Решение суда о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами № 2-2038/2017 ~ М-1999/2017

Дело №2-2042/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 мая 2017 г.                                 г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе судьи Т.Л. Грачевой,

при секретаре Ю.А. Фирсовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Ульяновска, действующего в интересах Морозкиной ФИО8 к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, ГУЗ «Городская поликлиника № 3» о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действуя в интересах Морозкиной ФИО9, обратился в суд с данным иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области и ГУЗ «Городская поликлиника № 3», в обоснование указав следующее.

Прокуратурой Ленинского района г. Ульяновска проведена проверка по обращению Морозкиной ФИО10, в котором он указал на недостаточное обеспечение лекарственными препаратами.

Установлено что Морозкина ФИО19 наблюдается в поликлинике №3 с диагнозом <данные изъяты>. В связи с данным заболеванием нуждается в обеспечении изделиями медицинского назначения - иглами для шприц - ручек для введения инсулина. Однако, на протяжении 2016 года Морозкиной Л.Н. врачом ГУЗ Городская поликлиника №3 отказано в выписке льготных рецептов на обеспечение изделиями медицинского назначения в соответствии с ее диагнозом и необходимом объеме по причине их отсутствия.

Таким образом, права истицы на льготное обеспечение изделиями медицинского назначения - иглами для шприц - ручек для введения инсулина были нарушены.

Прокурор просит обязать ответчика Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Морозкину ФИО11 изделиями медицинского назначения - иглами для шприц - ручек для введения инсулина в необходимом объеме и в соответствии с ее диагнозом за 2016 год. Обязать ГУЗ Городская поликлиника №3 выписать Морозкиной ФИО12 льготные рецепты на получение изделий медицинского назначения - игл для шприц - ручек для введения инсулина в необходимом объеме и в соответствии с ее диагнозом.

В судебное заседание прокурор поддержал поданное заявление в полном объеме.

Истица в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что наблюдается в поликлинике №3 с диагнозом сахарный диабет 2 типа. В связи с данным заболеванием нуждается в обеспечении изделиями медицинского назначения - иглами для шприц - ручек для введения инсулина. Однако, на протяжении 2016 года Морозкиной Л.Н. врачом ГУЗ Городская поликлиника №3 отказано в выписке льготных рецептов на обеспечение изделиями медицинского назначения в соответствии с ее диагнозом и необходимом объеме по причине их отсутствия.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области Кузнецова Д.М. в судебном заседании исковые требования не признала указав, что обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями производится на основании выписанных рецептов лечебными учреждениями. По какой причине не были в достаточном количестве выписаны рецепты ей не известно.

Представитель ответчика ГУЗ «Городская поликлиника № 3» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв о рассмотрении дела в свое отсутствие, так же указав, что Морозкина ФИО13ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированная по адресу: г. <адрес> наблюдается в ГУЗ Городская поликлиника № 3 с диагнозом <данные изъяты>

На 2016-2017 годы по региональной льготе для Морозкиной ГУЗ Городская поликлиника №3 заявлены лекарственные средства согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от 28 декабря 2012 г. N 1581 н "Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при инсулиннезависимом сахарном диабете".

Назначение и применение медицинских изделий, в т.ч. игл, не входящих в стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям).

В 2016-2017 годах лечащим врачом ГУЗ Городская поликлиника №3 для Морозкиной были выписаны рецепты на заявленные лекарственные препараты и изделия медицинского назначения по показаниям.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, АО «УльяновскФармация» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, на запрос суда предоставил ответ, согласно которому информацию о количестве отпущенного Морозкиной Л.Н. медицинских препаратов сведений не имеется, поскольку ГУЗ «Медицинский информационный аналитический центр» проведено архивирование базы данных.

Суд, с учетом представителя ответчика, определил рассмотреть дело по существу при данной явке.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Морозкина ФИО20 наблюдается в поликлинике №3 с диагнозом <данные изъяты> связи с данным заболеванием нуждается в обеспечении изделиями медицинского назначения - иглами для шприц - ручек для введения инсулина. Однако, на протяжении 2016 года Морозкиной Л.Н. врачом ГУЗ Городская поликлиника №3 отказано в выписке льготных рецептов на обеспечение изделиями медицинского назначения в соответствии с ее диагнозом и необходимом объеме по причине их отсутствия.

Таким образом, права истицы на льготное обеспечение изделиями медицинского назначения - иглами для шприц - ручек для введения инсулина были нарушены.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. В силу ст. 33 данного закона первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" лекарственное обеспечение граждан возложено на органы исполнительной власти субъектов РФ.

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве здравоохранения РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 608, Министерство здравоохранения РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе медицинской помощи, включая обращение медицинских изделий, оказание государственных услуг в сфере здравоохранения.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 N 14/275-П, Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Пунктом 2.2.1. Положения предусмотрено, что Министерство разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения"; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации;

Согласно п. 2.2.19 Положения Министерство Получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета…В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающимзаболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях. Согласно постановления Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» «Сахарный диабет» включен в перечень социально значимых заболеваний. Федеральным законом от 01.12.2014 г. N 400-ФЗ "О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2015 год" установлено, что в 2015 году норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам на лекарственный препарат, выданным врачом (фельдшером), лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, составляет 707 руб.В соответствии с п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению № 1.Постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2016 N 661-П «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» утверждён перечень лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания и медицинских изделий, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей с 50- процентной скидкой со свободных цен.Иглы инсулиновые включены в вышеуказанный перечень ( № 303) Согласно п. 2.1 Приказа Минздравсоцразвития России N 328 от 29.12.2004 г. за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские работники обязаны: назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 № 328, пунктом 2.3 которого предусмотрено, что при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения. В судебном заседании в качестве свидетеля был допрошен врач ГУЗ « Городская поликлиника № 3» Антипова Е.Г., которая суду пояснила, что Морозкина ФИО14 наблюдается в поликлинике №3 с диагнозом <данные изъяты>. В связи с данным заболеванием нуждается в обеспечении изделиями медицинского назначения - иглами для шприц - ручек для введения инсулина. Введение препаратов инсуман базар и инсуман рапид для нее жизненно-необходимы, данные препараты вводятся инъекциями, для чего необходимы иглы для шприц-ручек. Пропуск введения инъекций может негативно отразиться на состоянии здоровья истицы, вплоть до коматозного состояния. Но допускается использование игл к шприц-ручкам неоднократно- 2,3 раза, не меняя лекарство. Использование игл несколько раз приводит к их затуплению и чувству боли, но использование их вторично допускается. По какой причине на протяжении 2016 года Морозкиной Л.Н. не были выписаны льготные рецептов на обеспечение изделиями медицинского назначения в соответствии с ее диагнозом и необходимом объеме ей неизвестно, поскольку она находилась в отпуске по уходу за ребенком. В настоящее время рецепты выписываются своевременно. Как следует из материалов дела, истец обращался в ГУЗ «Городская поликлиника № 3» для получения рецепта на бесплатное получение медицинского изделий- иглы к шприц-ручкам, однако, они не были ему выписаны, что подтверждается материалами дела. Доказательств выписки рецептов за спорный период на получение данного препарата со стороны ответчиков суду не представлено, вместе с тем иглы к шприц-ручкам необходимы истице для введения жизненно необходимого препарата, введение которого без игл невозможно. Доводы врача возможности использования игл к шприц-ручкам неоднократно не могут послужить основанием для отказа истице в удовлетворении ее требований.Так, согласно инструкции по применению, игла должна быть использована сразу же после вскрытия упаковки! Изделие только для одноразового применения, после использования ее необходимо утилизировать. На каждой игле ставится маркировка, запрещающая её повторное использование. Использование и той же иглы повышает уровень наносимой боли, многократное использование иглы может повлиять на компенсацию сахарного диабета, многократное использование иглы вызывает микровоспаление. "МУ 3.1.2313-08. 3.1. Профилактика инфекционных заболеваний. Требования к обеззараживанию, уничтожению и утилизации шприцев инъекционных однократного применения. Методические указания" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.01.2008) указывает, что Шприцы инъекционные однократного применения являются медицинскими изделиями, обеспечивающими проведение инъекционных и лечебно-диагностических манипуляций. После использования шприцы являются опасными (класс Б) или чрезвычайно опасными (класс В) отходами ЛПУ вследствие контаминации их инфицированными или потенциально инфицированными биологическими жидкостями. П. 4.2. -Шприцы инъекционные однократного применения повторному использованию для проведения инъекций не подлежат.Таким образом, в судебном заседании установлено нарушение права Морозкиной Л.Н. на получение бесплатно льготные рецепты на получение изделий медицинского назначения - игл для шприц - ручек для введения инсулина в необходимом объеме и в соответствии с ее диагнозом, что является основанием для удовлетворения иска. Поскольку Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечивает лекарственными препаратами и медицинскими изделиями на основании рецептов, выписанных лечебным учреждением, то на ГУЗ «Городская поликлиника № 3» должна быть возложена обязанность выписать истице льготные рецепты на получение изделий медицинского назначения - игл для шприц - ручек для введения инсулина в необходимом объеме и в соответствии с ее диагнозом.В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств. При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств сторонами не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах Морозкиной ФИО15 к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, ГУЗ «Городская поликлиника № 3» о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Морозкину ФИО17 изделиями медицинского назначения - иглами для шприц - ручек для введения инсулина в необходимом объеме и в соответствии с ее диагнозом за 2016 год.

Обязать ГУЗ Городская поликлиника №3 выписать Морозкиной ФИО18 льготные рецепты на получение изделий медицинского назначения - игл для шприц - ручек для введения инсулина в необходимом объеме и в соответствии с ее диагнозом.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.Л. Грачева


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами

Прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действуя в интересах Морозкиной ФИО8, обратился в суд с данным иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области и ГУЗ «Городская поликлиника № 3», в обоснование ука...

Решение суда о взыскании неустойки, компенсации морального вреда и судебных расходов

Жирнов А.В., Жирнова Н.В. обратились в суд с вышеназванным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к ООО «Запад-2». Исковые требования мотивированы следующим.дд.мм.гггг между застройщиком ООО «Запад-2» и участниками долевого строительс...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru