Решение суда о понуждении к предоставлению жилого помещения № 2-1815/2017 ~ М-1636/2017

дело № 2-1815/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Волгоград                                  7 июня 2017 года

Ворошиловский районный суд Волгограда

в составе: председательствующего судьи Юдкиной Е.И.

     при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района Волгоградской области в интересах ФИО2 к комитету строительства Волгоградской области о понуждении к предоставлению жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Ленинского района Волгоградской области обратился в Ворошиловский районный суд Волгограда в интересах ФИО4 с иском к комитету строительства Волгоградской области, в котором просит суд обязать ответчика обеспечить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, на территории Ленинского муниципального района Волгоградской области по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование требований указал, что ФИО2 имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, поскольку мать ФИО2- ФИО5 решением Ленинского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, а отец ФИО6 умер. Приказом министерства образования и науки Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением. Полагает, что сложившееся положение дел существенно нарушает жилищные права ФИО2, которая не имеет возможности реализовать своё право на получение гарантированного ей государством жилья.

Истец Ленинский районный прокурор Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен своевременно и в установленном законом порядке.

Лицо, в чьих интересах действует прокурор Ленинского района Волгоградской области – ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена своевременно и в установленном законом порядке, причину неявки суду не сообщила.

Представитель ответчика комитета строительства Волгоградской области, действующий на основании доверенности ФИО7 в судебном заседании исковые требования не признал, полагал иск необоснованным и просил в его удовлетворении отказать. Также просил обратить внимание суда на то обстоятельство, что для предоставления жилого помещения в специализированном жилищном фонде необходимо соблюдение процедуры и условий предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей установленными нормативно-правовыми актами. В случае удовлетворения исковых требований, просил предоставить отсрочку исполнения решения суда до шести месяцев.

Представитель третьего лица комитета образования и науки Волгоградской области, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание явку своего полномочного представителя не обеспечил.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела в их совокупности и дав правовой анализ доводам сторон, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 1 указанного Федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право па дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.

В целях реализации данного положения Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области от 5 февраля 2013года № 5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области».

Исходя из положений п.1 ст. 7 Закона Волгоградской области от 5 февраля 2013года № 5-ОД, настоящий закон введен в действие с 19 февраля 2013 года и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2013 года.

Вместе с тем, действие настоящего Закона распространяется также на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигли возраста 23 лет, но не реализовали право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года (п. 2 настоящей статьи).

В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона Волгоградской области от 5 февраля 2013 года N5-ОД в случае отсутствия свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области на период до предоставления в установленном порядке благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, уполномоченный орган исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющий управление жилищным фондом, обеспечивает их временное проживание в благоустроенных жилых помещениях в порядке и на условиях, установленных Правительством Волгоградской области.

Таким образом, вышеприведенной нормой права закреплено, что при отсутствии возможности для ответчика предоставить истцу жилое помещение из специализированного жилищного фонда, предназначенного для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его жилищный вопрос в безотлагательном порядке должен быть разрешен путем обеспечения временным жильем до приобретения соответствующего жилого помещения на постоянной основе.

Иное толкование данного законодательства ведет к ущемлению прав и законных интересов лиц соответствующей категории, подлежащих обеспечению жильем на указанных выше основаниях, и нарушению декларируемых государством общеправовых принципов.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является дочерью ФИО6 и ФИО5, что подтверждается копией свидетельства о рождении № (л.д.17).

Как следует из материалов дела отец ФИО2 - ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти № № (л.д. 18).

Решением Ленинского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО2 – ФИО5 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней, несовершеннолетняя ФИО2 передана на попечение органам опеки и попечительства Ленинского муниципального района Волгоградской области (л.д. 13-16).

Исходя из этого, ФИО2, необходимо отнести к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а, следовательно, на него распространяются гарантии, предусмотренные Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Сведений о принадлежности на праве собственности ФИО2 какого-либо имущества материалы дела не содержат, согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области зарегистрированные права ФИО2, на объекты недвижимого имущества отсутствуют (л.д. 33).

Далее, из материалов следует, что согласно информации комитета строительства Волгоградской области ФИО2 включена в список детей - сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2017 году под № по Волгоградской области, и под № по Ленинскому району Волгоградской области.

При таких обстоятельствах, проанализировав с учетом вышеприведенных норм указанные обстоятельства, пояснения участвующих в деле лиц, исследованные письменные доказательства и дав всему этому оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, то есть по их относимости, допустимости, достоверности, как каждого в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что столь длительное не предоставление ФИО2 жилого помещения нарушает ее конституционное право на предоставление жилья, в связи с чем, на комитет строительства Волгоградской области должна быть возложена обязанность предоставить ФИО2 жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, применительно к соответствующему населенному пункту и отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Указанная норма не ставит предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия финансирования областного бюджета и свободных жилых помещений у администрации городского округа.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Более того, суд принимает во внимание и тот факт, что стороной ответчика сведений о каких-либо фактически принятых мерах к исполнению принятых на себя в отношении ФИО2 обязательств по обеспечению жильем, как и доказательств отсутствия у него возможности для обеспечения таковым ФИО2, представлено не было.

Не усматривая между тем оснований для возложения на ответчика обязанности по обеспечению ФИО2 жильем в пределах Ленинского муниципального района Волгоградской области и отказывая в удовлетворении иска в указанной части, суд руководствуется следующим.

Действующее законодательство субъекта Российской Федерации - Волгоградской области предоставляет лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особые жилищные права и, в частности, предусматривает обеспечение жильем указанных лиц в наиболее предпочтительном для них населенном пункте, то есть по месту жительства (пребывания).

Вместе с тем закон также допускает возможность представления такой жилой площади в ином населенном пункте в границах соответствующего субъекта Российской Федерации по согласованию с данным гражданином (п. 2 ст. 1 Закона Волгоградской области №).

Более того, законодательно предусмотрена возможность внесения изменений в списочные данные относительно территории обеспечения жильем при изменении гражданином своего места жительства (пребывания) до его фактического обеспечения жильем.

В этой связи закрепление в судебном порядке за ФИО2 определенного муниципального образования Волгоградской области для целей обеспечения социальным жильем не отвечает требованиям действующего законодательства и по сути может повлечь за собой наступление неблагоприятных последствий как для истца, так и для ответчика, привести к неисполнимости судебного решения в целом вопреки интересам ФИО2 и создать определенные препятствия для нее в реализации гарантированного государством права.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Таким образом, суд полагает возможным возложить на ответчика обязанность предоставить ФИО2 благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда для проживания на территории Волгоградской области по договору специализированного найма жилого помещения в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

исковые требования прокурора Ленинского района Волгоградской области в интересах ФИО2 к комитету строительства Волгоградской области о понуждении к предоставлению жилого помещения, удовлетворить частично.

Обязать комитет строительства Волгоградской области предоставить ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда для проживания по договору найма специализированного жилого помещения, в остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий                      Юдкина Е.И.

    Мотивированное решение суда составлено 9 июня 2017 года.

Судья                                  Юдкина Е.И.


 

Решения судов по предоставлению жилых помещений детям сиротам:

Решение суда о возложении обязанности предоставить жилое помещение

Шульга Е.К. обратилась в суд с иском к Комитету строительства Волгоградской области, в обоснование требований указала, что относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку Приказом Министерства образования и...

Решение суда о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения

Зубова А.А. обратилась в суд с иском Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.В обоснование исковых требований указала, что относи...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru