Решение суда о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда № 2-3148/2017 ~ М-2537/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июня 2017 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Германовой С.В.,

при секретаре Евсеевой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО2 в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к Администрации городского округа Тольятти о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда,

УСТАНОВИЛ:

Истец – ФИО2 обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Тольятти, о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, ссылаясь на следующее.

Несовершеннолетний ФИО1 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и находится под попечительством истца на основании договора о приемной семье.

Распоряжением заместителя мэра городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-р/5, истцу отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда на основании ч. 3 ст. 4 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. №135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории <адрес>» - в связи с отсутствием постоянной регистрации по месту жительства на территории <адрес>.

Истец просит суд обязать Администрацию городского округа Тольятти включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда со дня подачи заявления – ДД.ММ.ГГГГ.

Истец в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме.

Представитель ответчика – Администрации городского округа Тольятти ФИО4, действующая на основании доверенности, иск не признала, утверждая, что в настоящее время ФИО1 имеет лишь временную регистрацию по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, где проживает с истцом ФИО2 и ее супругом ФИО5; не имеется законных оснований для включения ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы сторон, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (статья 2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты - статья 7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18) на основе конституционного равноправия (статья 19, части 1 и 2), где достоинство личности охраняется государством и запрещается унижающее человеческое достоинство обращение (статья 21, части 1 и 2), обеспечивается право каждого на жилище (статья 40, части 1 и 3), а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, части 2 и 3).

В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

На основании ч. 2 ст. 1 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. №135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» (принят Самарской Губернской Думой 20.12.2012) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, указанными в части 1 настоящей статьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - государственные полномочия).

Согласно п.3 ст. 4 указанного Закона от 28.12.2012 г. №135-ГД, решение об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список принимается в случае отсутствия предусмотренных действующим законодательством оснований для включения в список. Решение органа местного самоуправления об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список может быть обжаловано заинтересованными лицами в суде. В случае признания соответствующего решения незаконным в судебном порядке орган местного самоуправления принимает решение о включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список в порядке очередности в зависимости от первоначальной даты подачи заявления.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет.

На основании п.3 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законно субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В соответствии с п.9. ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст.92 ЖК РФ).

Обеспечение жильем указанной категории граждан осуществляют органы местного самоуправления в рамках переданных им государственных полномочий в соответствии с п. п. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ, ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Самарской области от 24.10.2006 г. №115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

На основании ст. 5, п.8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. №135-ФЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.

Организация финансирования и расходования средств областного бюджета, предусмотренных на исполнение расходных обязательств мэрии городского округа Тольятти, возникающих при выполнении государственных полномочий Самарской области по формированию специализированного жилищного фонда, в части включения в него жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей осуществляется за счет совместных действий Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области и мэрии городского округа Тольятти.

При этом, исходя из ст. 4 и ст. 16 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. №135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и - детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», мэрия городского округа Тольятти осуществляет полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Министерство для получения субвенций из областного бюджета.

Обеспечение жилыми помещениями указанной категории лиц производится в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении в список нуждающихся в жилых помещениях.

Из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, - на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством № о регистрации по месту пребывания.

Стороны не оспаривают, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.

Ответчик в обоснование своих доводов указал, что законные основания включения ФИО1 в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, не имеются в виду отсутствия постоянной регистрации по месту жительства на территории г.о.Тольятти.

Вместе с тем суд не принимает во внимание доводы ответчика о необходимости отказа в иске по основаниям того, что ФИО1 лишь временно (а не постоянно) зарегистрирован в <адрес> по месту пребывания, по следующим основаниям.

В настоящее время постоянным и преимущественным местом жительства истца является следующий адрес: <адрес>, в соответствии со ст. 40 Конституции РФ и ст. 20 ГК РФ.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО2 обратилась к ответчику - в жилищный отдел Администрации городского округа Тольятти с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Распоряжением заместителя главы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-р/5 истцу ФИО2 отказано во включении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда на основании п. 2 ч. 3 ст. 4 Закона Самарской области от 28.12.2012 года №135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» - в связи с отсутствием предусмотренных действующим законодательством оснований для включения в список.

Заочным решением Сызранского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО1 – ФИО6 лишена родительских прав в отношении сына.

В свидетельстве о рождении от ДД.ММ.ГГГГ II-ЕР № в графе «отец» ФИО1 прочерк.

На основании постановления администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, над несовершеннолетним ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена опека ФИО2 и ФИО5 на возмездной основе и ФИО1 определен в приемную семью.

Согласно выписке из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства № о регистрации по месту пребывания несовершеннолетний ФИО1 зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением главы Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № за несовершеннолетним ФИО1 закреплено жилое помещение – 1 комната жилой площадью 9,4 кв.м. по адресу: <адрес>.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ № Сызранского филиала ГУП <адрес> «Центр технической инвентаризации» следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории <адрес> недвижимости не имеет, правовая регистрация не осуществлялась.

Из сообщения управления семьи, опеки и попечительства Администрации г.о.Сызрань от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в городском округе Сызрань ФИО1 не состоит, жилым помещением по договору найма специализированного жилья, специальной выплатой на приобретение жилого помещения на территории городского округа Сызрань не обеспечивался. Попечитель несовершеннолетнего ФИО1 с заявлением и документами в порядке, предусмотренном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД, в Управление семьи, опеки и попечительства Администрации г.о.Сызрань, не обращался.

Согласно сведений Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, сведения об объектах недвижимого имущества в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>, зарегистрированных на ФИО1, отсутствуют.

Таким образом, в настоящее время ФИО1 проживает по адресу: <адрес>, где зарегистрирован по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ФИО1 жильем не обеспечен, свое право на обеспечение жилья не реализовал.

Следовательно, в соответствии с Законом Самарской области от 28.12.2012 г. №135-ГД ФИО1 имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда.

При этом, ответчик, отказывая истцу во включении в список по причине отсутствия постоянной регистрации в <адрес> нарушает права несовершеннолетнего, поскольку регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

На основании изложенного, в силу статей 11, 12 ГК РФ нарушенные права подлежат восстановлению в судебном порядке - посредством обязания ответчика включить ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда с даты подачи заявления (с ДД.ММ.ГГГГ).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Иск удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа Тольятти включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда.

Судья                                     С.В.Германова


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ЖИЛИЩНЫМ СПОРАМ

Решение суда о признании утратившим право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета

ФИО3 обратилась в суд с иском к ФИО2 о признании утратившим право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета.В судебном заседании истец исковые требования поддержала, пояснив, что является собственником жилого помещения по адре...

Решение суда о признании неприобретшим право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета

Веснина О.В. обратилась с иском к Весниной Н.О. о признании ответчика неприобретшим право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета.В судебном заседании истец исковые требования поддержала, суду пояснила, что является собственн...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru