Решение суда о признании права на получение социальной выплаты для приобретения жилья № 2-1361/2017 ~ М-954/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июня 2017г.      Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Тимофеевой А.М., при секретаре Тарасенко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1361/2017 по исковому заявлению Габдрашитовой Н.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Габдрашитова Д.Р. к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» о признании права на получение социальной выплаты для приобретения жилья,

УСТАНОВИЛ:

    Габдаршитова Н.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Габдаршитова Д.Р. обратилась в суд с иском к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» о признании права на получение социальной выплаты для приобретения жилья с учетом даты постановки на учет ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ., указав, что она и ее сын - Габдаршитов Д.Р. являются членами семьи ФИО1, что подтверждается решением Катанского районного суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу №. Указанное решение суда вступило в законную силу.

    ФИО1 состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Действующим законодательством с 29.12.2000г. по категории «пенсионер», до момента своей смерти - ДД.ММ.ГГГГ.

    Размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий определяется исходя из состава семьи.

    Истец указывает, что она и ее сын являются членами семьи ФИО1, однако, в соответствии с ответом ОГКУ «Управление социальной защиты населения города Иркутска» во включении в состав семьи ФИО4 (ее мать), ее и ее сына применительно к Подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «жилище» на 2015-2020г. – было отказано. В отказе ответчик ссылается на то, что на момент смерти ФИО1 Федеральным законом №125-ФЗ от 25.10.2002г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», не была предусмотрена возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина, состоящего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, права на ее получение.

    Истец указывает, что считает данный довод неправомерным, поскольку указанный закон до внесения изменений, действительно не содержал нормы, прямо предусматривающей право и возможность для члена семьи умершего заявителя, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии, но и не ограничивал это право, не исключал такой возможности для гражданина.

    Постановлением мэра Катангского района декабря 2000г. №237 утверждены списки граждан, желающих получить безвозмездные субсидии для приобретения жилья, по состоянию на 01.01.2001г. ФИО1 значится в списке под №.

    Просит суд признать право на получение социальной выплаты для приобретения жилья с учетом даты постановки на учет ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ.

    Определением суда о дополнительной подготовке дела к судебному разбирательству от 20.04.2017г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

    Определением суда о дополнительной подготовке дела к судебному разбирательству от 22.05.2017г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО10, ФИО4

    В судебном заседании истец Габдрашитова Н.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Габдрашитов Д.Р., извещенная о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом, отсутствует, просит о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В судебном заседании представитель ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» - ФИО7, действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала, полагала их не законными, не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в представленных в материалы дела письменных возражениях на исковое заявление.

В судебном заседании третье лицо Министерство социального развития, опеки и попечительства <адрес>, извещенное о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом, отсутствует, просит о рассмотрении дела в свое отсутствие, изложив свою позицию в представленных в материалы дела письменных возражениях на исковое заявление.

В судебном заседании третьи лица Красноштанова Т.В., Красноштанов А.В., извещенные о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом, отсутствуют, просят о рассмотрении дела в свое отсутствие, полагают исковые требования законными и подлежащими удовлетворению.

    Выслушав участника процесса, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

    В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

    В соответствии с преамбулой Федерального Закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" настоящий Федеральный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

    В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

    Также указанный федеральный закон устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

    Согласно ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

    Судом установлено, что решением Катангского районного суда Иркутской области от 16.12.2014г. по гражданскому делу № по исковому заявлению ФИО4 к ОГКУ «Управление защиты населения города Иркутска» о признании права на получение жилищной субсидии, вступившим в законную силу 19.01.2015г., удовлетворены исковые требования ФИО4 к ОГКУ «Управление защиты населения города Иркутска», Управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Катангскому району о признании права на получение жилищной субсидии. За ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признано право на получение социальной выплаты для приобретения жилья с учетом даты постановки на учет ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ. Датой постановки на учет ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, указано считать ДД.ММ.ГГГГ.

    При рассмотрении данного гражданского дела, судом было установлено, что Постановлением Мэра Катангского района от 29.12.2000г. №237 утверждены списки граждан, желающих получить безвозмездные субсидии для приобретения жилья, где по состоянию на 01.01.2001г. ФИО1 значится под №.

    ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ., в связи с чем, снята с учета и исключена из очередности граждан на получение жилищной субсидии для выезжающих из района Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи со смертью.

    В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

    Из представленной в материалы дела архивной справки Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ. № следует, что в документах архивного фонда Р-39 «Администрация Катангского района», в Постановлениях мэра Катангского района, значится постановление от 29.12.2000г. №237 «Об утверждении очередности граждан, желающих получить жилищную субсидию для выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в списке № на ДД.ММ.ГГГГ., утвержденным данным постановлением, под порядковым номером 187 значится ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сверенный стаж 31 год, место проживания – <адрес>, дата подачи заявления – ДД.ММ.ГГГГ., количество человек – 3, примечание - пенсионер.

    ФИО4 принята на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с учетом даты принятия на учет ФИО1 – ДД.ММ.ГГГГ. В списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в очереди «пенсионеры» по состоянию на 01.01.2017г., утвержденном Распоряжением Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 23.01.2017г. №53-19/17-мр, персональные данные ФИО4 значатся под номером №.

    Решением Катангского районного суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ. по гражданскому делу № по иску Габдрашитовой Н.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Габдрашитова Д.Р. к ФИО4 о признании членом семьи, об установлении факта совместного проживания, исковое заявление Габдрашитовой Н.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Габдрашитова Д.Р. о признании членом семьи, об установлении факта совместного проживания удовлетворено. Габдаршитова Н.В., Габдрашитов Д.Р. на момент смерти ФИО1 признаны членами ее семьи. Установлен факт совместного проживания Габдрашитовой Н.В., Габдрашитова Д.Р., с ФИО1

    Решение Катангского районного суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ. вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ

    Согласно ответу ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» от ДД.ММ.ГГГГ. № на обращение ФИО4 о разъяснении причин отказа во включении в состав ее семьи Габдаршитовой Н.В. и Габдрашитова Д.Р. применительно к Подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» федеральной целевой программы «жилище» на 2015-2020г. с разъяснением положений ст. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002г. N 125-ФЗ в редакции, предусматривающей сохранение права на получение жилищной субсидии за членами семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право н получение жилищной субсидии (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) в случае его смерти, действует с 01.01.2012г. и не предусматривает распространение своего действия на отношения, возникшие ранее этого срока. Указано, что поскольку ФИО1 умерла до 01.01.2012г., учреждение не имеет полномочий на включение в состав участников Подпрограммы членов ее семьи.

    Оценивая указанный ответ ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску», суд учитывает следующее.

    Федеральным законом от 17.07.2011г. N 212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002г. N 125-ФЗ изложена в новой редакции. В частности, в ст. 1 появилась норма о том, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

    Федеральный закон от 17.07.2011г. N 212-ФЗ вступил в действие с 01.01.2012г. (ст. 2 данного Закона).

    Также, был изменен и подпункт «з» пункта 21 Положения Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года N 879 (в действующей редакции до 01.01.2012 г.), согласно которому граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае смерти (при этом право на получение социальной выплаты сохраняется за членами семьи умершего гражданина (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности ее предоставления). В этом случае получателем социальной выплаты становится один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности на право получения социальной выплаты, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи).

    До внесения указанных изменений Федеральным законом от 25.10.2002г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, права на ее получение, прямо в ст. 1 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрена не была.

    Пункт 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года N 879 (в действующей редакции до 01.01.2012 г.) предусматривал, что в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение жилищных субсидий, им предоставляются жилищные субсидии на приобретение (строительство) жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета. Если у граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение жилищных субсидий, то их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.

    Вместе с тем, прямого запрета на указанное правопреемство Федеральный закон от 25.10.2002г. N 125-ФЗ в редакции, действовавшей на момент смерти ФИО1 не содержал.

    Статьей 2 Федерального Закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ, в редакции, действующей с 01.01.2012 г., закреплено, что граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.

    В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.

    В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

    В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

    Исходя из данных конституционных принципов различия в объеме прав членов семьи гражданина, состоявшего на учете на получение жилищной субсидии, в зависимости от даты смерти ФИО1 - недопустимы.

    По смыслу вышеназванных норм материального права, члены семей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Следовательно, Габдрашитова Н.В., Габдрашитов Д.Р., как члены семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, но умершего до ее получения, не могут быть лишены права состоять в очереди на получение субсидии по первоначальной дате постановки на учет умершей ФИО1

    В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

    В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

    Разрешая настоящее дело, суд исходит из того, что возникшие между сторонами правоотношения относятся к социальному обеспечению, которое в силу ч. 1 ст. 72 Конституции РФ относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ. В этих правоотношениях отсутствует равенство сторон, в связи с чем, права граждан подлежат особой защите.

    Таким образом, судом установлено, что на момент рассмотрения дела Габдрашитова Н.В., Габдрашитов Д.Р. имеют право состоять на учете на получение социальной выплаты для приобретения жилья с учетом даты постановки на учет ФИО1, то есть с ДД.ММ.ГГГГ., в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Габдрашитовой Н.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Габдрашитова Д.Р. к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» о признании права на получение социальной выплаты для приобретения жилья с учетом даты постановки на учет ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Габдрашитовой Н.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Габдрашитова Д.Р. – удовлетворить.

Признать за Габдрашитовой Н.В. право на получение социальной выплаты для приобретения жилья с учетом даты постановки на учет ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ.

Признать за Габдрашитовым Д.Р. право на получение социальной выплаты для приобретения жилья с учетом даты постановки на учет ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме

Судья                                                                                                          А.М. Тимофеева

Мотивированный текст решения изготовлен 27.06.2017г. Судья.


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда о признании права на бесплатное обеспечение по жизненным показаниям лекарственным препаратом, обязании обеспечить по жизненным показаниям лекарственным препаратом,

Тулунский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах несовершеннолетней ФИО4 с иском к Министерству здравоохранения , требуя признать за ФИО4, дд.мм.гггг года рождения, право на бесплатное обеспечение по жизненным показаниям лекарственным пр...

Решение суда о взыскании неустойки, штрафа, компенсации морального вреда, судебных расходов

Новиков Ф.А. обратился в суд с иском к МУП «Управление капитального строительства г.Иркутска» (Далее – МУП «УКС г.Иркутска») о взыскании неустойки в размере 340 448, 86 руб., штрафа в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, ...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru