Решение суда об отказе в осуществлении кадастрового учета № 2а-1430/2017 ~ М-1181/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>

Самарский районный суд <адрес> в составе председательствующего Коваленко О.П., при секретаре Бреенковой М.Н.,

с участием представителя административного истца Денисовой М.Ю., действующей на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица –Масевой О.В., действующей на основании доверенности,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Потаповой Зинаиды Андреевны к Управлению Росреестра по Самарской области об оспаривании решения об отказе в осуществлении кадастрового учета,

УСТАНОВИЛ:

Потапова З.А. обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Самарской области об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации права на объект недвижимости.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 01.02.2017г. она обратилась в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права на часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

    Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ постановка и регистрация объекта была приостановлена, поскольку постановка на государственный кадастровый учет помещения, являющегося частью жилого дома, расположенного в жилом доме, законом не предусмотрена. Потаповой З.А. рекомендовано уточнить вид объекта и представить технический план на здание, соответствующий требованиям к подготовке технического плана, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №. Следовательно, административному истцу было предложено предоставить технический план на жилой дом блокированной застройки, а не на часть жилого дома. Потаповой З.А. указанное решение было обжаловано в Управление Росреестра по <адрес>. Решением Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в осуществлении кадастрового учета. Считает отказ в осуществлении кадастрового учета незаконным, поскольку правоотношения о признании права собственности на часть жилого дома возникло до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, Потапова З.А. имеет право поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на часть жилого дома.

По изложенным основаниям административный истец просил административный иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного истца –Денисова М.Ю., действующая на основании доверенности, поддержала административный иск по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по <адрес> – в судебное заседание не явился, причина неявки неизвестна, о дне и времени судебного заседания надлежащим образом извещен. Ранее представлен отзыв на административный иск, в котором просили в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель заинтересованного лица- ФГБУ «ФКП Росреестра по <адрес>»-Масева О.В., действующая по доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска отказать, предоставив письменный отзыв.

Выслушав доводы явившихся сторон, суд считает административный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно объяснениям сторон и делу правоустанавливающих документов ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на помещение по адресу: <адрес>.

В качестве документа-основания для государственной регистрации административным истцом было представлено решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому истцу выделена часть жилого дома по вышеуказанному адресу и признано право собственности на часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в качестве основания для постановки на кадастровый учет представлен технический план помещения.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ №, № государственный кадастровый учет приостановлен на срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно на основании п.п.5, 35 части 1 статьи 26 Закона № –ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с тем, что объект недвижимости, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиям. Рекомендовано уточнить вид объекта, в отношении которого осуществляется кадастровый учет и регистрация права, а также предоставить технический план здания, соответствующего требованиям к подготовке технического плана, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в осуществлении кадастрового учета на основании ст. 27 Федерального закона № –ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета и не устранением приведенных в данном решении причин, препятствующих осуществлению кадастрового учета.

Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ №, в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав было отказано на основании п.п. 5, 35 части 1 статьи 26 Закона № –ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с тем, что объект недвижимости, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиям.

    Доводы административного истца о незаконности отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав являются необоснованными.

Государственный кадастровый учет объектов недвижимости с ДД.ММ.ГГГГ осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона № –ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон).

Частью 1 статьи 24 Федерального закона № –ФЗ установлено, что технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

Истцом ответчику представлен технический план помещения, который подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием помещения, расположенного по адресу: <адрес>, являющегося частью жилого дома с кадастровым номером : 63:01:0634008:403, расположенного по адресу: <адрес>.

Постановка на государственный кадастровый учет жилых помещений (в том числе квартир) в индивидуальном жилом доме и последующее их введение в гражданский оборот в качестве самостоятельных объектов гражданских прав не предусмотрено действующим законодательством и прямо запрещено ч. 7 ст. 41 Закона № 218-ФЗ, согласно которой государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме или в жилом строении (предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан») не допускаются.

В силу ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

Определение понятия «часть жилого дома» в ЖК РФ отсутствует. Вместе с тем согласно положениям статей 15, 16 ЖК РФ часть жилого дома является объектом жилищных прав.

Согласно п. 14 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 884-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» помещение - это часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.

В соответствии с п.2 ст. 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

    Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (п.3 ст. 16 ЖК РФ).

Согласно действующему законодательству помещения (квартиры) могут располагаться только в многоквартирном доме (п.3 ст. 16 ЖК РФ), который в свою очередь, может располагаться на земельном участке, предусматривающем возможность размещения и эксплуатации многоквартирного дома.

    Таким образом, регистрирующий орган обоснованно пришел к выводу о том, что постановка на кадастровый учет жилых помещений в индивидуальном жилом доме как самостоятельных объектов недвижимости не возможна.

При этом, Градостроительный кодекс Российской Федерации (часть 2 статьи 49) выделяет в том числе такие виды объектов капитального строительства, как:

- объекты индивидуального жилищного строительства отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства;

- жилые дома блокированной застройки - жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких многоквартирных домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со строительными нормами и правилами «Дома жилые одноквартирные» (СНиП 31-02-2001), утвержденными постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №, данные нормы и правила распространяются также на блокированные дома, жилые блоки которых являются автономными и рассматриваются как отдельные одноквартирные дома, если они:

-    не имеют помещений, расположенных над помещениями других жилых блоков;

-    не имеют общих входов, вспомогательных помещений, чердаков, подполий, шахт коммуникаций;

-    имеют самостоятельные системы отопления и вентиляции, а также индивидуальные вводы и подключения к внешним сетям централизованных инженерных систем.

СНиП 31-02-2001 распространяется на блокированные дома, состоящие из двух или более пристроенных друг к другу жилых блоков, каждый из которых имеет непосредственный выход на участок.

Таким образом, часть жилого дома может представлять собой помещение либо совокупность помещений, составляющих блок в жилом доме блокированной застройки, каждый из которых может рассматриваться как жилой дом. Соответственно постановка на кадастровый учет объекта недвижимости административного истца и последующая государственная регистрация права собственности на него на основании решения Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ возможна, в случае представления технического плана на жилой дом, соответствующий Приказу Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы деклараций об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений», с указанием способа образования - выдел, а также указанием в заявлении о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на вид объекта недвижимости как блок в жилом доме блокированной застройки.

Ссылка представителя истца о том, что действие Закона №218-ФЗ не распространяются на правоотношения, возникшие до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, заявитель имеет право поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на часть жилого дома, несостоятельна, поскольку на основании части 5 статьи 72 Закона N 218-ФЗ данный закон по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу. Истец обратился в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после вступления в силу Федерального закона №218-ФЗ. Кроме того, положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (в редакции до ДД.ММ.ГГГГ) также не предусматривалась возможность государственного кадастрового учета частей индивидуального жилого дома или квартир (помещений, комнат) в таких домах. Таким образом, ответчик обоснованно применил действующий на момент обращения и рассмотрения заявления Федеральный закон №218-ФЗ.

С учетом вышеизложенного, отказ в осуществлении государственного кадастрового учета, которому предшествовало мотивированное приостановление государственной регистрации, не противоречит требованиям действующего законодательства. О нарушении каких-либо прав административного истца обжалуемый отказ также не свидетельствуют.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении административного иска Потаповой Зинаиды Андреевны к Управлению Росреестра по <адрес> об оспаривании решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета - отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

    

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья О.П. Коваленко


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда о признании бездействия незаконным

Козлов А.С., Козлов С.П., Доронина И.А. обратились в суд с административным иском к Департаменту управления имуществом о признании бездействия незаконным, в обоснование заявленных требований указав, что на основании заключения межведомственной ком...

Решение суда о признании незаконным уведомления и осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок

Чолариди Ю.П. обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по о признании незаконным уведомления и осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок указав, что ему на основании решения Совета н...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru