Решение суда об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным № 2а-2283/2017 ~ М-1554/2017

Дело № 2а-2283/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Новосибирск                             05 июля 2017 года

Дзержинский районный суд города Новосибирска

в составе:

председательствующего судьи                Веревочкиной А.А.

при секретаре                        Семеновой Е.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Расщупкиной Т.И. к мэрии ... о признании постановления об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Расщупкина Т.И. обратилась в суд с указанным административным иском.

В обоснование иска указала, что ... Расшупкиной Т.И. в Департамент земельных и имущественных отношений мэрии ... было подано заявление о принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка с местоположением; ..., в собственность для эксплуатации индивидуального жилого дома.

... заявление рассмотрено и истцу предложена для согласования схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, отличная от той, которая изначально предоставлялась в департамент. Указанное предложение поступило Расшупкиной Т.И. за пределами установленного законом срока - тридцать дней.

Истец не согласился с предложенной схемой расположения, так как часть участка, граничащая с ... находится в заболоченной местности, о чем неоднократно сообщалось работнику мэрии на личном приеме.

... мэрией ... издано постановление ... об отказе Расшупкиной Т.И. в предварительном согласовании предоставления земельного участка по ..., с которым административный истец не согласен. Ссылается на то, что как следует из постановления, испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен в связи с тем, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, разработана с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам. Между тем, данная норма указывает на 7 различных требований к образуемому или изменяемому земельному участку, и из текста постановления неявно, какое именно требование Расщупкиной Т.И. не соблюдено. Полагает, что отказ мэрии ... по утверждению границ испрашиваемого земельного участка не мотивирован, и оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка не имеется.

Поэтому административный истец просит признать постановление мэрии ... от ... «Об отказе Расщупкиной Т.И. в предварительном согласовании предоставления земельного участка по ...», незаконным.

Обязать административного ответчика рассмотреть повторно заявление от ... о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1000 кв.м. для эксплуатации жилого дома по адресу: Российская Федерация, ... и принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов площадью 1000 кв.м. в соответствии со схемой расположения приложенной к заявлению.

В судебное заседание административный истец не явился, обеспечил явку представителя.

В судебном заседании представитель административного истца - Ильиных А.В. настаивала на заявленных требованиях. Дополнительно пояснила, что заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка было подано в апреле .... Ответ был получен только в .... Если исходить из ответа мэрии ..., то предельный размер участка, который мог быть представлен, составляет от .... Административный истец не вышел за указанные пределы. Кроме того, земельный участок расположен в зоне индивидуального жилого строительства. Оснований для отказа в утверждении схемы не имелось.

Представитель административного ответчика – мэрии ... в судебное заседание не явился. Представил отзыв на административное исковое заявление, в котором указал, что в силу пункта 6 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ... «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления и их должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение спорным актом прав и законных интересов заявителя. Доказательств, подтверждающих наличие вышеуказанной совокупности условий для признания спорного постановления мэрии ... незаконным, истцом не представлено. Более того, оспариваемое постановление, по своей сути обоснованно пп. ... кодекса РФ, в связи с чем вынесено законно и обоснованно.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ... Управлением по земельным ресурсам мэрии ... Расщупкиной Т.И. был дан ответ, согласно которому в городе Новосибирске действуют правила землепользования и застройки ..., утвержденные решением Совета депутатов ... от ... «О правилах землепользования и застройки ...», которым определены минимальные и максимальные размеры земельного участка в зависимости от его назначения и территориальной зоны. Предельный размер земельного участка с видом разрешенного использования «для индивидуального строительства»: минимальный – ... максимальный – ... Кроме того, Расщупкиной Т.И. предложено рассмотреть схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории земель населенных пунктов площадью ... м. для эксплуатации индивидуального жилого дома по адресу ... (л.д. 7-8).

... мэрией города ... издано постановление ... «Об отказе Расщупкиной Т.И. в предварительном согласовании предоставления земельного участка по ...», в соответствии с которым Расщупкиной Т.И. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1000 кв.м. для эксплуатации жилого дома, расположенного по адресу: ..., в связи с тем, что схема расположения земельного участка разработана с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам (л.д. 9).

Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматривается в порядке, предусмотренном Главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно положениям частей 9 и 11 статьи 227 КАС РФ по указанной категории дел истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных решений, действий (бездействия), но обязан: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные решения, действия; подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением, действием нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца.

На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), в свою очередь возлагается обязанность доказать соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих их полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно пп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в числе прочего, является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Статьей 11.9 ЗК РФ предусмотрены требования к образуемым и измененным земельным участкам.

Так, в силу пункта 1 названной статьи предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 2).

Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов (пункт 3).

Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (пункт 4).

Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (пункт 5).

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6).

Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов (пункт 7).

Отказывая Расщупкиной Т.И. в предварительном согласовании предоставления земельного участка по ..., административный ответчик указал на то, что схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований ст. 11.9 Земельного участка. Следовательно, с учетом положений статьи 227 КАС РФ о распределении бремени доказывания по указанной категории административных споров, при рассмотрении настоящего административного дела на административного ответчике возлагалась обязанность доказать, что представленная административным истцом в мэрию схема расположения содержала сведения о земельном участке, не соответствующие требованиям статьи 11.9 ЗК РФ, а именно: нарушен предельный размер земельного участка, границы земельного участка пересекают границы муниципального образования или населенного пункта, либо границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков невозможность разрешенного использования расположенного на земельном участке объекта недвижимости, наличие обременений (ограничений) земельного участка, не позволяющих использовать его в соответствии с разрешенным использованием, образование вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, невозможность размещения объектов недвижимости, других недостатков, препятствующих рациональному использованию и охране земель.

Однако предусмотренной законом обязанности доказывания законности принятого решения мэрией ... не выполнено – представитель административного истца в судебное заседание не явился, в направленных в суд возражениях указано лишь на то, что схема расположения земельного участка, представленная Расщупкиной Т.И., не соответствовала требованиям ст. 11.9 ЗК РФ, без указания конкретных нарушений, содержащихся в данной схеме. Материалы дела также не содержат сведений о допущенных нарушениях. В ответе Управления по земельным ресурсам мэрии ... от ... указано, что Правилами землепользования и застройки ..., утв. решением Совета депутатов ... от ..., установлены предельные минимальные и максимальные размеры земельного участка, которые для земельного участка с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» составляют ... соответственно (л.д. 7).

Вместе с тем, как следует из представленной административным истцом схемы расположения земельного участка, его площадь составляет 1000 кв.м, указание на данную площадь участка имеется и в оспариваемом постановлении мэрии .... Таким образом, сведений о превышении максимального размера земельного участка с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» не имеется.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Поскольку в ходе судебного разбирательства судом установлено несоответствие закону – положениям ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации – оспариваемого постановления мэрии, а также нарушение прав административного истца на предоставление земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности, при реализации которого обязательным является предварительное согласование предоставления земельного участка (статья 39.15 ЗК РФ), суд приходит к выводу, что административный иск Расщупкиной Т.И. подлежит удовлетворению в части признания незаконным постановления об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Требования административного истца о возложении на мэрию ... обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов площадью 1000 кв.м. в соответствии со схемой расположения приложенной к заявлению, удовлетворению не подлежат. Решение вопроса о предоставлении земельных участков из земель находящихся в муниципальной собственности, действующее законодательство относит к исключительной компетенции органов местного самоуправления. Понуждение ответчика к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

административный иск Расщупкиной Т.И. к мэрии ... о признании постановления об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление мэрии ... ... об отказе Расщупкиной Т.И. в предварительном согласовании предоставления земельного участка по ....

Обязать мэрию ... повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу

Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме через Дзержинский районный суд ....

Судья                                А.А. Веревочкина

Мотивированное решение суда изготовлено 12 июля 2017 года.

Судья                                А.А. Веревочкина


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда о компенсации морального вреда, причиненного гибелью близкого родственника

Будаев М.Б., Будаева Е.Б. действующая в интересах несовершеннолетних детей – Будаевой Т.А., Иванова Д.А. обратились в суд с указанным иском.В обоснование иска указали, что ... станции Клубничная западно-Сибирской железной дороги пассажирским ... с...

Решение суда о запрете осуществления деятельности

Новосибирский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ФГУП «А» о запрете осуществления деятельности по коммерческой перевозке грузов воздушным транспортом до момента получения соответствующих разрешени...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru