Решение суда о признании решения незаконным, возложении обязанности восстановить в реестре граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата № 2-2490/2017

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № ******

в производстве Октябрьского районного суда <адрес>.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Бабкиной Н.А., при секретаре ФИО2, с участием представителя ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации в лице Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, отделению (территориальному <адрес>) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, возложении обязанности восстановить в реестре граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском, в котором просил признать незаконным решение ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в части исключения его из списка кандидатов на получение государственного жилищного сертификата, признать право на получение ГЖС, обязать ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации восстановить в реестре граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат и включить в сводный список граждан-получателей ГЖС по линии Министерства обороны РФ с даты первоначальной постановки на учет.

В обоснование своих исковых требований указал, что проходил воинскую службу по контракту в в/ч № ****** <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, уволен в запас по пп. «б» п. 1 ст. 51 Федерального закона. В период прохождения военной службы был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с последующей постановкой на учет нуждающихся. На дату включения в списки кандидатов на участие в программе «Жилище» на 2002 - 2010 гг. квартира, в которой проживает истец, относилась к ведомственному жилищному фонду и была включена в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации. На дату исключения из списков войсковой части № ****** ФИО1 был включен в список кандидатов на участие в программе ГЖС. Считает, что исключение из списков кандидатов на получение денежных средств незаконно. Право на получение ГЖС возникло до исключения военного городка из перечня закрытых военных городков. Согласно представленным справкам из Управления технической инвентаризации и Росреестра сведения о наличии у истца на праве собственности объектов недвижимости на территории Российской Федерации отсутствуют, права на служебную квартиру не зарегистрированы, указанные документы исследовались по материалам дела № ****** Енисейским районным судом.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие, на иске настаивает.

Представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Ахметзянова Р.Р. в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать, в обоснование своих возражений указала, что при увольнении с военной службы истец не приобрел право на жилищное обеспечение по линии Министерства обороны РФ, исходя из выслуги лет службы и основания увольнения. Поскольку у государства не возникло перед ним обязательств по обеспечению жильем, оснований для признания участником подпрограммы с целью предоставления государственного жилищного сертификата не имеется. Просит в иске отказать.

Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просил, представил возражения на исковое заявление, в которых указал, что ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России с заявленными требованиями не согласно, полагает, что решение ФГКУ «Центррегионжилье» Минобороны России в части исключения ФИО1 из списка кандидатов на получение государственного жилищного сертификата является законным. Поскольку истец был уволен с военной службы в связи с истечением срока контракта о прохождении военной службы (пп. «б» п. 1 ст. 51 ФЗ), календарная выслуга на момент увольнения составила 14 лет 10 месяцев, то к категории лиц, имеющих право на получение социальной выплаты, предусмотренных пп. «а» п. 5 Правил, он отнесен быть не может. Правом на получение такой выплаты в виде государственного жилищного сертификата могут обладать лица, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению их жильем. Факт проживания гражданина на территории закрытого военного городка в течение некоторого количества времени в связи со служебными (трудовыми) отношениями и прекратившим эти отношения по своей инициативе сам по себе не может являться достаточным основанием для предоставления такой выплаты. Необходимым условием для разрешения вопроса может ли быть гражданин отнесен к категории лиц, подлежащих переселению, то есть имеются ли у государства, иных ведомств обязательства по обеспечению его другим жилым помещением, является выяснение вопроса относится ли военный городок к числу закрытых, и по каким причинам гражданин утратил связь с военным ведомством. Истец был уволен с военной службы в связи с истечением срока контракта, документов, подтверждающих о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях не представлено, в связи с чем истец не может быть отнесен к категории лиц, имеющих право на получение сертификата, так как в отношении его у государства в лице ответчиков отсутствуют какие-либо обязательства по обеспечению его жильем.

Представители ответчиков Министерства обороны Российской Федерации в лице Департамента жилищного обеспечения МО РФ, Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, отделения (территориального <адрес>) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, третьего лица войсковой части 14058 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили.

Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 исковых требований в связи со следующим.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы. Пунктом 2 данного Постановления Правительства Российской Федерации предусмотрено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

В Правилах выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных указанным Постановлением в наименовании и пункте 1 слова «2002-2010 годы» заменены словами «2011-2015 годы» (п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******»).

Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******» в наименовании и пунктах 1 и 2 указанных Правил слова «2011 - 2015 годы» заменены словами «2015 - 2020 годы».

В соответствии с подп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 Порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации (утвержден Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******) Право на получение за счет федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, выдаваемым Министерством обороны Российской Федерации в рамках подпрограммы, имеют, в том числе, граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил.

Письмом ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******, ФИО1 сообщено, что ДД.ММ.ГГГГ поступили копии документов на участие в Подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ******, ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Правительства РФ № ******-р «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******-р», подраздел <адрес>, в котором содержался <адрес>, исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков. Переселение граждан из военных городков, которые утратили статус «закрытых» путем реализации государственного жилищного сертификата, действующим законодательством не предусмотрено.

Судом установлено, что ФИО1 проходил военную службу по контракту с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Приказом командующего космическими войсками № ****** от ДД.ММ.ГГГГ уволен с военной службы с зачислением в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы, с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава воинской части. Выслуга лет в календарном исчислении составила 14 лет 10 месяцев.

Как следует из материалов дела, ФИО1 предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес>.

Из изложенного следует, что истец приобрел право пользования служебным жилым помещением на территории закрытого военного городка на период прохождения военной службы.

В то же время в силу положений вышеуказанных Правил это обстоятельство само по себе не является основанием для включения истца в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

Проживание граждан в закрытых военных городках не является самостоятельным основанием для предоставления государственного жилищного сертификата в рамках указанной подпрограммы. Предоставление жилищного сертификата по данному основанию предусмотрено в случае реализации процедуры переселения граждан из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Соответствующая правовая позиция сформулирована в определениях Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******-КГ15-2, от ДД.ММ.ГГГГ N 91-КГ16-2.

Из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ № КАС10-290, следует, что проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, которое связано со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством. Указанные обстоятельства проживания на территории закрытого военного городка имеют правовое значение для лиц, в отношении которых у государства возникли обязательства по обеспечению жилым помещением.

В данном случае истцом доказательств того, что в отношении него инициирована процедура переселения из закрытого военного городка, не представлено. Требований о выселении истца из занимаемого им жилого помещения, расположенного на территории закрытого военного городка, не предъявлено.

Кроме того, не представлено и доказательств того, что истец относится к определенной категории граждан, перед которыми у государства имеются обязательства по обеспечению жилым помещением в случае выселения из занимаемого жилого помещения.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

В период прохождения военной службы военнослужащие имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Из содержания ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» также следует, что предоставляемые Федеральным законом государственные гарантии по обеспечению жилыми помещениями из фондов Министерства обороны Российской Федерации распространяются только на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и совместно проживающих с ними членов их семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

По смыслу вышеприведенных положений закона нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны только военнослужащие, то есть лица, проходящие военную службу по контракту (призыву). Увольнение военнослужащего в запас до постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязанность по постановке на учет и, как следствие, обеспечению жилым помещением у федерального органа исполнительной власти не порождает. Иное противоречило бы положениям п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которым предусмотрены гарантии со стороны государства в предоставлении жилых помещений или выделении денежных средств на их приобретение именно военнослужащим.

Таким образом, право на обеспечение жильем за счет средств Министерства обороны Российской Федерации могло быть приобретено истцом только в случае, если до увольнения с военной службы он был признан нуждающимся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) и принят на соответствующий учет.

При этом, действующая редакция Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (статья 15) не определяет исчисление общей продолжительности военной службы в льготном или календарном порядке.

Понятие «общая продолжительность военной службы» включает в себя одновременно исчисление срока, как в календарном, так и в льготном исчислении.

Из анализа вышеприведенного Закона следует, что существуют понятия общая продолжительность военной службы в льготном исчислении и общая продолжительность военной службы в календарном исчислении.

По смыслу Закона продолжительность военной службы в льготном исчислении учитывается только в трех случаях: - при определении размеров пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы; - при расчете продолжительности основного отпуска военнослужащих; - при исчислении размера процентной надбавки за выслугу лет к денежному довольствию. При предоставлении всех других социальных гарантий и компенсаций военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, в расчет принимается только календарная выслуга лет.

Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», по смыслу пункта 2 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», общая продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все время его военной службы как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу. Определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении. Законодательство Российской Федерации не предусматривает, например, возможности зачета службы в органах внутренних дел в общую продолжительность военной службы для предоставления отпуска по личным обстоятельствам.

Таким образом, определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении.

Учитывая изложенное, поскольку истец прослужил менее 20 лет, уволен с военной службы не по льготному основанию, доказательств признания нуждающимся в жилом помещении в момент прохождения военной службы суду не представил, следовательно, право на предоставление жилого помещения как военнослужащий не приобрел, в настоящий момент связь с Министерством обороны Российской Федерации утрачена, обязательств по обеспечению жильем перед истцом у государства не возникло.

Таким образом, поскольку ФИО1 не относится к категории граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата исключительно по факту проживания в закрытом военном городке, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обоснованно отказало ему в признании участником указанной подпрограммы.

При таких обстоятельствах суд в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказывает.

Учитывая, что в удовлетворении исковых требований отказано, государственная пошлина на основании ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относится на истца.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении иска ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации в лице Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, отделению (территориальному <адрес>) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, возложении обязанности восстановить в реестре граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.

Судья Н.А. Бабкина


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ЖИЛИЩНЫМ СПОРАМ

Решение суда о признании утратившим право пользования жилым помещением

ФИО1 обратилась в суд с иском, в котором просила признать ответчика ФИО2 утратившим право пользования жилым помещением по адресу: .Кроме того, истец просила взыскать с ответчика расходы по оформлению доверенности на представителя в размере 1800 ру...

Решение суда о возложении обязанности совершить действия

Глазырина С.В. предъявила к ООО «Виктория СКК» иск о возложении обязанности установить индивидуальный прибор учета тепловой энергии в в , принадлежащей ей на праве собственности по договору участия в долевом строительстве с ООО «Виктория СКК».В за...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru