Решение суда о запрете осуществления деятельности № 2-2428/2017 ~ М-1647/2017

...

Дело № 2-2428/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 июля 2017 года                                г. Новосибирск

    Дзержинский районный суд г. Новосибирска в составе:

председательствующего                     судьи    Панарина П.В.

при секретаре                             Старовой А.В.

    с участием:

прокурора                                Музафарова С.Е.

представителя ответчика                        Беззубцевой Я.С.

представителя ответчика                        Лебедева О.А.

представителя ответчика                        Салапанова В.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новосибирского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФГУП «А» о запрете осуществления деятельности,

УСТАНОВИЛ:

    Новосибирский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ФГУП «А» о запрете осуществления деятельности по коммерческой перевозке грузов воздушным транспортом до момента получения соответствующих разрешений (лицензии, сертификата), указывая в обоснование своего иска следующее.

    Новосибирской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения ФГУП «А» требований федерального законодательства РФ, предъявляемых к коммерческой перевозке грузов воздушным транспортом.

    Как установлено проверкой, между ФГУП «А» и ООО «Б» заключен договор возмездного оказания услуг по перевозке грузов и служебных пассажиров № ..., согласно п. 1.1 которого ФГУП «А» принимает на себя обязательства по перевозке грузов и служебных пассажиров ООО «Б» на воздушном судне ..., а ООО «Б» обязуется произвести оплату данных работ.

    Установлено, что услуги по коммерческой перевозке грузов в интересах ООО «Б» оказываются ФГУП «А» на воздушных судах экспериментальной авиации ... №№ ..., ... ... на основании соответствующих заявок ООО «Б», содержащих сведения о датах и маршрутах предполагаемых перевозок.

    На основании данных заявок ФГУП «А» оформляются полетные листы, отражающие даты и время выполнения полетов, маршрут перевозки, массу и наименование груза, а также фактическую продолжительность летных часов, затраченных на выполнение работ.

    Факт выполнения ФГУП «А» работ, предусмотренных условиями договора № ..., оформляется ежемесячными актами выполненных работ, на основании которых ООО «Б» производится оплата данных работ.

    ФГУП «А» имеет лицензию № ... от ... на осуществление разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники», полученную в уполномоченном органе (Минпромторге РФ) и использует в своей деятельности воздушные суда экспериментальной авиации.

    Новосибирский транспортный прокурор указывает, что действующим законодательством РФ получение права (лицензии) на осуществление коммерческой перевозки грузов воздушным транспортом не поставлено в зависимость от согласования Росавиацией специальной программы, взаимозаменяемость различных лицензий (в том числе, взаимозаменяемость лицензии на коммерческую перевозку грузов воздушным транспортом и лицензии на разработку, производство, испытания и ремонт авиационной техники) законодателем не предусмотрена.

    Факт отсутствия у ФГУП «А» лицензии на коммерческую перевозку грузов воздушным транспортом не оспаривается учреждением, кроме того, подтверждается сведениями, размещенными в открытом доступе на официальных сайтах Федерального агентства воздушного транспорта, ФНС России.

    В связи с чем, осуществление ФГУП «А» деятельности по коммерческой перевозке грузов воздушным транспортом в отсутствие соответствующей лицензии заведомо создает опасность для жизни, здоровья неопределенного круга лиц.

    В судебном заседании прокурор поддержал заявленное требование.

    Представители ответчика в судебном заседании просили отказать в удовлетворении заявленного требования, представили письменные возражения.

Выслушав объяснения прокурора, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    ... Новосибирским транспортным прокурором принято решение о проведении проверки ФГУП «А» (л.д. 9).

    Из пояснений сторон следует, что ФГУП «А» осуществляет эксплуатацию воздушного судна ..., состоящего в реестре экспериментальной авиации.

    Между ответчиком и ООО «Б» заключен договор № ... на перевозку грузов и служебных пассажиров (л.д. 41-44). Факт исполнения такого договора подтверждается представленными актами приема-сдачи работ и платежными поручениями по оплате услуг (л.д. 49-91).

    Согласно п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок.

    В силу ст. 9 Воздушного кодекса РФ (далее – ВК РФ) отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами на основании лицензий, выданных в установленном порядке.

    Действительно, на основании п. 23 ч. 1 ст. 12 ФЗ РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» обязательному лицензированию подлежит деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

В соответствии со ст. 2 ВК РФ воздушное законодательство Российской Федерации состоит из Воздушного кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

    ... ФГУП «А» получена лицензия № ... (л.д. 154-158) на осуществление разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники. Настоящей лицензией разрешены такие виды работ, как испытание авиационной техники, летные испытания авиационной техники.

    В соответствии с ч. 4 ст. 61 ВК РФ использование юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации, не влечет за собой обязанность получения юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.

Статьей 23 ВК РФ установлено, что авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники, относится к экспериментальной авиации. Использование экспериментальной авиации в коммерческих целях осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Так, постановлением Правительства РФ от 30 июля 1999 года № 862 «Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях» установлен порядок использования экспериментальной авиации в коммерческих целях. Пунктом 2 постановления разрешено организациям, на балансе которых находятся экспериментальные воздушные суда, использовать их для перевозки грузов за плату на договорной основе по специальным программам, согласованным с Федеральной службой воздушного транспорта России. Пунктом 5 указанного постановления предписано Министерству обороны РФ и Российскому авиационно-космическому агентству по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями утвердить порядок допуска государственных и экспериментальных воздушных судов к перевозкам в коммерческих целях.

В дальнейшем Российским авиационно-космическим агентством издан приказ от 28 июня 2000 года № 104 «Об утверждении Федеральных авиационных правил по производству полётов экспериментальной авиации». Согласно данному приказу (п. 5.24.2) коммерческие перевозки грузов на экспериментальных воздушных судах осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами, подготовленными на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1999 года № 862 «Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях.

Приказом Российского авиационно-космического агентства от 21 июня 2002 года № 93 утверждено Положение о порядке перевозки служебных пассажиров и грузов на экспериментальных воздушных судах транспортной категории экипажами летно-испытательных подразделений авиационных организаций экспериментальной авиации» (л.д. 187-206), пунктом 3 которого утвержден порядок допуска экспериментальных воздушных судов к перевозкам грузов.

Российское авиационно-космическое агентство на момент издания вышеуказанных нормативных документов являлось федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики, координацию и государственное регулирование деятельности предприятий и организаций в области экспериментальной авиации, что предусмотрено постановлением Правительства РФ от 25 октября 1999 года № 1186 «Об утверждении Положения о Российском авиационно-космическом агентстве» (действ. до 26 июня 2004 года).

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 30 июля 1999 года № 862 «Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях» разрешено организациям, на балансе которых находятся экспериментальные воздушные суда, использовать их для перевозки грузов за плату на договорной основе по специальным программам, согласованным с Федеральной службой воздушного транспорта России.

Так, ФГУП «А» согласовало ... программу № ... летных испытаний комплекса аппаратуры ... летного контроля состояния конструкции планера самолета Ан-12 в режиме реального времени при выполнении типовых полетов (л.д. 160-164). Письмом от ... Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) согласовало ответчику указанную программу в части выполнения полетов по перевозке грузов на воздушном судне института ... в рамках действующего законодательства. Пунктом 11.3 указанной программы предусмотрено, что в целях обеспечения проведения испытаний исследовательской аппаратуры, а также поддержания квалификации экипажа, разрешить перевозку грузов на воздушных судах на коммерческой основе, аппаратуры и служебных пассажиров.

Пунктом 7 ч. 1 ст. 12 ФЗ РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено лицензирование деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники. Согласно Положению о лицензировании разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники (утв. постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 года № 240) одним из видов деятельности, которую может осуществлять держатель лицензии на разработку, производство, испытания и ремонта авиационной техники – это осуществление испытательных полетов (летных испытаний).

Пунктом 3.1.1 Главы 3 «Федеральных авиационных правил по производству полётов экспериментальной авиации» (утв. приказом Росавиакосмос от 28 июня 2000 года № 104) установлено, что испытательный полет – это полет, выполняемый для определения характеристик воздушного судна, силовых установок, авиационного и специального оборудования, исследований в области аэродинамики и прочности воздушных судов, а также их систем.

Таким образом, перевозка грузов за плату в ходе испытательного полета допускается действующим законодательством.

Согласно ст. 26 ВК РФ государственное регулирование деятельности в области экспериментальной авиации осуществляется уполномоченным органом в области оборонной промышленности.

Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05 июня 2008 года № 438 «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации» государственное регулирование деятельности в области экспериментальной авиации возложено на Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

    Согласно письмам Минпромторга РФ от ... (л.д. 121-126) и от ... (л.д. 178-180) получение ответчиком лицензии не требуется, предоставленная лицензия от ... № ... позволяет ФГУП «А» осуществлять перевозку грузов воздушными судами экспериментальной авиации за плату на договорной основе

В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 05 мая 2012 года № 457 «О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» – лицензирование деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация).

    Из ответа Росавиации от ... (л.д. 123, 140) на запрос Новосибирского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах (л.д. 136-138) следует, что необходимость наличия лицензии на осуществление деятельности по перевозке воздушным транспортом пассажиров и грузов с использованием воздушных судов государственной и экспериментальной авиации при реализации Постановления Правительства РФ от 30 июля 1999 года № 862 «Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях» отсутствует. Из ответа Росавиации следует, что в настоящее время порядок выдачи лицензий на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и грузов с использованием воздушных судов государственной и экспериментальной авиации действующими нормативными правовыми актами не предусмотрен. Необходимость наличия лицензии на осуществление деятельности по перевозке воздушным транспортом пассажиров и грузов с использованием воздушных судов государственной и экспериментальной авиации при реализации постановления Правительства от 30 июля 1999 года № 862 «Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях» отсутствует.

    В силу ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

    Прокурор указывает, что постановлением судьи Центрального районного суда г. Хабаровска от 15 ноября 2016 года по делу № 5-667/2016 (л.д. 104-107) ФГУП «А» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1.2 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности в сфере транспорта без лицензии. Решением судьи Хабаровского областного суда от 30 января 2017 года (л.д. 108-111), а также постановлением и.о. председателя Хабаровского краевого суда от 18 мая 2017 года (л.д. 143-145) постановление районного суда оставлено без изменений.

Однако согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» под судебным постановлением, указанным в ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, понимается любое судебное постановление, которое согласно ч. 1 ст. 13 ГПК РФ принимает суд (судебный приказ, решение суда, определение суда), а под решением арбитражного суда – судебный акт, предусмотренный ст. 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, состоявшиеся судебные акты в рамках КоАП РФ не имеют преюдициального значения в ходе рассмотрения настоящего дела.

Кроме того, 20 февраля 2012 года по делу № 2-106/2012 Дзержинский районный суд г. Новосибирска оставил без удовлетворения иск Новосибирского транспортного прокурора к ФГУП «А» о признании деятельности незаконной и о запрете деятельности (л.д. 166-172). В обоснование иска транспортный прокурор также указывал, что деятельность ответчика по перевозке грузов и пассажиров является незаконной из-за отсутствия лицензии на воздушную перевозку.

С учетом изложенного, принимая во внимание мнение лицензирующего органа Росавиации и вышестоящего министерства Минпромторга РФ, суд не усматривает основания для удовлетворения иска, так как при осуществлении полетов экспериментальной авиации лицензия на осуществление воздушных перевозок не требуется.

    Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Иск Новосибирского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФГУП «А» о запрете осуществления деятельности по коммерческой перевозке грузов воздушным транспортом до момента получения соответствующих разрешений (лицензии, сертификата) оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца через Дзержинский районный суд г. Новосибирска.

Судья                    (подпись)                П.В. Панарин

...

...

...

...


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда о защите прав потребителя

Жданов А.Ф. обратился в суд с иском к ФГУП «А» о признании незаконным бездействие по не предоставлению заверенных копий приказа ФГУП «А» от ... № ... со всеми приложениями, стандартов качества клиентского сервиса, об обязании предоставить заверенн...

Решение суда о компенсации морального вреда

Комаров В.И. обратился в суд с иском, после уточнения (л.д. 82), о взыскании морального вреда с ОАО «Б» в размере 1 300 000 р., расходов по оформлению нотариальной доверенности – 1 350 р., с АО «А» компенсации морального вреда в размере 300 000 р....




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru