Решение суда об отказе в выдаче военного билета № 2а-1231/2017 ~ М-1035/2017

Дело № 2а-1231/2017

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Хабаровск 26 апреля 2017 года

Железнодорожный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Федореева Е.В.,

при секретаре Распопине Е.В.,

с участием представителя административного истца Чеснокова ФИО7,

представителя административного ответчика Семенюк ФИО8.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коновалова ФИО9 о признании незаконным действия (бездействия) военного комиссариата Хабаровского края по Центральному и Железнодорожному районам города Хабаровск об отказе в выдаче военного билета

УСТАНОВИЛ:

Коновалов ФИО10. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным действия (бездействия) военного комиссариата Хабаровского края по Центральному и Железнодорожному районам города Хабаровска об отказе в выдаче военного билета, мотивировав тем, что он проходил обучение в Дальневосточном государственном гуманитарном университете до 4 курса в 2013 году. На этом основании имел законную отсрочку от призыва до окончания учебы. В последующем ушел в академический отпуск. В 2016 году, по достижении 27 лет обратился в отдел военного комиссариата Хабаровского края по Центральному и Железнодорожному районам г. Хабаровска, где ему было разъяснено, что решением призывной комиссии в связи с уклонением от воинской службы ему будет в дальнейшем отказано в получении военного билета, а в место него будет выдана справка, так как гражданин не прошел военную службу по призыву не имея на то законных оснований. 15.12.2016 г. в отдел военного комиссариата Хабаровского края по Центральному и Железнодорожному районам г. Хабаровска было направлено официальное заявление о выдаче военного билета в связи с достижением 27 летнего возраста. До настоящего момента ответ на заявление в адрес Коновалова ФИО11 не поступил. Считает, что решение призывной комиссии о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву не имея на то законных оснований и решение выдать вместо военного билета справку - являются незаконными, противоречат требованиям действующего законодательства и нарушают права Коновалова ФИО12. В соответствии с пп. «2» пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. В силу пункта 2 указанной статьи на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Нормами пункта 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» вступившими в силу с 1 января 2014 г. (статья 6 Федерального закона от 2 июля 2013 года № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву») установлено, что при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Согласно пункту 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 663 от 11 ноября 2006 г., заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, выносится призывной комиссией на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных). Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу. Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 189 в 2014 году весенний призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет осуществлялся с 1 апреля по 15 июля. Из абзаца 5 пункта 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2014 г. № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» в связи с запросом Парламента Чеченской Республики» следует, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества; вместе с тем - поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), -предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву. Учитывая вышеизложенное, считает незаконным заключение призывной комиссии ввиду того, что мероприятий по организации призыва на военную службу до достижения Коноваловым ФИО13. возраста 27 лет не осуществлялось, повестку о необходимости явки в отдел военного комиссариата заявитель не получал. Нормами части 3 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата. Согласно части 2 статьи 31 вышеуказанного Федерального закона граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата. Повесток о явке в призывную комиссию Коновалов ФИО14 не получал. Частью 4 статьи 31 Федерального закона от 28 марта 1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что в случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 28 указанного Федерального закона, в случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссариат направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Коновалов ФИО15 к ответственности за уклонения граждан от призыва на военную службу не привлекался, следовательно, организационных мероприятий по призыву на военную службу Коновалова ФИО16 военным комиссариатом не проводилось. Считает, что решение призывной комиссией о выдаче Коновалову ФИО17 справки как не прошедшему военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и отказ в выдаче военного билета, являются незаконными. В связи с чем, просит признать незаконными действия (бездействия) военного комиссариата Хабаровского края по Центральному и Железнодорожному районам г.Хабаровска, выразившиеся в отказе Коновалову ФИО18 в выдаче военного билета.

В судебном заседании представитель административного истца Чесноков ФИО19 поддержал доводы иска, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель военного комиссариата Хабаровского края, военного комиссариата Хабаровского края Центрального и Железнодорожного районов города Хабаровск, призывной комиссии городского округа «город Хабаровск (Железнодорожный и Центральный районы» Семенюк ФИО20 представила письменные возражения по иску, просила в требованиях отказать, поскольку военным комиссариатом нарушений прав Коновалова ФИО21. не допущено.

В судебное заседание не явился административный истец, о месте и времени рассмотрения дела извещался по месту жительства, судебные извещения возвращены в суд за истечением срока их хранения, о причинах неявки не сообщил, с ходатайствами к суду не обращался.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 1 ст. 59 Конституции Российской Федерации установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

В соответствии с подп. «а» п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

В силу п. 2 ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

В силу п. 1.1 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 2, 4 ст. 23, ст. 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

В судебном заседании установлено, что Коновалов ФИО22., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с 10.10.2005 года по 04.12.2015 года состоял на учете призывников в военном комиссариате Хабаровского края Центрального и Железнодорожного районов города Хабаровск.

Согласно материалам дела истцу решением призывной комиссии от 20.05.2009 года, продленная решением от 15.05.2012 года, предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу по подп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», до 2014 года, в связи с обучением по очной форме в Дальневосточном государственном гуманитарном университете.

Иных решений о предоставлении отсрочки от призыва уполномоченным органом (призывной комиссией по Центральному и Железнодорожному районам г. Хабаровска) в отношении заявителя не выносилось.

Согласно выписке из приказа Дальневосточного государственного гуманитарного университета от ДД.ММ.ГГГГ №-С Коновалов ФИО23. отчислен из университета с ДД.ММ.ГГГГ за академическую неуспеваемость и пропуск более 70 часов учебных занятий без уважительной причины.

Решением призывной комиссии по Центральному и Железнодорожному районам г.Хабаровска (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №) Коновалов ФИО24 признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в тот же день Коновалов ФИО25. снят с учета призывников, поскольку достиг 27-летнего возраста.

09.01.2017 года в военный комиссариат поступило заявление представителя истца по доверенности о выдаче военного билета Коновалову ФИО26, на данное заявление 10.01.2017 года направлено разъяснение о порядке выдачи документов воинского учета.

В соответствии с п. 6 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» порядок воинского учета граждан определяется настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете.

Пунктом 7 ст. 8 указанного закона установлено, что органы государственной власти, организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете.

Согласно п. 48 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 719, формы документов воинского учета, порядок их хранения, заполнения, выдачи и замены устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.07.2014 года № 495 утверждена Инструкция по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, согласно п. 9 которой, формы документов воинского учета, Формы документов воинского учета (военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика, мичмана; военного билета офицера запаса; справки взамен военного билета; временного удостоверения, выданного взамен военного билета; временного удостоверения, выданного взамен военного билета офицера запаса; удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу), а также формы документов первичного воинского учета, по которым осуществляется первичный воинский учет в органах местного самоуправления, порядок их ведения и хранения устанавливаются приложением 9.

Формой № 1/У приложения № 9 к указанной инструкции предусмотрена форма справки взамен военного билета.

В соответствии с приложением «Порядок ведения и хранения справки взамен военного билета» к форме 1У приложения № 9 к Инструкции, справка взамен военного билета является основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу, характеризующим его отношение к исполнению воинской обязанности. Бланк справки, взамен военного билета, является защищенной полиграфической продукцией уровня «В». Справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии. Бланки справок взамен военных билетов являются документами строгой отчетности. Военные комиссариаты получают бланки справок взамен военных билетов строго в объемах, необходимых для выдачи гражданам. Выдача справок в отделах (муниципальных) осуществляется в порядке, определенном для бланков военных билетов отдельной ведомостью. При призыве на военную службу по мобилизации гражданина, пребывающего в запасе, и имеющего справку взамен военного билета, ему оформляется и выдается в установленном порядке военный билет.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как усматривается из представленных суду материалов в отношении Коновалова ФИО27. вынесено заключение о том, что он не прошел военную службу, не имея на то законных оснований.

Сведений о наличии оснований, предусмотренных п. 2 ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», освобождающих от призыва на военную службу за период с 2014 года по 03.12.2015 года, а также оснований, предусмотренных законодательством, для непрохождения военной службы в указанный период, заявителем суду не представлено, и судом не установлено.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что данное решение вынесено уполномоченным органом, в соответствии с имеющейся у него информацией, в пределах компетенции, действия (бездействия) военного комиссариата по невыдаче Коновалову ФИО28 военного билета соответствуют указанным выше требованиям.

При этом, до настоящего времени сам Коновалов ФИО29 с заявлением о выдаче ему документа воинского учета в военный комиссариат не обращался, военно-врачебную комиссию, с целью установления категории годности к военной службе, не проходил, каких-либо документов не предоставил.

Указанные заявителем обстоятельства о ненадлежащей организации призыва военным комиссариатом, доводы о своем надлежащем поведении (неполучение им повесток военкомата, постоянное проживание по месту жительства, отсутствии сведений о его привлечении к административной или уголовной ответственности за уклонение от прохождения военной службы), не свидетельствует о наличии у заявителя оснований для освобождения от призыва на военную службу в указанный выше период, для непрохождения военной службы, и о незаконности обжалуемых действий (бездействия) должностных лиц военного комиссариата.

Кроме того, как и сам военный билет, справка, выдаваемая взамен военного билета, относятся к формам документов воинского учета, и являются основными документами персонального воинского учета.

Исходя из содержания ст. 218 КАС РФ нарушение прав и свобод административного истца, необходимость в восстановлении нарушенных прав является обязательным основанием для удовлетворения административного иска о признании незаконными действий (бездействия) и решений органов государственной власти, их должностных лиц.

Административным истцом суду не представлено сведений о каких-либо препятствиях в осуществлении своих прав и свобод, связанных с невыдачей ему военного билета, в связи с чем, оснований для признания незаконными действий (бездействия) военного комиссариата по Центральному и Железнодорожному районам г. Хабаровск, выразившегося в невыдаче Коновалову ФИО30. военного билета, а доводов заявления обоснованными, суд не усматривает, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-179, 227 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ

Административное исковое заявление Коновалова ФИО31 о признании незаконным действия (бездействия) военного комиссариата Хабаровского края по Центральному и Железнодорожному районам города Хабаровска об отказе в выдаче военного билета – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровском краевом суде в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г.Хабаровска.

Судья Е.В. Федореев

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.В. Федореев


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда о взыскании ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, в порядке регресса

Истец ООО СК «ВТБ Страхование» обратилось в суд с иском к ответчику Савинцеву ФИО7 о взыскании ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, в порядке регресса, в обоснование требований указав, что дд.мм.гггг ООО «СГ «МСК» ...

Решение суда о стационарном обслуживании, взыскании задолженности по договору

КГБУ «Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов № 1» обратилось в суд с иском к Шипилову В.Н. о взыскании задолженности по договору о стационарном обслуживании и расторжении договора, мотивируя тем, что Шипилов В.Н., инвалид , был приня...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru