Решение суда о понуждении к предоставлению жилого помещения № 2-1645/2017 ~ М-1447/2017

дело № 2-1645/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Волгоград                                  ДД.ММ.ГГГГ

Ворошиловский районный суд Волгограда

в составе: председательствующего судьи Юдкиной Е.И.

     при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стаценко ФИО10 к комитету строительства <адрес> о понуждении к предоставлению жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в Ворошиловский районный суд Волгограда с иском к комитету строительства Волгоградской области, в котором с учетом положений ст. 39 ГПК РФ просит суд обязать ответчика обеспечить его благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения на территории городского округа город-герой Волгоград.

В обоснование требований указал, что он имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. По данным комитета образования и науки Волгоградской области ФИО2 включен в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением, однако до настоящего времени жилое помещение ему не представлено. Полагает, что сложившееся положение дел существенно нарушает его жилищные права, поскольку он не имеет возможности реализовать своё право на получение гарантированного ему государством жилья.

В судебное заседание истец ФИО2 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором росит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца ФИО2 действующий на основании доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика комитета строительства Волгоградской области, действующий на основании доверенности ФИО5 исковые требования не признала, полагала иск необоснованным и просила в его удовлетворении отказать. Также, просила обратить внимание суда на то обстоятельство, что для предоставления жилого помещения в специализированном жилищном фонде необходимо соблюдение процедуры и условий предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей установленными нормативно-правовыми актами. В случае удовлетворения исковых требований, просил предоставить отсрочку исполнения решения суда.

Представитель третьего комитета образования и науки Волгоградской области в судебное заседание не явился, представил заявление в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела в их совокупности и дав правовой анализ доводам сторон, суд подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 1 указанного Федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право па дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.

В целях реализации данного положения Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области от 5 февраля 2013года № 5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области».

Исходя из положений п.1 ст. 7 Закона Волгоградской области от 5 февраля 2013года № 5-ОД, настоящий закон введен в действие с 19 февраля 2013 года и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2013 года.

Вместе с тем, действие настоящего Закона распространяется также на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигли возраста 23 лет, но не реализовали право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года (п. 2 настоящей статьи).

В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона Волгоградской области от 5 февраля 2013 года N5-ОД в случае отсутствия свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области на период до предоставления в установленном порядке благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, уполномоченный орган исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющий управление жилищным фондом, обеспечивает их временное проживание в благоустроенных жилых помещениях в порядке и на условиях, установленных Правительством Волгоградской области.

Таким образом, вышеприведенной нормой права закреплено, что при отсутствии возможности для ответчика предоставить истцу жилое помещение из специализированного жилищного фонда, предназначенного для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его жилищный вопрос в безотлагательном порядке должен быть разрешен путем обеспечения временным жильем до приобретения соответствующего жилого помещения на постоянной основе.

Иное толкование данного законодательства ведет к ущемлению прав и законных интересов лиц соответствующей категории, подлежащих обеспечению жильем на указанных выше основаниях, и нарушению декларируемых государством общеправовых принципов.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является сыном ФИО6 и ФИО7, что подтверждается копией свидетельства о рождении (л.д.5).

Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО2- ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ умер (л.д.6) при этом мать ФИО7 заочным решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего ФИО2(л.д.8-9).

Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним ФИО2 установлена опека, опекуном назначена ФИО8 (л.д.7).

С учетом изложенного, ФИО2 необходимо отнести к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а, следовательно, на него распространяются гарантии, предусмотренные Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Как следует из письма комитета образования и науки Волгоградской области истец приказом № от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №) включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д.12).

Сведений о принадлежности на праве собственности ФИО2 какого-либо имущества материалы дела не содержат, согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области зарегистрированные права Стаценко В.А. на объекты недвижимого имущества отсутствуют.

При таких обстоятельствах, проанализировав с учетом вышеприведенных норм указанные обстоятельства, пояснения участвующих в деле лиц, исследованные письменные доказательства и дав всему этому оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, то есть по их относимости, допустимости, достоверности, как каждого в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что столь длительное не предоставление Стаценко В.А. жилого помещения нарушает его конституционное право на предоставление жилья, в связи с чем, на комитет строительства Волгоградской области должна быть возложена обязанность предоставить ФИО2 жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, применительно к соответствующему населенному пункту и отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Указанная норма не ставит предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия финансирования областного бюджета и свободных жилых помещений у администрации городского округа.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

В этой связи, доводы ответчика со ссылкой на отсутствие в Волгоградской области жилищного фонда и отсутствие у него возможности для обеспечения ФИО2 жильем отвергаются судом, как несостоятельные.

При таких обстоятельствах суд полагает необходимым обязать комитет строительства Волгоградской области предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Волгоградской области по договору найма специализированного жилого помещения.

Не усматривая между тем оснований для возложения на ответчика обязанности по обеспечению ФИО2 жильем в пределах городского округа г. Волгограда и отказывая в удовлетворении иска в указанной части, суд руководствуется следующим.

Действующее законодательство субъекта Российской Федерации - Волгоградской области предоставляет лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особые жилищные права и, в частности, предусматривает обеспечение жильем указанных лиц в наиболее предпочтительном для них населенном пункте, то есть по месту жительства (пребывания).

Вместе с тем закон также допускает возможность представления такой жилой площади в ином населенном пункте в границах соответствующего субъекта Российской Федерации по согласованию с данным гражданином (п. 2 ст. 1 Закона Волгоградской области № 5-ОД).

Более того, законодательно предусмотрена возможность внесения изменений в списочные данные относительно территории обеспечения жильем при изменении гражданином своего места жительства (пребывания) до его фактического обеспечения жильем.

В этой связи закрепление в судебном порядке за ФИО11 определенного муниципального образования Волгоградской области для целей обеспечения социальным жильем не отвечает требованиям действующего законодательства и по сути может повлечь за собой наступление неблагоприятных последствий как для истца, так и для ответчика, то есть привести к неисполнимости судебного решения вопреки интересам ФИО2

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Таким образом, суд полагает возможным возложить на ответчика обязанность предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда для проживания на территории Волгоградской области по договору специализированного найма жилого помещения в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

исковые требования ФИО2 к комитету строительства Волгоградской области о понуждении к предоставлению жилого помещения, удовлетворить частично.

Обязать комитет строительства Волгоградской области предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Волгоградской области для проживания по договору найма специализированного жилого помещения, в остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда.

Председательствующий               Юдкина Е.И.

    Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                               Юдкина Е.И.


 

Решения судов по предоставлению жилых помещений детям сиротам:

Решение суда о понуждению к предоставлению жилого помещения

Прокурор г.Волжского Волгоградской области обратился в Ворошиловский районный суд г. Волгограда в защиту интересов ФИО2 с иском к Комитету строительства Волгоградской области, в котором просит суд обязать ответчика предоставить ФИО2 благоустроенно...

Решение суда о понуждении к предоставлению жилого помещения

Прокурор города Волжского Волгоградской области обратился в интересах Писковой В.А. в суд с иском к Комитету строительства Волгоградской области в защиту его жилищных прав, в котором просит обязать Комитет строительства Волгоградской области (дале...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru