Решение суда о признании действий незаконными, возложении обязанности № 2а-1119/2017 ~ М-744/2017

Дело №а-1119/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 мая 2017 г. <адрес>

Первомайский районный суд <адрес> края в составе:

председательствующего судьи Лысенко Е.А.,

при секретаре ФИО4,

с участием представителя административного истца ФИО2 ФИО6, представителя заинтересованного лица администрации <адрес> ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании действий незаконными, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании действий незаконными, возложении обязанности, указывая, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 600 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, назначение: под индивидуальное жилищное строительство. Право собственности на указанный земельный участок приобретено на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, переход права собственности зарегистрирован в установленном законом порядке. ДД.ММ.ГГГГ им получено уведомление о государственной регистрации ограничения (обременения) права от ДД.ММ.ГГГГ № о государственной регистрации постоянного публичного сервитута в интересах местного самоуправления на часть земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, общей площадью 55 кв. м, установленного в целях прохода и проезда, ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей. Пунктом 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей на дату проведенной государственной регистрации сервитута) установлено, что государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Однако он с соответствующим заявлением о государственной регистрации названного сервитута в орган по государственной регистрации не обращался, соглашения о сервитуте с третьими лицами, включая органы местного самоуправления, не заключал. Административный ответчик письмом от ДД.ММ.ГГГГ № сообщил ему, что названный публичный сервитут зарегистрирован в соответствии с заявлением муниципального образования <адрес> на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении постоянного публичного сервитута». Административным ответчиком фактически признано, что государственная регистрация сервитута произведена в нарушение положений ст. 27 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ввиду отсутствия соответствующего заявления правообладателя земельного участка. Полагает, что административным ответчиком нарушена процедура государственной регистрации сервитута. Сохранение государственной регистрации названного обременения нарушает его права как собственника земельного участка, осуществлена с нарушением закона. Просит суд признать действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> по государственной регистрации ограничения (обременения) права: постоянного публичного сервитута в интересах местного самоуправления, местного населения на часть земельного участка, с кадастровым номером №, площадью 55 кв. м, расположенного по адресу: местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир земельный участок. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в целях прохода и проезда через земельный участок с кадастровым номером №, ремонта коммунальных инженерных, электрических и других линий и сетей, незаконными. Аннулировать и исключить из единого государственного реестра недвижимости запись о государственной регистрации ограничения (обременения) права: постоянного публичного сервитута в интересах местного самоуправления, местного населения на часть земельного участка, с кадастровым номером №, площадью 55 кв. м, расположенного по адресу: местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир земельный участок. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в целях прохода и проезда через земельный участок с кадастровым номером №, ремонта коммунальных инженерных, электрических и других линий и сетей.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация <адрес>.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель административного истца уточнил заявленные требования, просил суд обязать административного ответчика аннулировать и исключить из единого государственного реестра недвижимости запись о государственной регистрации ограничения (обременения) права – постоянного публичного сервитута.

В судебном заседании представитель административного истца поддержал административный иск, дополнительно суду пояснив, что публичные слушания по установлению публичного сервитута проводились в отношении земельного участка площадью 54,6 кв. м, следовательно, государственная регистрация публичного сервитута площадью 55 кв. м. произведена неправомерно.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации <адрес> возражал против удовлетворения административного иска, суду пояснив, что государственным регистратором проведена правовая экспертиза документов, оснований для отказа не было. Кроме этого, указал на то, что на земельном участке, принадлежащем ФИО2, инженерные сети уже имеются, линия построена в 2000-х годах. Просит в удовлетворении административного иска отказать.

Согласно возражениям представителя административного ответчика ДД.ММ.ГГГГ в Управление поступило заявление представителя муниципального образования <адрес> о государственной регистрации постоянного публичного сервитута в интересах местного самоуправления, местного населения в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью 54,6 кв. м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир земельный участок. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. В качестве документа – основания для государственную регистрацию представлено постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении постоянного публичного сервитута». В рамках проведения правовой экспертизы, предусмотренной ст. 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственным регистратором установлено, что спорный сервитут установлен по результатам проведения публичных слушаний, регламентированных постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении общественных слушаний в целях установления постоянного публичного сервитута», с учетом протокола общественных слушаний в целях установления постоянного публичного сервитута от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ Управлением зарегистрировано ограничение (обременение) права в виде постоянного публичного сервитута в интересах местного самоуправления, местного населения в отношении части земельного участка с кадастровым номером № площадью 54,6 кв. м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир земельный участок. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Запись о прекращении сервитута подлежит государственной регистрации, как и запись о его установлении (регистрации), в случаях прекращения срока действия сервитута, определенного соглашением сторон об установлении сервитута или актом органа государственной власти, местного самоуправления, которыми установлен сервитут, вступления в законную силу решения суда о признании недействительным соглашения об установлении сервитута или акта органа государственной власти, местного самоуправления, которыми он установлен; вступления в законную силу решения суда о прекращении установленного сервитута; срочные сервитуты, для которых установлен срок действия, прекращаются по окончании соответствующего срока. Основания прекращения как публичного, так и частного сервитута едины: это либо минование потребности в нем, либо невозможность для собственника (землевладельца, землепользователя) осуществлять использование обремененного сервитутом земельного участка в соответствии с его назначением. Для отмены публичного сервитута необходимо принятие соответствующего акта, поскольку устанавливается публичный сервитут в соответствии с п. 2 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации законом или иным нормативным правовым актом. Все действия Управления соответствовали действующему законодательству Российской Федерации, государственная регистрация ограничения (обременения) права проведена законно и обоснованно. Считает, что имеется спор о праве, принятый судебный акт затронет права и интересы администрации <адрес> как лица, постановившего нормативный правовой акт, послуживший основанием для проведения государственной регистрации. Просит суд заменить ненадлежащего ответчика надлежащим.

В судебное заседание не явились административный истец, представитель административного ответчика, извещены судом о дате и времени судебного разбирательства. Представитель административного ответчика просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии со ст. 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, представителя заинтересованного лица администрации <адрес>, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено и подтверждается представленными материалами, что ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 600 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> зарегистрировано ограничение (обременение) права в виде постоянного публичного сервитута в интересах местного самоуправления, местного населения в отношении части земельного участка с кадастровым номером № площадью 55 кв. м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир земельный участок. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей на дату проведенной государственной регистрации сервитута) установлено, что государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте.

Однако в судебном заседании установлено, что заявления собственника земельного участка о государственной регистрации сервитута не подавалось, соглашения о сервитуте не имеется.

Таким образом, государственная регистрация публичного сервитута проведена с нарушением действующего законодательства.

Кроме этого, заслуживают внимание доводы административного истца о том, что общественные слушания в отношении установления публичного сервитута на часть земельного участка, с кадастровым номером №, площадью 55 кв. м, расположенного по адресу: местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир земельный участок. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в целях прохода и проезда через земельный участок с кадастровым номером №, ремонта коммунальных инженерных, электрических и других линий и сетей не проводились.

В силу ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Однако общественные слушания проводились в целях установления публичного сервитута на части земельного участка с кадастровым номером 25:28:050086:52, площадью 54,6 кв. м (постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении общественных слушаний в целях установления постоянного публичного сервитута»).

Результатов общественных слушаний в отношении установления публичного сервитута на часть земельного участка, с кадастровым номером 25:28:050086:52, площадью 55 кв. м не имелось, что не учтено государственным регистратором при проведении правовой экспертизы.

Суд приходит к выводу, что государственная регистрация ограничения (обременения) права земельного участка с кадастровым номером 25:28:050086:52, осуществленная не в соответствии с требованиями действующего законодательства, нарушает права административного истца как собственника данного земельного участка.

При таких обстоятельствах у суда имеются основания для удовлетворения административного иска.

Суд полагает, что возложение обязанности на административного ответчика аннулировать и исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о государственной регистрации ограничения (обременения) права: постоянного публичного сервитута в интересах местного самоуправления, местного населения на часть земельного участка, с кадастровым номером №, площадью 55 кв. м, расположенного по адресу: местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир земельный участок. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в целях прохода и проезда через земельный участок с кадастровым номером №, ремонта коммунальных инженерных, электрических и других линий и сетей, устранит допущенное нарушение прав административного истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Удовлетворить административное исковое заявление ФИО2.

Признать действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> по государственной регистрации ограничения (обременения) права: постоянного публичного сервитута в интересах местного самоуправления, местного населения на часть земельного участка, с кадастровым номером №, площадью 55 кв. м, расположенного по адресу: местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир земельный участок. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в целях прохода и проезда через земельный участок с кадастровым номером №, ремонта коммунальных инженерных, электрических и других линий и сетей, незаконными.

Возложить обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> аннулировать и исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о государственной регистрации ограничения (обременения) права: постоянного публичного сервитута в интересах местного самоуправления, местного населения на часть земельного участка, с кадастровым номером №, площадью 55 кв. м, расположенного по адресу: местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир земельный участок. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в целях прохода и проезда через земельный участок с кадастровым номером №, ремонта коммунальных инженерных, электрических и других линий и сетей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Первомайский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Е.А. Лысенко

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда о взыскании страхового возмещения в порядке суброгации

Открытое акционерное общество «Альфа Страхование» обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО2 о взыскании страхового возмещения в порядке суброгации, указывая в обоснование заявленных требований, что дд.мм.гггг в г. Артёме произошло дорожно-транс...

Решение суда о сотрудничестве недействительным, применения последствий недействительности ничтожной сделки, взыскании суммы

ФИО3 обратился в суд с иском к ответчикам, указав в обоснование своих требований, что дд.мм.гггг между сторонами был заключен договор о сотрудничестве, согласно которому истец должен был сделать вложения в бизнес ответчика в размере 200000 руб., а...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru