Решение суда о предоставлении жилого помещения № 2-2116/2017 ~ М-1273/2017

№2-2116/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июня 2017 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Запаровой Я.Е.

при секретаре Денисенко М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Барнаула в интересах В.Д, В.С., А.А. к администрации г. Барнаула о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Барнаула обратился в суд с иском в интересах В.Д, В.С., А.А. к администрации города Барнаула о предоставлении жилого помещения.

В обоснование первоначального иска ссылался на то, что В.Д, В.С. являются инвалидами, страдают заболеваниями, относящихся в перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире и возникает право на дополнительную жилую площадь, что подтверждается справками от 30 января 2017 года, поставлены на учет нуждающихся в жилом помещении до 01 марта 2005 года, проживают в жилом помещении общей площадью 18,8 кв.м, где на каждого члена семьи приходится 4,7 кв.м. В.Д принадлежит ? доля в праве собственности на указанное жилое помещение, В.С. не имеет жилых помещений в собственности.

Ссылаясь в первоначальном иске на нормы Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный закон от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», статьи 51,57 Жилищного кодекса Российской Федерации, прокурор просил обязать администрацию города предоставить материальным истцам по договорам социального найма отдельные жилые помещения с учетом права каждой из них на дополнительную жилую площадь, члена семьи В.С. и с учетом принадлежащей В.Д на праве собственности общей площади: В.Д – не мене 37,3 кв.м, В.С. - не менее 42 кв.м.

Уточнив требования в ходе рассмотрения дела, в качестве правового основания внеочередного предоставления жилого помещения материальным истцам прокурор указал статьи 51,57 Жилищного кодекса Российской Федерации, расчет площади произвел в соответствии с нормами Жилищного законодательства Российской Федерации (по норме предоставления) с учетом права каждого из истцов на дополнительную жилую площадь, члена семьи В.С. и с учетом принадлежащей В.Д на праве собственности общей площади: В.Д – не менее 23,3 кв.м, В.С. - не менее 28 кв.м.

В судебное заседание прокурор города Барнаула, материальные истцы не явились, извещены надлежаще.

Помощник прокурора Центрального района города Барнаула О.Н. исковые требования прокурора города Барнаула поддержала.

Представитель материальных истцов В.В. поддержала исковые требования прокурора, однако полагала, что площадь подлежащего предоставлению жилого помещения должна рассчитываться по нормам Закона Алтайского края №136-ЗС, устанавливающего нормы предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края.

Представители администрации г. Барнаула Т.В., комитета жилищно – коммунального хозяйства г Барнаула А.В. возражали против удовлетворения требований прокурора, указывая на то, что для предоставления жилого помещения за счет жилищного фонда муниципального образования истцы должны быть признаны малоимущими; доказательства проживания в квартире нескольких семей отсутствуют; в связи с хроническим заболеванием истцы не были поставлены на учет нуждающихся в жилом помещении; администрация города Барнаула не предоставляет жилые помещения, а выделяет их для предоставления иным органам.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, В.Д с составом семьи 6 человек, в том числе В.С., постановлением администрации Ленинского района города Барнаула от 21 декабря 1999 года № принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по общим основаниям (очередь 5534), а также как многодетная мать (639) и в связи с рождением близнецов (73).

Также в материалах дела имеется уведомление от 19 января 1990 года № В.Д о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий решением исполкома от 16 января 1990 года № с составом семьи 3 человека в общую очередь №.

Постановлением администрации Ленинского района города Барнаула от 26 ноября 2002 года № В.Д с составом семьи 5 человек на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ включена в список граждан, у которых появилось право на первоочередное улучшение жилищных условий, среди инвалидов (очередь №387) и среди семей, имеющих детей-инвалидов (№70).

По тем же основаниям В.Д на основании заявлений от 22 сентября 2000 года и от 17 октября 2000 года (с приложением справки об инвалидности от 12 октября 2000 года дочери В.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р.) поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий администрацией Октябрьского района г. Барнаула (постановлением от 06 октября 2000 года №3231 – как многодетная, одинокая мать, в связи с рождением близнецов, постановлением от 04 ноября 2000 года №3717 – среди инвалидов).

Письмом специалиста по учету и распределению жилья от 11 июля 2012 года подтверждены указанные основания постановки на учет с указанием очередности на 2012 год.

Постановлением комитета жилищно – коммунального хозяйства города Барнаула от 06 апреля 2017 года очередь В.Д среди инвалидов переведена на В.С. в связи достижением совершеннолетнего возраста.

03 июля 2006 года по договору приватизации В.Д приобрела в собственность ? долю в праве собственности на жилое помещение по ...., общей площадью 36,4 кв.м. Собственниками по ? доле в праве собственности являлись также А.А., К1, К2.

На основании решения Ленинского районного суда г. Барнаула от 28 сентября 2009 года жилое помещение сохранено в перепланированном и переустроенном состоянии путем раздела на 2 помещения: № площадью 16,4 кв.м и № площадью 18,8 кв.м. Жилое помещение № отчуждено.

В настоящее время те же лица (В.Д, А.А., К.С., К.С.) являются собственниками по ? доле в праве собственности на жилое помещение № по ...., площадью 18,8 кв.м.

В.С., ее дочь А.А., № г.р., в собственности жилых помещений не имеют.

Таким образом, В.Д и В.С. относятся к лицам, поставленным на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года.

Как ранее действовавшее законодательство, так и действующее в настоящее время законодательство различали и различают порядок обеспечения жилищных прав инвалидов и лиц, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний.

Для инвалидов, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года (изменение правового регулирования мер социальной поддержки инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов), в качестве меры социальной поддержки статьями 17,28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено только предоставление субсидии. Предоставление жилого помещения инвалидам, вставшим на учет для улучшения жилищных условий до 01 января 2005 года, в Алтайском крае не предусмотрено (Закон Алтайского края от 14 сентября 2006 года №92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов»).

В материалах учетного дела имеются заявления В.Д о предоставлении жилищной субсидии от 24 января 2008 года и от 08 февраля 2012 года, сведения об отзыве данных заявлений отсутствуют.

Обращаясь к органу местного самоуправления за предоставлением жилого помещения, прокурор ссылается на положения статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и право материальных истцов быть обеспеченными жилыми помещениями в связи с наличием хронического заболевания у каждого из них, в связи с чем к спорным правоотношениям подлежат применению нормы жилищного законодательства, а не законодательства о социальной защите инвалидов.

Действовавшее до 01 марта 2005 года жилищное законодательство (статья 29 Жилищного кодекса РСФСР, статья 7 Закона Алтайского края от 10 апреля 1999 года №16-ЗС «О предоставлении жилых помещений в Алтайском крае») в качестве самостоятельного основания признания нуждающимися для улучшения жилищных условий предусматривало проживание в квартире нескольких семей, в том числе при наличии родственных отношений, если в составе одной из семей имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно.

Основания признания нуждающимися инвалидов предусматривались Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901.

Одновременно как наличие тяжелой формы хронического заболевания, так и наличие инвалидности не являлись основанием для внеочередного обеспечения жильем; лица данной категории включались в отдельные списки только для первоочередного обеспечения жильем (статья 36 Жилищного кодекса РСФСР, статьи 18,19 Закона Алтайского края №16-ЗС).

В связи с наличием тяжелой формы хронического заболевания, включенного в соответствующий Перечень, материальные истцы не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, не включены в отдельные списки на первоочередное обеспечение жильем.

Впервые справки о наличии у В.С. заболевания, наличие которого является основанием для предоставления дополнительной площади, получены в июне 2005 года. Справка о наличии у В.С. тяжелой формы хронического заболевания, включенного в перечень заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, отсутствует в учетном деле, подлинник которого представлен по запросу суда. Перечни заболеваний, дающих право на дополнительную площадь, и тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, различны и утверждены разными нормативными правовыми актами.

Справки о наличии у В.Д тяжелой формы хронического заболевания, в том числе для предоставления дополнительной площади, отсутствуют в учетном деле, как и заявления В.Д о принятии ее с составом семьи на учет нуждающихся или на учет по отдельному списку по данному основанию.

В отдельные списки В.Д с составом семьи включена в связи с инвалидностью, наличие которой также предоставляло право на первоочередное обеспечение жилым помещением, но само по себе не являлось и не является подтверждением наличия тяжелой формы того или иного заболевания.

Инвалидность материальным истцам, поставленным на соответствующий учет по отдельному списку как инвалидов в 2000 году, установлена ранее диагностирования тяжелых форм хронических заболеваний.

К исковому заявлению приложены справки от 30 января 2017 года.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №181-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

В силу буквального содержания указанной нормы принятые до 01 марта 2005 года на учет нуждающихся граждане имеют право состоять до получения жилых помещений именно по тем основаниям, по которым за ними констатировано право на улучшение жилищных условий.

В.Д принята с составом семьи, включая В.С., на учет для улучшения жилищных условий, в том числе по общему основанию (обеспеченность жилой площадью менее учетной нормы), и сохраняет право состоять на таком учете до получения жилого помещения в порядке очередности либо до утраты таких оснований.

С 01 марта 2005 года отдельный порядок обеспечения жильем инвалидов отсутствует, как отсутствует и институт первоочередного обеспечения жильем.

Действующая с 01 марта 2005 года статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в отличие от ранее действовавшего жилищного законодательства, предусматривает внеочередное обеспечение жильем лиц, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, включенных в соответствующий перечень.

Вместе с тем, указанная норма, как неоднократно высказывался Конституционный Суд Российской Федерации, сама по себе не возлагает на органы местного самоуправления дополнительные обязанности и должна применяться в совокупности с иными нормами жилищного законодательства об основаниях и порядке обеспечения жилыми помещениями.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке.

Правовое регулирование, предусматривающее обеспечение лиц, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, жилым помещением во внеочередном порядке независимо от их имущественного положения за счет государственного жилищного фонда в порядке части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, отсутствует.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что В.Д, В.С., принятые на учет нуждающихся по иным основаниям, не связанным с наличием тяжелой формы хронического заболевания и претендуя после 01 марта 2005 года на внеочередное обеспечение жильем в связи с наличием такого заболевания, должны отвечать условиям обеспечения жилыми помещениями, в том числе быть признанными малоимущими.

Обратное ставит в неравное положение лиц, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, включенного в Перечень, обратившихся за признанием нуждающимися после 01 марта 2005 года (для которых обязательным условием является признание их малоимущими) и лиц, принятых на учет для улучшения жилищных условий до 01 марта 2005 года, но которые не были признаны нуждающимися, не включены в отдельные списки учета нуждающихся в связи с таким заболеванием и впервые представили соответствующие справки, гарантирующие внеочередное обеспечение жилым помещением, после 01 марта 2005 года.

В силу как статьи 11 Закона Алтайского края от 10 апреля 1999 года №16-ЗС, так и статьи 4 Закона Алтайского края от 09 декабря 2005 года №115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", устанавливающих перечень документов, необходимых для принятия на учет нуждающихся, допустимым основанием постановки на учет по соответствующему основанию является заключение учреждения здравоохранения, а само принятие на учет в жилом помещении (ранее – в улучшении жилищных условий) носит заявительный характер.

То обстоятельство, что ни В.Д, ни В.С. (являющаяся в настоящее время совершеннолетней) не признаны малоимущими в установленном порядке, не оспаривалось стороной истца.

При таких обстоятельствах суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора, что при признании материальных истцов малоимущими и бездействии органа местного самоуправления по обеспечению их жилым помещением вне очереди не препятствует повторному обращению в суд.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

исковые требования прокурора города Барнаула в интересах В.Д, В.С., А.А. к администрации г. Барнаула оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Я.Е. Запарова

.

.

.


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ЖИЛИЩНЫМ СПОРАМ

Решение суда о признании права пользования, возложении обязанности

Истец обратился в суд с иском, указав, что с 2004 года находился в трудовых отношениях с ФИО7, в феврале 2004 году ему было предоставлено койко-место в комнате № в рабочем общежитии по адресу: ..... В дальнейшем номер комнаты был изменен на 104 на...

Решение суда о предоставлении жилого помещения

прокурор .... обратился в суд в интересах ФИО2 с требованиями к администрации ...., комитету жилищно – коммунального хозяйства .... (далее – Комитет, КЖКХ ....) о предоставлении жилого помещения.В обоснование требование указал на то, что по догово...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru