Решение суда о признании противоречащими закону пункта договора пожизненной ренты, изменении условий договора ренты, возмещении ущерба, компенсации морального вреда, изменении порядка получения ренты, возмещении расходов по уплате государственной пошлины № 2-1549/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«15» июня 2017 года                          гор. Владивосток

Первореченский районный суд гор. Владивостока Приморского края в составе: председательствующего судьи      Смадыч Т.В.

при секретаре ФИО4,

с участием истца ФИО2, представителя ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к <данные изъяты> о признании противоречащими закону пункта договора пожизненной ренты, изменении условий договора ренты, возмещении ущерба, компенсации морального вреда, изменении порядка получения ренты, возмещении расходов по уплате государственной пошлины,

УСТАНОВИЛ:

    Истец ФИО2 обратился с иском в суд указав, что 13.10.2010 между ним и ответчиком был заключен договор пожизненной ренты, в соответствии с которым <данные изъяты> получило в собственность комнату истца и обязалось выплачивать ему ренту на весь период его жизни. Согласно п.15 договора расходы по оплате коммунальных услуг и потребленной электроэнергии, расходов по обслуживанию жилого помещения оплачивает получатель ренты. При подписании договора пожизненной ренты с <данные изъяты> ответчик и нотариус, удостоверивший договор, не проинформировали его о положениях ст. 153 ЖК РФ, обязывающей собственника жилого помещения производить плату за жилье и иные коммунальные платежи.

О нарушении своих прав ему стало известно только в мае 2016 года, из средств массовой информации. Обратившись в «<данные изъяты> ФИО2 получил подтверждение специалиста, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 ст. 169 ЖК РФ.

На основании изложенного просит:

- считать п. 15 договора пожизненной ренты от 13.10.2010 г., заключенный между ним и ответчиком, не имеющим юридической силы ввиду противоречия с момента составления данного договора закону, действовавшему на момент совершения сделки;

- изменить содержание п. 15 договора пожизненной ренты от 13.10.2010 г., изложив его в следующей редакции: обязанности по оплате жилья и других коммунальных услуг возложить на собственника жилья, т.е. на <данные изъяты>

- обязать ответчика возместить причиненный ему ущерб в размере 76 973,36 рублей;

- компенсировать моральный вред в размере 6 000 рублей;

- взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 200 рублей.

В судебном заседании, истец уточнил исковые требования, увеличив размер предъявленного ко взысканию ущерба до 80 000 руб., дополнительно просил установить иной порядок получения рентных платежей, а именно, производить перечисление платежей через <данные изъяты> на его сберкнижку.

В судебном заседании представитель ответчика Чернозатонский З.И. возражал против удовлетворения исковых требований истца, пояснив, что ни один из пунктов договора пожизненной ренты, заключенный между истцом и ООО «Добродея» не противоречит законодательству. Каждый пункт был согласован с истцом.

Считает, что, после составления договора ренты и регистрации права собственности <данные изъяты> на 1 комнату № в 2-х комнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежавшей ранее на праве собственности ФИО2, истец фактически стал являться нанимателем жилого помещения, в связи с чем, согласно ст. 678 ГК РФ, обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи. Также пояснил, что ФИО2 является залогодержателем комнаты по договору, а договор пожизненной ренты на данный момент является действующим, соответственно, не исполненным, в связи с чем, <данные изъяты> нельзя назвать собственником комнаты в полной мере. При рыночной стоимости данной комнаты, около 1 000 000,00 рублей, ООО «Добродея» уже выплатило около 700 000,00 рублей рентных платежей. На этом основании просит в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказать.

Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.

Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон (ст. 422 ГК РФ).

В силу ст. 583 ГК РФ по договору ренты одна сторона (получатель ренты) передает другой стороне (плательщику ренты) в собственность имущество, а плательщик ренты обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю ренту в виде определенной денежной суммы либо предоставления средств на его содержание в иной форме.

По договору ренты допускается установление обязанности выплачивать ренту на срок жизни получателя ренты (пожизненная рента).

Как установлено в судебном заседании, 13.10.2010 года между истцом и <данные изъяты> в лице директора ФИО1 заключен договор пожизненной ренты, по условиям которого получатель ренты – ФИО2 передает бесплатно в собственность плательщика ренты <данные изъяты> под выплату пожизненной ренты 1 комнату № площадью 12 кв.м. и 35/100 долей в праве общей собственности на места общего пользования в 2-комнатной коммунальной квартире площадью 34,40 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>

Плательщик ренты принимает указанную в договоре комнату и обязуется выплачивать получателю ренты на весь период жизни последнего ренту в сумме 3 300 (три тысячи триста) рублей ежемесячно с последующей индексацией названной суммы пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда. Также могут быть учтены и другие показатели, в том числе рыночная стоимость жилья, уровень инфляции, минимальный размер пенсии, другие показатели экономической ситуации в РФ (п. 4 договора).

Получатель ренты в обеспечение обязательства плательщика ренты приобретает право залога на комнату, переданную под выплату ренты (п. 5 договора).

Пунктом 15 названного договора стороны установили, что оплату коммунальных услуг и потребленной электроэнергии, расходов по обслуживанию жилого дома по отчуждаемой комнате оплачивает получатель ренты согласно счетам коммунальных служб.

Заключенный между сторонами договор пожизненной ренты от 13.10.2010 года удостоверен нотариально.

Согласно п. 17 названного договора содержание, смысл и его значение, а также все представленные сторонами документы, зачитаны нотариусом вслух, разъяснены и им понятны. Содержание ст.ст. 209, 213, 346, 556, 585-588, 596-600 ГК РФ нотариусом разъяснены сторонам и им понятны, правовые последствия заключаемого договора им известны.

В силу п. 18 договора стороны подтверждают, что не лишены дееспособности, не состоят под опекой и попечительством, не страдают заболеваниями, препятствующими осознать суть договора, а также сообщают об отсутствии обстоятельств, вынуждающих их заключить договор на указанных в нем условиях, которые не являются для них крайне невыгодными, и иных обстоятельствах, не позволяющих им заключить договор вовсе.

25.11.2010 года, договор пожизненной ренты от 13.10.2010 года был зарегистрирован в Управлении Росреестра по Приморскому краю.

Фактически при подаче иска в суд и поддержании его в ходе разбирательства дела истец ссылался на ничтожность п. 15 заключенного с ответчиком договора пожизненной ренты от 13.10.2010 г. ввиду его противоречия положениям ст. 153 ЖК РФ.

Согласно ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Статьей 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Согласно требованиям ст. 168 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) сделка, не соответствующая требованиям закона, является ничтожной.

Согласно ст. 153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 ЖК РФ.

Право собственности на 1 комнату в 2-комнатной коммунальной квартире площадью 34,40 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> перешло к <данные изъяты> согласно свидетельства о государственной регистрации права серия № - 25.11.2010 года.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 25) договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.

Таким образом, суд приходит к выводу, что п. 15 Договора пожизненной ренты, заключенного 13.10.2010 между истцом и ответчиком, подлежит изменению, как противоречащий содержанию соответствующего условия предписания закона.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

исковые требования ФИО2 - удовлетворить.

Признать п. 15 Договора пожизненной ренты, заключенного 13.10.2010 между ФИО2 и <данные изъяты> не соответствующим законодательству.

Обязать <данные изъяты> внести изменения в договор пожизненной ренты, изложив п. 15 в следующей редакции: оплата коммунальных услуг и потребленной электроэнергии, расходов по обслуживанию жилого дома по отчуждаемой комнате оплачивает плательщик ренты согласно счетам коммунальных услуг.

Взыскать с <данные изъяты> денежный ущерб в сумме 80 000 руб.

Взыскать с <данные изъяты> компенсацию морального вреда в размере 6 000 рублей.

Взыскать с <данные изъяты> расходы на оплату государственной пошлины в размере 3 200 рублей.

Установить иной порядок получения рентных платежей, путем зачисления на расчетный счет ФИО2, открытый в <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Первореченский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 19.06.2017.


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда о взыскании излишне полученной пенсии

истец обратился в суд с иском к ФИО1, указав, что на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 22.09.2015 № года и приказа командующего Тихоокеанским флотом от 29.10.2015 № ФИО1 досрочно уволен с военной службы с зачислением в зап...

Решение суда о взыскании задолженности по материальному обеспечению лица из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей

Прокурор обратился в суд с иском ФГБОУ ВПО «Дальрыбвтуз», Федеральному агентству по рыболовству о возложении обязанности по материальному обеспечению лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указав, что в результате п...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru