточно для того, чтобы исполнить все имеющиеся решения судов.

Таким образом, вина муниципального образования- г.о. Тольятти в неисполнении решения Центрального районного суда г. Тольятти отсутствует, поскольку субвенции из областного бюджета предоставляются не в полном объеме, для исполнения всех судебных актов о предоставлении специализированных жилых помещений лицам из числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, взыскание исполнительского сбора лишь усугубит финансовое положение г.о. Тольятти.

На основании изложенного, просили освободить администрацию г.о. Тольятти от взыскания исполнительского сбора согласно постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> по исполнительному производству №.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика УФССП по Самарской области и судебный пристав-исполнитель ОСП Центрального района г. Тольятти Морозова Н.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Изучив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, на мэрию городского округа Тольятти возложена обязанность предоставить ФИО5 благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого фонда 9л.д. 12-14).

ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Центральным районным судом г. Тольятти, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района г. Тольятти Самарской области Управления ФССП по Самарской области возбуждено исполнительное производство № (л.д. 15).

Должнику предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

Установлено, что в 5-дневный срок решение суда не исполнено.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП Центрального района г. Тольятти Самарской области вынесено постановление о взыскании с мэрии городского округа Тольятти исполнительского сбора в размере <данные изъяты> за неисполнение решения суда от ДД.ММ.ГГГГ в установленный срок (л.д. 9).

В соответствии с положениями статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Из материалов дела усматривается, что решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ на мэрию городского округа Тольятти возложена обязанность предоставить ФИО5 благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение по договору найма специализированного жилого фонда, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Согласно указанному Закону гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Субвенции, предоставляемые из областного бюджета, направлены на формирование органами местного самоуправления специализированного жилищного фонда путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Заключение муниципальных контрактов на приобретение квартир детям-сиротам проводится по итогам аукционов в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Срок обеспечения граждан, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, зависит от размера субвенций федерального и областного бюджета, предоставляемых городскому округу Тольятти на формирование специализированного жилищного фонда.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в г.о. Тольятти включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без обеспечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда <данные изъяты> человек вышеуказанной категории, из них <данные изъяты> человек достигли совершеннолетия и подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

В ДД.ММ.ГГГГ в целях финансового обеспечения переданных органу местного самоуправления г.о. Тольятти государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа бюджету г.о. Тольятти предоставлены субвенции в размере <данные изъяты>, на которые приобретены <данные изъяты> жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот.

<данные изъяты> жилых помещений предоставлено детям-сиротам в ДД.ММ.ГГГГ.

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ детям-сиротам предоставлено <данные изъяты> жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области в ДД.ММ.ГГГГ запланированы денежные средства в размере <данные изъяты> на приобретение <данные изъяты> квартир. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в бюджет г.о. Тольятти не поступили.

Административный ответчик указывает, что им первую очередь жилыми помещениями обеспечиваются лица, включенные в Список и достигшие совершеннолетия в ДД.ММ.ГГГГ, после обеспечения лиц, достигших совершеннолетия в ДД.ММ.ГГГГ, будут обеспечиваться жильем лица, достигшие совершеннолетия в ДД.ММ.ГГГГ и так далее.

В настоящее время не обеспечены жилыми помещениями лица из числа детей-сирот, достигшие совершеннолетия и включенные в Список в ДД.ММ.ГГГГ. Взыскатель ФИО5 достиг совершеннолетия в ДД.ММ.ГГГГ.

При данных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии объективных причин, препятствующих исполнению решения суда и отсутствии виновного противоправного бездействия должника - администрации городского округа Тольятти в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд полагает возможным заявленные административным истцом исковые требования удовлетворить.

    На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 14, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление администрации г.о. Тольятти удовлетворить.

Освободить администрацию городского округа Тольятти от взыскания исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района г. Тольятти УФССП по Самарской области о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> по исполнительному производству №, возбужденному в отношении мэрии городского округа Тольятти.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда об освобождении от взыскания исполнительского сбора

Администрация г.о. Тольятти обратилась в суд с административным иском к УФССП по Самарской области, судебному приставу-исполнителю ОСП Центрального района г. Тольятти Самарской области Морозовой Н.А. об освобождении от взыскания исполнительского с...

Решение суда об освобождении от взыскания исполнительского сбора

Администрация г.о. Тольятти обратилась в суд с административным иском к ОСП Центрального района г. Тольятти Самарской области Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru