Решение суда об учредителе № 2а-3818/2017 ~ М-3214/2017

Дело № 2а-3818/2017 Мотивированное решение изготовлено 20.06.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июня 2017 г. г. Екатеринбург

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Капралова В.Р., при секретаре Рамзаевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тантана Р.К. к Главному управлению Министерства Юстиции Российской Федерации по Свердловской области об оспаривании отказа во внесении сведений об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц записи об учредителе,

УСТАНОВИЛ:

Тантан Р.К. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование которого указал, что на основании протокола № б/н заседания совета учредителей местной религиозной организации «Свидетели Иеговы в г. Серове» от 01.02.2009 г. он был исключен из состава учредителей данной религиозной организации. После выхода из состава учредителей религиозной организации он никаких контактов с указанной религиозной организацией не поддерживает, информации об исполнении религиозной организацией обязанности информировать орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации, о выбытии из нее учредителя как члена (участника) не имеет. 09 декабря 2015 г. он обратился в Главное Управление Министерства юстиции РФ по Свердловской области с заявлением об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц сведений o нем, как учредителе местной религиозной организации. На указанное заявление Управлением Министерства юстиции РФ по Свердловской области был дан отрицательный ответ № *** от 25.01.2016. 01 августа 2016 г. он подал повторное обращение. На указанное обращение от Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области получен ответ № *** от 10.08.2016 г., содержащий отказ на том основании, что действующим законодательством сведения о выходе учредителя из религиозной организации внесению в Единый государственный реестр юридических лиц не подлежат. Указанным ответом подтвержден юридический факт его выхода из состава учредителей религиозной организации. Отказ во внесении сведений о его выходе из состава учредителей в ЕГРЮЛ нарушает его права, поскольку наличие сведений о нем, как учредителе данной организации, препятствуют осуществлению гражданской службы в связи с имеющимися ограничениями, установленными Федеральными законами.

На основании изложенного административный истец просит обязать административного ответчика исключить из ЕГРЮЛ запись о нем, как учредителе местной религиозной организации «Свидетели Иеговы в г. Серове».

Стороны в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом и в срок.

Также о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информации на интернет-сайте Кировского районного суда г. Екатеринбурга.

В письменных заявлениях стороны просят рассмотреть дело в их отсутствие (л.д.40, 72).

При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца и административного ответчика по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав представленные суду документы, материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу требований ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, сформированной по состоянию на 09.06.2017, в качестве учредителей Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы «Серов» (ОГРН ***) указан в том числе Тантан Р.К. (л.д.42-47).

Согласно протоколу № б/н Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы «Серов» от 01.02.2009 на заседании совета учредителей принято решение о выводе Тантана Р.К. из совета учредителей (л.д.13).

В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Таким образом, для признания оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Из материалов дела следует, что Тантан Р.К. неоднократно обращался в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области по вопросу внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц о составе учредителей, а именно о его выводе из совета учредителей Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы «Серов» (л.д.7-12).

Письмом Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области от 10.08.2016 в удовлетворении заявления Тантана Р.К. отказано со ссылкой на то, что сведения о выходе учредителя из религиозной организации внесению в Единый государственный реестр юридических лиц не подлежат (л.д.11-12).

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что обжалуемый административным истцом отказ в принятии решения об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц записи о Тантане Р.К., как учредителе религиозной организации, является законным и обоснованным, поскольку предусмотренных законом оснований для принятия положительного решения по заявлению не имелось.

Так, согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в частности, такие сведения и документы о юридическом лице, как сведения об учредителях (участниках) юридического лица.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» учредителями религиозной организации являются граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет и соответственно принявшие решение о ее учреждении.

Согласно п. 9 ст. 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозная организация обязана информировать орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Решение о направлении соответствующих документов в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральный орган исполнительной власти принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации религиозной организации.

Государственная регистрация изменений состава учредителей (участников) религиозной организации нормативными актами не предусмотрена.

Не предусмотрена такая возможность и п. 3 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (введен Федеральным законом от 31.01.2016 N 7-ФЗ), где указаны конкретные организационно-правовые формы организаций, имеющих на это право.

Исходя из положений ст. ст. 9, 10 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" учредителями религиозной организации являются лица, принявшие решение об ее учреждении, утверждении устава, формировании органов управления.

По смыслу приведенных положений закона, сведения об учредителях религиозной организации представляются в орган, принимающий решение о регистрации религиозной организации при ее создании, внесение же в последующем изменений в указанные сведения действующим законодательством не предусмотрено. Положения п. 9 ст. 8 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" возлагают на религиозную организацию обязанность информировать орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации, о выбытии из нее учредителя как члена (участника) организации.

Применительно к религиозным организациям установлено, что особенности их правового положения, создания, реорганизации, ликвидации и управления ими определяются федеральным законом о религиозных объединениях (п. 4 ст. 6 Закона о некоммерческих организациях). Одновременно Законом о некоммерческих организациях исключается применение к религиозным организациям общих положений данного Закона о создании, государственной регистрации, реорганизации, преобразовании, ликвидации некоммерческих организаций, а также по многим другим вопросам деятельности некоммерческих организаций (в том числе требования к учредителям, учредительным документам и внесение в них изменений, органы управления и др.). Такое уточнение, примененное законодателем, можно объяснить попыткой подчеркнуть специфический режим, присущий только религиозной организации как самостоятельной организационно-правовой форме юридического лица.

Таким образом, как следует из вышеуказанных норм, религиозная организация обязана информировать регистрирующий орган об изменении состава учредителей, однако регистрирующий орган лишь принимает эти сведения, но обязанность в их регистрации отсутствует.

Доказательств обратного суду не представлено.

Кроме того, согласно представленным суду сведениям, 03 мая 2017 года в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы «Серов» своей деятельности в связи с ее ликвидацией по решению Верховного Суда Российской Федерации (л.д.70, 71).

При таких обстоятельствах совокупность необходимых условий, предусмотренных ст. 227 КАС РФ, для удовлетворения требований заявителя отсутствует, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований административного истца не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении административного искового заявления Тантана Р.К. к Главному управлению Министерства Юстиции Российской Федерации по Свердловской области об оспаривании отказа во внесении сведений об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц записи об учредителе отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.Р. Капралов


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда об оспаривании отказа в предоставлении материалов проверки

Подоплелов С.П. обратился в суд с административным иском к УМВД России по г.Екатеринбургу об оспаривании отказа в предоставлении материалов проверки сообщения АСО «МетЛайф», с понуждением предоставить данные материалы для ознакомления.В обосновани...

Решение суда об оспаривании бездействия

Албычев В.С. с учетом уточнения, обратился в суд с административным иском к Министерству здравоохранения по области о понуждении незамедлительно обеспечить закупку жизненного необходимого препарата «Секукинумаб» на весь курс лечения в соответствии...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru