Решение суда о признании незаконными действий (бездействий) уполномоченного контрольного государственного органа № 2а-3354/2017 ~ М-2605/2017

             Дело №2а-3354/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 июля 2017 года                                город Саратов

    Заводской районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Асмоловой О.А.,

при секретаре Гиткис О.А.,

с участием административного истца Мирзояна Д.Л.,

представителя административного ответчика Лютровой Е.Г., представившей доверенность

№ 645 от 18.01.2017 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Мирзояна Д. Л. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконными действий (бездействий) уполномоченного контрольного государственного органа,

УСТАНОВИЛ:

    Мирзоян Д.Л. обратился в Заводской районный суд г.Саратова с административным исковым заявлением к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, далее- Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, о признании незаконными действий (бездействий) уполномоченного контрольного государственного органа.

    В обоснование заявленных административных исковых требований указал, что истец является участником долевого строительства. Федеральным Законом от 30.12.2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», далее- Федеральный Закон № 214-ФЗ, в обеспечение соблюдения законных прав участников долевого строительства законодательно гарантирован прямой государственный контроль целевого расходования денежных средств при строительстве многоквартирных домов, в связи с чем не обеспечение, либо обеспечение не в должной мере прямого государственного контроля целевого расходования денежных средств при строительстве многоквартирных домов, влечет за собой нарушение законных прав участников долевого строительства. Именно наличие законодательного закрепления права граждан на гарантированное обеспечение государственного контроля в долевом строительстве повлияло на принятие административным истцом решения о заключении договора участия в долевом строительстве с целью обеспечения себя жильем.

    В соответствии с договором участия в долевом строительстве застройщик АО (ЗАО) «Стройинтерсервис» согласно разрешению на строительство №RU 64304000-45 от 29.03.2011 г. обязался обеспечить строительство многоквартирного жилого дома на земельном участке площадью 4287 кв.м., с кадастровым номером участка <№>, по адресу <адрес>, в Заводском районе и передать Мирзояну Д.Л. однокомнатную квартиру на третьем этаже дома, общей площадью 48 кв.м., проектной площадью 50,0 кв.м., со строительным номером № 10.

    Согласно пункту 2.1.4 договора дом должен быть введен в эксплуатацию, акт государственной комиссии подписан не позднее 30 июня 2013 г, а передача квартиры осуществлена не позднее 30 сентября 2013 г. При этом увеличение сроков строительства

дома договором не предусмотрено и не допускается. Это подтверждено и проектной декларацией застройщика от 16.05.2011 г. на строительство дома, в которой сроком реализации проекта строительства указан второй квартал 2013 г., последующем договор остался неизменным.

    Таким образом, как договором, так и юридической строительной документацией общий срок строительства дома и квартиры определен с 29.03.2011 г. по 30.09.2013 г.

    В силу ст. 18 Федерального Закона № 214-ФЗ застройщик вправе использовать денежные средства, уплачиваемые участниками долевого строительства по договору, исключительно для строительства (создания) многоквартирных домов и в соответствии с проектной документацией.

    В нарушение договора квартира административному истцу не передана, строительство жилого дома не закончено. По официальной информации административного ответчика степень готовности дома - 50%, хотя в доме по состоянию на конец декабря 2013 год были проданы все квадратные метры площадей.

    В рамках уголовного дела от 19.01.2016г. за №250306, возбужденного в отношении неопределенного круга лиц АО (ЗАО)»Стройинтерсервис», установлен факт нецелевого расходования денежных средств дольщиков при строительстве дома.

    Межведомственной комиссией по защите прав участников долевого строительства г. Саратова 10 марта 2015 года недостроенный дом включен в реестр «проблемных домов" Одновременно Мирзоян Д.Л. включен в реестр граждан, признанных пострадавшими от действий (бездействий) строительной организации.

    Кроме того, Арбитражным судом Саратовской области в отношении застройщика введена процедура банкротства по делу № А57-22463/2014 от 20.04.2016 г., в рамках которогоадминистративный истец признан участником долевого строительства, а решением этого суда по делу № А57-22463/2014 от 01(06).03.2017 г. введено конкурсное управление, а застройщик признан несостоятельным(банкротом). Из этого следует, что административный истец навсегда утратил возможность получения от организации в собственность приобретенную квартиру.

    Для обеспечения положений ст. 18 Федерального Закона № 214-ФЗ установлен государственный контроль деятельности застройщика, а ст. 23 указанного закона полномочия, функции и порядок исполнения возложены на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство. Таким органом на территории Саратовской области является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

    Законодательно закрепленная обязанность осуществления государственного надзора и контроля при строительстве многоквартирных домов включает в себя обязательный государственный контроль за целевым использованием застройщиком денежных средств участников долевого строительства, определяет порядок и механизм его реализации.

    Строгое соблюдение приведенного законодательства в виде контроля квартального бухгалтерского отчета застройщика, позволило бы административному ответчику немедленно и на ранних этапах строительства дома выявить факты нецелевого учета и расходования денежных средств при долевом строительстве дома.

    Истец полагает, что недостройка дома и квартиры административного истца являются следствием несоблюдения прямого указания закона, а именно ст.ст.18, 23 Федерального закона № 214-ФЗ и не обеспечения в должной мере прямого государственного контроля за целевым расходованием денежных средств административным ответчиком.

    Действиями ответчика нарушено право на жилье административного истца, которое является его единственным жильем, в связи с чем Мирзоян Д.Л. вынужден будет нести убытки. Имеет место причинно-следственная связь между допущенным бездействием административного ответчика и наступившим неблагоприятным результатом.

    Законами Саратовской области №122 3CO, №131-3CO «О защите права на жилье участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Саратовской области» предусмотрена социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств областного бюджета гражданам-участникам строительства, которые признаны пострадавшими от действий (бездействий) строительных организаций;

Поскольку административный истец признан пострадавшим от действий (бездействий) строительных организаций, Мирзоян Д.Л. полагает, что возможно устранение его нарушенных прав путем признания за ним права на получение указанной социальной выплаты и постановки его на такой учет.

    Административный истец просит признать незаконными действия (бездействие) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, выразившиеся в необеспечении или осуществлении не в должной мере обязательного государственного контроля (надзора) в области долевого строительства за целевым использованием денежных средств, в период с 29.03.2011 г. по 30.09.2013 г., допущенные при строительстве многоквартирного дома по строительному адресу: <адрес>, и повлекшие за собой нарушение законных прав на гарантированное обеспечение такого контроля, и как следствие, не получение в собственность проинвестированного жилого помещения.

    Обязать Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства устранить последствия нарушенных прав, путем признания за ним права на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения и постановки его на такой учет.

    Взыскать с Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей..

    Административный истец Мирзоян Д.Л. в судебном заседании административные исковые требования поддержал по основаниям изложенным в административном иске. В дополнение пояснил, что факт нецелевого использования денежных средств подтвержден контрольно-аналитическим комитетом Саратовской области 28.04.2014 года, а так же постановлением о привлечении его в качестве в качестве потерпевшего. В нарушение требований ст. 23 Федерального закона № 214-ФЗ ЗАО «Стройинтерсервис» не представлялась в рассматриваемый период административному ответчику отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов.

    Представитель административного истца по доверенности Мирзоян Г.А. надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась.

    Представитель административного ответчика по доверенности Лютрова Е.Г. в судебном заседании административные исковые требования не признала, пояснив, что Министерством строительства и жилищно- коммунального хозяйства осуществлялся надлежащий контроль за деятельностью АО «Стройинтерсервис».

    Суд, с согласия участников процесса, считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного истца.

    Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

    Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

    1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

    2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

    3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

    а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

    б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

    в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

    4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

    В силу ч. 10 ст. 226 КАС РФ в случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" и "б" пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания.

    Согласно ч. 1 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

    По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

    Судом установлено, что 07.08.2012 года между ЗАО «Стройинтерсервис» и Мирзояном Д.Л. заключен договор участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, расположенного на земельном участке площадью 4287 кв.м., кадастровый номер земельного участка <№>, по адресу: г<адрес> в Заводском районе, с привлечением участника долевого строительства (п. 1.1 договора).

Согласно п. 1.3. договора, объектом долевого строительства является однокомнатная квартира, расположенная на 3 этаже, общей площадью 48,0 кв.м., проектной площадью 50, 0 кв.м., строительный номер 10, стоимостью 1350000 руб.

Данный договор, содержащий согласованное волеизъявление сторон на строительство квартиры, в установленном порядке зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы Саратовской области (л.д. 7- 12 тома 1).

В силу п. 2.1.4. названного договора следует, что объект будет введен в эксплуатацию и акт государственной комиссии будет подписан не позднее 30.06.2013г. Передача квартиры участнику долевого строительства осуществляется застройщиком не позднее 30.09.2013 г.

Пункт 2.1.5 договора указывает, что объект долевого участия, поименованный в п. 1.3. договора, будет передан участнику долевого строительства после сдачи объекта в эксплуатацию.

В соответствии с п. 4.1 указанного договора, участник долевого строительства обязуется оплатить денежные средства в размере 1350000 руб. путем внесения денежных средств в кассу застройщику в момент подписания договора.

Условия договора об участии в долевом строительстве, установленные в п. 4.1 договора об оплате стоимости однокомнатной квартиры в сумме 1350000 руб., Мирзояном Д.Л. выполнены полностью, что подтверждает квитанция к приходному кассовому ордеру № 109 от 07.08.2012 г., кассовыми чеками, актом выполнения взаимных обязательств от 07.08.2012 года (л.д. л.д. 13, 20 тома 1).

В соответствии ч. 1 ст. 18 Федерального Закона № 214-ФЗ денежные средства, уплачиваемые участниками долевого строительства по договору, подлежат использованию застройщиком только для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а именно в определенных целях, к числу которых отнесено строительство (создание) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с проектной документацией, возмещение затрат на такое строительство (создание), а также затрат на приобретение прав на земельные участки под строительство, на подготовку проектной документации и выполнение инженерных изысканий, на экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий; затрат на строительство систем инженерно-технического обеспечения, затрат по оплате подключения (технологического присоединения) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости к сетям инженерно-технического обеспечения; затрат в связи с заключением договора о развитии застроенной территории и исполнением обязательств по этому договору; затрат на подготовку документации по планировке территории и выполнение работ по обустройству застроенной территории.

Использование застройщиком денежных средств, уплачиваемых участником долевого строительства, на цели, не предусмотренные частью 1 настоящей статьи, не допускается.

Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального N 214-ФЗ государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.

В соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 14.05.2005 года № 158-П «Вопросы министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Саратовской области» министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области является уполномоченным органом исполнительной власти области, осуществляющим в установленном порядке контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. Указанные полномочия подтверждаются также положением о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (л.д. 74-77 тома 1).

В силу положений п.6 ст. ч. 2 ст. 23 Федерального закона N 214-ФЗ контролирующий орган вправе:

1) осуществлять контроль за целевым использованием застройщиком денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору, для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) получать от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по формированию официальной статистической информации, документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;

3) получать от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, а также от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;

4) получать от лиц, привлекающих денежные средства граждан для строительства, в определенный статьей 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" срок сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

5) получать от органов местного самоуправления документы и информацию, необходимые для осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (в том числе документы, связанные со строительством многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости);

6) ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении им своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также бухгалтерскую отчетность (в том числе годовую), составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

7) осуществлять контроль за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;

8) осуществлять контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона, в том числе запрашивать у Центрального банка Российской Федерации информацию о соответствии банка, с которым застройщиком заключен договор поручительства, или страховой организации, с которой застройщиком заключен договор страхования, требованиям настоящего Федерального закона, а также рассматривать жалобы граждан и юридических лиц, связанные с нарушениями настоящего Федерального закона;

9) направлять лицам, привлекающим денежные средства граждан для строительства, предписания об устранении нарушения требований настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа и устанавливать сроки устранения таких нарушений;

10) принимать меры, необходимые для привлечения лиц, привлекающих денежные средства граждан для строительства (их должностных лиц), к ответственности, установленной настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации;

11) обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов участников долевого строительства;

12) осуществлять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.

В силу ч. 8 ст. 23 Федерального закона № 214-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением контролирующим органом государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, организацией и проведением проверок юридических лиц, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Как следует из содержания ч. 9 указанной статьи предметом проверки является соблюдение лицами, привлекающими денежные средства граждан для строительства, обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 10 данной статьи основанием для проведения контролирующим органом на территории субъекта Российской Федерации, на которой осуществляется строительство, плановой проверки является истечение одного года с даты выдачи лицу, привлекающему денежные средства граждан для строительства, разрешения на строительство либо с даты окончания проведения последней плановой проверки такого лица на территории субъекта Российской Федерации, на которой осуществляется строительство.

Как установлено в судебном заседании 29.03.2011 года ЗАО «Стройинтерсервис» получено разрешение № RU 64304000-45 на строительство многоэтажного жилого дома с подземными гаражами по адресу: г.<адрес> Срок действия разрешения –до 25.09.2012 года (л.д. 14 тома 1).     Материалами дела установлено, что многоквартирный жилой дом по адресу: г. <адрес>, до настоящего времени в эксплуатацию не введен, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не получено, что сторонами не оспаривалось.

Определением Арбитражного суда Саратовской области от 20.04.2016 года в отношении АО «Стройинтерсервис» введена процедура банкротства, что сторонами также не оспаривается.

Определением Арбитражного суда Саратовской области от 11.07.2016 года включены в реестр требований о передаче жилых помещений АО «Стройинтерсервис» требования Мирзояна Д.Л. о передаче жилого помещения- однокомнатной квартиры № 10 по адресу: г<адрес>

Распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 24.11.2015 года № 1511/1-р Мирзоян Д.Л. признан пострадавшим от действия лиц, привлекших денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов и включен в реестр пострадавших от действий указанных лиц (л.д. 81-82 тома 1).

Согласно постановлению следователя СЧ ГСУ ГУ МВД России по Саратовской области от 10.03.2016 года Мирзоян Д.Л. признан потерпевшим по уголовному делу № 250306, возбужденному 19.01.2016 года по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 201 УК РФ в отношении неустановленных сотрудников ЗАО «Стройинтерсервис» (л.д. 78-80 тома 1).

Как следует из ответа на запрос управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии 07.07.2011 года произведена государственная регистрация договора участия в долевом строительстве, заключенного ЗАО «Стройинтерсервис» с первым участником долевого строительства многоэтажного дома с подземными гаражами, расположенного по адресу: г.<адрес> Н.Г., 1, на земельном участке с кадастровым номером 64:48:02 03 05:0074 (л.д. 201 тома 1).

Таким образом, плановая проверка деятельности ЗАО «Стройинтерсервис» могла быть проведена административным ответчиком после 07.07.2012 года.

Согласно распоряжению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства о проведении плановой документарной проверки от 04.09.2012 года № 335-р проведена плановая проверка ЗАО «Стройинтерсервис», что подтверждается актом проверки № 13 от 05.10.2012 года (л.д. 203-207, 213-220 тома 1).

По итогам проверки 05.10.2012 года в адрес ЗАО «Стройинтерсервис» вынесено предписание об устранении нарушений законодательства РФ (л.д.221-222 тома 1).

Государственное регулирование, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется министерством строительства и жилищно - коммунального хозяйства в соответствии со статьей 23 Федерального закона № 214-ФЗ и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей пр осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», далее- Федеральный закон № 294-ФЗ.

Федеральным законом № 294-ФЗ установлено что плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. В отношении юридических лиц, осуществляющих виды деятельности в социальной сфере плановые проверки могут проводиться два и более раза в течение года. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора) в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Исходя из вышеизложенного, учитывая проведение плановой проверки с 10.09.2012 года до 05.10.2012 года, основания для проведения иных плановых проверок ЗАО «Стройинтерсервис» в период с 29.03.2011 года по 30.09.2013 года у административного ответчика не имелось.

Кроме того, административным ответчиком представлены суду доказательства проведения плановых проверок ЗАО «Стройинтерсервис»: с 05.10.2015 года по 30.10.2015 года (л.д. 1-29 тома 2), с 16.05.2017 года по 13.06.2017 года (л.д. 74-92 тома 2).

Часть 11 ст. 23 Федерального закона № 214-ФЗ предусматривает основания для проведения внеплановой проверки:

1) истечение срока исполнения лицом, привлекающим денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, выданного контролирующим органом предписания об устранении нарушения требований настоящего Федерального закона, а также иных требований по вопросам привлечения денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, установленных нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченного органа, если до истечения такого срока лицом, привлекающим денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, не были устранены указанные в предписании нарушения;

2) выявление в ходе проведения анализа ежеквартальной отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, бухгалтерской отчетности (в том числе годовой), составленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и (или) проектной декларации признаков нарушения обязательных требований, установленных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;

3) поступление в контролирующий орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" о фактах нарушений требований настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа, актов органов местного самоуправления;

    3.1) отклонение застройщика от примерного графика реализации проекта строительства на шесть и более месяцев;

    4) приказ (распоряжение) руководителя (заместителя руководителя) контролирующего органа о проведении внеплановой проверки, изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае выявления нарушений обязательных требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

    5) требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

    Согласно части 12 указанной выше статьи внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в п. 4 ч. 11 настоящей статьи, может быть проведена контролирующим органом незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном ч. 12 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ.

На основании распоряжения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от <Дата> <№>р проведена внеплановая проверка ЗАО «Стройинтерсервис», основанием проведения которой является проверка выполнения предписания (л.д. 228- 231 тома 1). По итогам проведения проверки составлен акт проверки <№> от <Дата> (л.д. 228-236 тома 1).

Суду административным ответчиком представлены доказательства проведения внеплановых проверок: с <Дата> по <Дата> (л.д. 30-54 тома 2), с <Дата> по <Дата> (л.д. 55-73 тома 2).

По итогам проведения плановых и внеплановых проверок в адрес ЗАО «Стройинтерсервис» выносились предписания об устранении нарушений законодательства РФ. Кроме того, должностные лица ЗАО «Стройинтерсервис» привлекались к административной ответственности. Каких-либо доказательств, подтверждающих формальный характер проверок, суду не представлено.

По вопросу возобновления строительства многоэтажного жилого дома по адресу: г.<адрес> Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства неоднократно проводились рабочие совещания (л.д. 171-174 тома 1).

Административным истцом не представлены суду доказательства, подтверждающие обязанность Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства в период с 29.03.2011 года по 30.09.2013 года провести иные плановые либо внеплановые проверки.

Доказательств обращений Мирзояна Д.Л. и других дольщиков к административному ответчику в указанный период с заявлениями о нарушении их прав суду не представлено. Каких-либо доказательств, дающих основания признать незаконными действия (бездействия) уполномоченного контрольного государственного органа при проведении проверок, суду также не представлено.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 "О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства", утверждены "Правила представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства" (далее - Правила предоставления отчетности), где также определено, что застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости (далее - уполномоченный орган), отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.

Пунктом 2 Правил предоставления отчетности предусмотрено, что застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства. В состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям N 1-4, справки, представляемые в случаях, установленных названными Правилами, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, АО (ЗАО) «Стройинтерсервис» представило административному ответчику отчетность за 2 квартал 2012 года (л.д. 119-130 тома 2), за 2 квартал 2014 года (л.д. 131-135 тома 2), за 3 квартал 2014 года (л.д. 136-137 тома 2), за 2 квартал 2015 года (л.д. 138 тома 2), за 3 квартал 2015 года (л.д. 139 тома 2), за 4 квартал 2015 года (л.д. 140 тома 2), за 1 квартал 2016 года (л.д. 141 тома 2), за 2 квартал 2016 года (л.д. 142 -149 тома 2).

Согласно п. 6 ч. 6 ст. 23 Федерального закона N 214-ФЗ получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, является правом, а не обязанностью контролирующего органа.

Суд находит несостоятельным и необоснованным довод Мирзояна Д.Л., согласно которому при получении отчетности административный ответчик при запросе иных документов должен был установить факт нецелевого использования денежных средств ЗАО «Стройинтерсервис», поскольку административный ответчик имеет право запрашивать необходимые документы лишь при проведении плановой либо внеплановой проверки.

Довод административного истца о том, что с целью контроля Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства должно было запросить у Центрального банка Российской Федерации информацию о соответствии банка, с которым застройщиком заключен договор поручительства, или страховой организации, с которой застройщиком заключен договор страхования, являются неосновательными, поскольку в рассматриваемый период-с 29.03.2011 года по 30.09.2013 года, обязанность застройщика заключать договоры поручительства или страхования действующим законодательством не предусматривалась.

Каких-либо иных нарушений требований ст.ст. 18, 23 Федерального закона N 214-ФЗ со стороны Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области суду не представлено.

Кроме того, представленное постановление о признании Мирзояна Д.Л. потерпевшим по уголовному делу, а также заключение контрольно-аналитического комитета Саратовской области не подтверждают факт нецелевого использования денежных средств ЗАО «Стройинтерсервис» при строительстве многоквартирного дома. Данное обстоятельство может быть установлено вступившим в законную силу приговором суда.

Таким образом, административным истцом не представлены суду доказательства, подтверждающие тот факт, что недостройка дома и квартиры административного истца являются следствием несоблюдения закона со стороны Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Исходя из вышеизложенного, наличия совокупности двух условий - несоответствия оспариваемых действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца при осуществлении контроля при строительстве многоквартирных домов судом не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В судебном заседании административный истец пояснил, что о бездействии административного ответчика ему стало известно из письма, полученного из Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства 17.03.2017 года (л.д. 64 -65 тома 1). С административным исковым заявлением Мирзоян Д.Л. обратился 31.05.2017 года. Таким образом, суд полагает, что срок на обращение с административным иском о признании незаконным действий (бездействий) административного ответчика Мирзояном Д.Л. не пропущен.

Рассматривая требование административного истца об обязании административного ответчика устранить последствия нарушенных прав путем признания за ним права на получение социальной выплаты и постановки на учет суд приходит к следующему.

Согласно положений ст. 3 Закона Саратовской области от 02.08.2012 года № 122-ЗСО «О защите права на жилище участников строительства многоквартирных домов на территории Саратовской области»:

    1. Социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения предоставляется участникам строительства, которые признаны пострадавшими от действий (бездействия) строительной организации и нуждаются в получении данной социальной выплаты, если такие участники строительства:

    1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

    2) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 14 кв. м;

    3) проживают в помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям;

    4) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеют иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    2. Участник строительства признается пострадавшим от действий (бездействия) строительной организации в случаях:

    1) если вступившее в законную силу судебное решение о понуждении застройщика к исполнению обязательств по предоставлению в собственность гражданина жилого помещения в натуре в объекте строительства либо в ином жилом доме при отселении со строительной площадки или о расторжении договора (о признании договора незаключенным или недействительным) и возврате денежных средств не исполнено в связи с возвращением исполнительного документа в силу отсутствия у застройщика имущества, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными;

    2) если вступившее в законную силу судебное решение о понуждении застройщика к исполнению обязательств по предоставлению в собственность гражданина жилого помещения в натуре в объекте строительства либо в ином жилом доме при отселении со строительной площадки или о расторжении договора (о признании договора незаключенным или недействительным) и возврате денежных средств не исполнено или исполнено в части в связи с признанием застройщика банкротом после завершения процедуры конкурсного производства;

    3) если заключенное мировое соглашение, утвержденное вступившим в законную силу определением суда о предоставлении в собственность гражданина жилого помещения в натуре в объекте строительства либо в ином жилом доме при отселении со строительной площадки или о расторжении договора (о признании договора незаключенным или недействительным) и возврате денежных средств, не исполнено или исполнено в части в связи с: а) возвращением исполнительного документа в силу отсутствия у застройщика имущества, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными; б) признанием застройщика банкротом после завершения процедуры конкурсного производства.

    В силу ч. 3 указанной статьи (в редакции от 28.04.2015 года) участники строительства для признания их нуждающимися в получении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения и постановки их на учет представляют в уполномоченный орган исполнительной власти области в сфере строительства (далее - уполномоченный орган) следующие документы:

    1) заявление, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи, по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону;

    2) документ, удостоверяющий личность заявителя, копии документов, удостоверяющих личность всех членов его семьи;

    3) документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака, свидетельство о рождении, копию вступившего в законную силу решения соответствующего суда о признании гражданина членом семьи участника строительства - при наличии такого решения);

    4) документы, подтверждающие право собственности на жилые помещения, право собственности на которые не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (в случае наличия таких жилых помещений у заявителя и (или) членов его семьи);

    5) копию вступившего в законную силу судебного решения об установлении места жительства заявителя или заявителя и членов его семьи в случае отсутствия у указанных лиц регистрации по месту жительства;

    5.3) документ, подтверждающий наличие тяжелой формы хронического заболевания (в случае, установленном пунктом 4 части 1 настоящей статьи);

    6) копию вступившего в законную силу судебного решения о понуждении застройщика к исполнению обязательств по предоставлению в собственность гражданина жилого помещения в натуре в объекте строительства либо в ином жилом доме при отселении со строительной площадки или о расторжении договора (о признании договора незаключенным или недействительным) и возврате денежных средств;

    7) договор, предусматривающий передачу жилого помещения;

    8) исполнительный лист, выданный на основании судебного решения либо мирового соглашения, утвержденного вступившим в законную силу определением суда, и не исполненный в силу отсутствия у застройщика имущества, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными (в случаях, предусмотренных пунктом 1, подпунктом "а" пункта 3 части 2 настоящей статьи);

    9) копию определения арбитражного суда о завершении процедуры конкурсного производства в отношении застройщика и заверенную в установленном порядке выписку из реестра требований кредиторов, представленного в арбитражный суд одновременно с отчетом конкурсного управляющего, с указанием размера погашенных требований заявителя (в случаях, предусмотренных пунктом 2, подпунктом "б" пункта 3 части 2 настоящей статьи);

    10) мировое соглашение, утвержденное вступившим в законную силу определением суда о предоставлении в собственность гражданина жилого помещения в натуре в объекте строительства либо в ином жилом доме при отселении со строительной площадки или о расторжении договора (о признании договора незаключенным или недействительным) и возврате денежных средств (в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 2 настоящей статьи);

    11) копию определения арбитражного суда о включении в реестр требований кредиторов требования участника строительства о передаче ему денежных средств (в случаях, предусмотренных пунктом 2, подпунктом "б" пункта 3 части 2 настоящей статьи);

1    12) договор социального найма жилого помещения или договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (в случае, если заявитель и (или) члены его семьи занимают такие жилые помещения) либо их копии.

    Административным истцом представлено его электронное обращение в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, из содержания которого следует, что Мирзоян Д.Л. просит разъяснить возможность в рамках госпрограмм решить вопрос обеспечения молодой семьи доступным жильем в короткий срок (л.д. 237 тома 1).

Доказательств направления в адрес административного ответчика заявления в установленной форме с приложением необходимого пакета документов суду не представлено.

Суду представлены заявления Мирзояна Д.Л. о постановке на учет для предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения с отметкой о принятии Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства 07.06.2017 года, 14.06.2017 года с приложением (л.д. л.д. 144-148 тома 1, 150- 185 тома 2). Указанные заявления не подтверждает юридически значимых обстоятельств по делу, поскольку срок их рассмотрения административным ответчиком составляет 30 дней (ст. 52 ЖК РФ) и на момент вынесения суда указанный срок не истек.

Таким образом, в удовлетворении административных исковых требований Мирзояна Д.Л. об обязании административного ответчика устранить последствия нарушенных прав путем признания права на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения и постановки на такой учет надлежит отказать.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

    в удовлетворении исковых требований Мирзояна Д. Л. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконными действий (бездействий) уполномоченного контрольного государственного органа - отказать.

    Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г. Саратова в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения

    Мотивированное решение изготовлено 07.07.2017 года.

Судья                          О.А. Асмолова


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда о понуждении к демонтажу системы кондиционирования

прокурора Кировского района г. Саратова в интересах субъекта Российской Федерации – Саратовской области обратился в суд с иском к Индивидуальному предпринимателю Поповой И. Н. с требованиями о понуждении к демонтажу системы кондиционирования.В обо...

Решение суда о признании информации запрещенной к распространению на территории РФ

Заместитель прокурора Волжского района г. Саратова обратился в Волжский районный суд г. Саратова с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в соответствии с которым просит признать информацию, содержащуюся в сети Интернет на сайтах http:/...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru