Решение суда об отказе в выплате пособия на погребение № 2-6207/2017 ~ М-5780/2017

Дело №2-6207/2017г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июня 2017 года Вахитовский районный суд города Казани в соста-ве:

председательствующего судьи Е.В.Зыбуновой,

при секретаре А.М.Низамовой,

рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело по иску Сапожникова Л.И. к Прокуратуре Республики Татарстан о признании незаконным решения об отказе в выплате пособия на погребение,

УСТАНОВИЛ:

Сапожников Л.И. обратился в суд с иском к Прокуратуре РТ о признании незаконным решения об отказе в выплате пособия на погребение, указав в обоснование, что 5 июня 2017г. Прокуратурой РТ вынесен отказ № 10/2 -11-192-2017 на выплату пособия на погребение ФИО2, приходящегося истцу отцом, скончавшегося 17.11.2016г. в г.Нью-Йорк США.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994г. № 942 на прокурорских работников распространяется действие Постановления СМ-Правительства РФ от 22.09.1993г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходящим военную службу в качестве офицеров...и их семьям в РФ» ( далее-Постановление). В соответствии с п.21 Постановления в случае смерти пенсионера членам семьи умершего на его похороны производится выплата пособия на погребение в размере трехмесячной пенсии, получаемой пенсионером ко дню смерти.

5.03.2017г. истец письменно обратился с заявлением в Прокуратуру РТ с просьбой о выплате пособия на погребение отца, ФИО2, ...р., скончавшегося 17.11.2016г. в г.Нью-Йорк, США, гражданина РФ, проработавшего в системе Прокуратуры РФ с 1949г. по 1992г., т.е. 43 года, ветерана трудового фронта в ВОВ. 7.03.2017г. с аналогичным вопросом истец находился на личном приеме прокурора РТ ФИО6, который устно заверил истца, что будет ходатайствовать перед Генеральным Прокурором РФ о выплате пособия на погребение.

В связи с получением 05.06.2017г. письменного отказа в выплате пособия на погребение ФИО2, в связи с отсутствием справки о смерти форма №33, истец вынужден обратиться в суд с иском к Прокуратуре РТ, поскольку его отец-пенсионер Прокуратуры РТ умер на территории США, пенсию ему выплачивал ответчик. Погребен ФИО2 на территории США 18.11.2016г., в похоронах отца истец участвовал.

Истец считает отказ необоснованным, поскольку справка о смерти по ф.№33 выдается лишь органами ЗАГСа РФ, в то время как аналогичные органы иностранных государств, где произведена регистрация смерти ФИО2, подобных справок не выдают.

В письменном ответе на заявление старший помощник Прокурора РТ по пенсионному обеспечению Зорькина АА. указала, что для выплаты пособия на погребение необходимо предоставить наряду со свидетельством о смерти отца и справку о смерти по ф.№33, которая может быть выдана Консульским учреждением, наделенным полномочиями производства государственной регистрации актов гражданского состояния в отношении граждан РФ, проживающих за ее пределами. При отсутствии такой справки пособие на погребение выплачено быть не может.

Истцом же, в пенсионный отдел Прокуратуры РТ представлен ряд документов, свидетельствующих о смерти отца, а именно: справка №283194 Департамента США от 30.12.2016г., справка о смерти ФИО2 от 17.11.2016г.№ 156-16-047048, апостиль перевод с английского языка от 30.12.2016г., справка на русском языке начальника канцелярии округа Нью-Йорк №283194, заверенная копия Свидетельства о смерти на русском языке №156-16-047048 от 30.12.2016г.( копия заверена ВИЦЕ-КОНСУЛОМ Гене-рального Консульства РФ в Нью-Йорке, США и зарегистрирована в реестре №1-262/17, расходные документы на погребение отца (на 5 листах), копии паспорта сестры, свидетельство о ее рождении и свидетельство о браке с переменой фамилии (на 3 листах) и копия паспорта истца.

ФИО2, являлся получателем пенсии за выслугу лет, назначенную в соответствии с Постановлением правительства РФ от 12.08.1994г. №942, в котором указано, что на прокурорских работников распространяется действие Постановление СМ -правительства РФ от 22.09.1993г. №941 « О порядке исчисления выслуги лет далее-Постановление». С 18.11.2016г. выплаты пенсии отцу истца прекращены Прокуратурой РТ по причине его смерти.

Из свидетельства о смерти №156-16-047048, выданного Департаментом Здравоохранения Нью-Йорка 17.11.2016г. в районе Бруклин следует, что ФИО2, 22.06.1924г.р. умер в г. Нью-Йорк 17.11.2016г., о чем составлена соответствующая актовая запись. Данная выписка имеет апостиль и удостоверена подписью Генерального Консульства РФ в Нью-Йорке.

На похороны отца 18.11.2016г. на кладбище в г.Нью-Йорк затрачено истцом и его сестрой ФИО7 11000 долларов США, расходные документы к иску приобщены.

Истец считает, что факт смерти пенсионера Прокуратуры РТ ФИО2 на территории иностранного государства и отсутствие у истца объективных возможностей представления справки о его смерти по форме №33 доказан, поэтому вопрос о выплате пособия на погребение должен быть решен ответчиком при отсутствии такой справки. Считает, что в силу положений закона его право на получение компенсации понесенных расходов на погребение пенсионера прокуратуры РТ имеется.

Так, в соответствии с положениями, содержащимися в ст. 13 Федерального закона от 15.11.1997г. №143-Ф3 (Об актах гражданского состояния), документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершаемые вне пределов территории РФ, по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан РФ, признаются действительными в РФ при наличии их легализации, если иное не установлено международными договорами РФ.

При этом легализация доказательств не требующих в отношениях между странами- участниками Гаагской конвенции от 05.10.1961г. отменяющей требования легализации иностранных официальных доказательств. В качестве официальных документов рассматриваются документы, исходящие от органов или должностных лиц, подчиняющихся юрисдикции государства, к которым относятся и документы об удостоверении акта гражданского состояния. РФ с 31.03.1992г. присоединилась к Конвенции, отменяющей требования легализации иностранных официальных документов. США так же является государством-участником Гаагской Конвенции.

Таким образом, исходя из приведенных выше положений как национального, так и международного законодательства, представленных в Прокуратуру РТ, выписок из акта смерти ФИО2 с переводом на русский язык, скрепленных гербовой печатью какой-либо дополнительной легализации не требует и является достаточной и действительной на территории РФ. Исходя из этого, выписка о смерти ФИО2, выданная компетентным органом США, является бесспорным доказательством, подтверждающим регистрацию его смерти в установленном порядке и должно приниматься стороной РФ в качестве официального документа, подтверждающего смерть лица.

В соответствии с Федеральным законом от 15.11.1997г. №143-Ф3 «Об актах гражданского состоянии» консульские учреждения РФ за пределами РФ наделены полномочиями производства государственных регистрационных актов гражданского состояния. Однако, регистрация смерти отца осуществлена соответствующими органами иностранного государства и такая запись консульскими учреждениями РФ повторно составлена быть не могла. Таким образом, справка о смерти ФИО2 по установленной форме №33 объективно не могла быть истцом получена по месту регистрации смерти отца.

Вышеуказанные обстоятельства не могут лишить истца права на получение пособия на погребение пенсионера Прокуратуры РТ и явиться достаточным основанием к отказу в выплате такого пособия, так как к заявлению о выплате пособия на погребение истец приобщил иные документы, свидетельствующие о смерти отца, которые были приняты во внимание в прокуратуре РТ, в связи с чем выплата пенсии была прекращена.

Истец просит отменить решение прокуратуры РТ от 5 июня 2017 г. №10/2-11-192-2017 об отказе Сапожникову Л.И. в выплате пособия на погребение ФИО2 и обязать Прокуратуру РТ рассмотреть вышеуказанный вопрос по существу в соответствии с законом.

Истец в судебном заседании иск поддержал.

Представители ответчика в судебном заседании иск не признали.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 21 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года №941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в случае смерти пенсионера из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и членов их семей выплачивать членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодатель-ством Российской Федерации. Пособие на погребение пенсионера выплачива-ется на основании справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами.

Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 года №1274 "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния" утверждена форма справки о смерти, а именно – форма №33.

П.1 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 942 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и их семьям" на прокуроров и следователей, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющих классные чины, и их семьи с учетом особенностей прохождения службы в органах и организациях прокуратуры распространено действие Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941.

Судом установлено, что ФИО2 являлся получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2291 "О пенсионном обеспечении работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семей" и в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», что подтверждается соответствующим заключением от 17.11.1994г..

Согласно представленному распоряжению от 22.11.2016г. №10/2-10-247-2016 выплата пенсии была приостановлена с 01.12.2016г. в связи со смертью (17.11.2016г.), распоряжению от 30.11.2016г. №10/2-10-256-2016 - прекращена с 01.12.2016г. в связи со смертью (17.11.2016г.).

Из свидетельства о смерти №156-16-047048, выданного Департаментом Здравоохранения Нью-Йорка 17.11.2016г. в районе Бруклин следует, что ФИО2, ....р. умер в г. Нью-Йорк 17.11.2016г., о чем составлена соответствующая актовая запись.

Данная выписка имеет апостиль и удостоверена подписью Генерального Консульства РФ в Нью-Йорке.

Из пояснений истца и представленных письменных документов следует, что он, а также сестра ФИО7 понесли расходы на захоронение ФИО2, похороненного 18.11.2016г. на кладбище г.Нью-Йорка.

Сапожников Л.И. обратился в Прокуратуру РТ с заявлением о выплате пособия на погребение.

Письмом от 05.06.2017г. №10/2-11-192-2017 в назначении пособия на погребение было отказано в связи с отсутствием справки о смерти по форме № 33.

Суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Факт смерти ФИО2 17.11.2016г. на территории иностранного государства был принят ответчиком и положен в основание распоряжений о приостановлении и прекращении выплаты пенсии.

В силу приведенных выше положений закона право на получение компенсации понесенных расходов на погребение работника прокуратуры, уволенного из органов прокуратуры, наступает как при доказанности несения родственниками соответствующих расходов, так и самого факта смерти работника прокуратуры.

Так, в соответствии с положениями, содержащимися в ст. 13 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в Российской Федерации при наличии их легализации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

При этом легализация документов не требуется в отношениях между странами-участниками Гаагской конвенции от 5 октября 1961 года, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов. В качестве официальных документов рассматриваются документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, к которым относятся и документы об удостоверении акта гражданского состояния.

Российская Федерация с 31 марта 1992 года присоединилась к Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в Гааге. Австрия также является государством - участником Конвенции с 14 ноября 1967 года.

Таким образом, исходя из приведенных выше положений как национального, так и международного законодательства, представленное истцом в Прокуратуру РТ свидетельство о смерти ФИО2, с переводом на русский язык, скрепленное гербовой печатью, какой-либо дополнительной легализации не требует и является достаточным и действительным на территории РФ и должно приниматься стороной РФ в качестве официального документа, подтверждающего смерть лица.

При доказанности факта смерти пенсионера прокуратуры на территории иностранного государства и отсутствии объективной возможности предоставления требуемой справки о смерти № 33, вопрос о выплате истцу пособия на погребение должен быть решен ответчиком при отсутствии такой справки.

В соответствии с положениями ст.ст. 3 и 6 Федерального закона от 15 ноября 1997 года №143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" и положений Постановления Правительства РФ от 31 октября 1998 года №1274 "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния" в подтверждение факта смерти конкретного гражданина органом записи актов гражданского состояния может выдаваться справка о смерти по форме №33; выдача данной справки осуществляется органом ЗАГС по месту государственной регистрации смерти на основании сделанной записи акта о смерти.

Следовательно, выдача справки о смерти по форме № 33 предусмотрена только органами ЗАГСа Российской Федерации по месту государственной регистрации акта о смерти.

В соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» консульские учреждения Российской Федерации за пределами Российской Федерации наделены полномочиями производить государственную регистрацию актов гражданского состояния. Однако, регистрация смерти ФИО2 осуществлена соответствующим органами иностранного государства и такая запись консульским учреждением повторно составлена быть не могла. С учетом этого, Сапожниковым Л.И. справка о смерти по форме №33 не могла быть получена по объективным причинам.

Само по себе, указание в законе на необходимость предоставления справки о смерти по форме № 33 для получения пособия на погребение, при установленных судом обстоятельствах, не может лишить истца права на получение пособия на погребение пенсионера прокуратуры, смерть которого доказана иными документами.

На основании изложенного, суд признает решение Прокуратуры Республики Татарстан об отказе Сапожникову Л.И. в выплате пособия на погребение ФИО2, изложенное в письме от 05.06.2017г. №10/2-11-192-2017, незаконным.

Поскольку отказ Прокуратуры РТ в выплате истцу пособия на погребение был обусловлен лишь отсутствием справки о смерти по форме № 33 без проверки иных обстоятельств, дающих право на получение такого пособия, на Прокуратуру РТ подлежит возложению обязанность рассмотреть вопрос о выплате пособия на погребение без предоставления справки о смерти формы №33 и с учетом обстоятельств, влияющих на возможность такой выплаты.

Руководствуясь ст.ст.12,56,198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Иск удовлетворить.

Признать решение Прокуратуры Республики Татарстан об отказе Са-пожникову Л.И. в выплате пособия на погребение ФИО2, изложенное в письме от 05.06.2017г. №10/2-11-192-2017, незаконным.

Обязать Прокуратуру Республики Татарстан решить вопрос о выплате Сапожникову Л.И. пособия на погребение ФИО2 без предоставления справки о смерти формы №33.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татар-стан через Вахитовский районный суд города Казани в течение месяца с мо-мента принятия решения в окончательной форме.

Судья: Е.В.Зыбунова


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда об изменении места и (или) времени проведения пикетирования

Габдульвалеев А.С. обратился в суд с административным иском к ИКМО г.Казани об оспаривании действий (бездействия), выраженных в уклонении от согласования пикетирования, не рассмотрении по существу поданного уведомления и не представлении обоснован...

Решение суда об изменении места и времени проведения митинга

Габдульвалеев А.С. обратился в суд с административным иском к ИКМО г.Казани о признании незаконным предложения от 31.05.2017г. №15653/исх-05-03-09 об изменении места и времени проведения митинга. В обоснование указано, что 29 мая 2017 года админис...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru