Решение суда о признании незаконным бездействия № 2а-6152/2017

Подлинное решение хранится в материалах дела № 2а-6152/2017 в Кировском районном суде г. Саратова

КОПИЯ

19 июля 2017 года г. Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Комиссаровой В. Д.,

при секретаре Ляшенко С. Ю.,

с участием представителя административных истцов Лукьянова И. С.,

представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» Линючевой Т. Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Максимовой Марины Николаевны, Максимова Дмитрия Андреевича к администрации муниципального образования «Город Саратов», комитету по управлению имуществом города Саратова, заинтересованное лицо администрация Кировского района муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Максимова М.Н., Максимов Д.А. обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просят признать незаконным бездействие комитета по управлению имуществом <адрес>, выразившееся в непринятии мер по формированию земельного участка, на котором располагается многоквартирный дом по адресу: <адрес>» признанный непригодным для постоянного проживания, возложить на комитет обязанность сформировать земельный участок; признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в непринятии решения по изъятию указанного земельного участка и жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; возложить на администрацию обязанность рассмотреть вопрос о принятии решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд и возможности заключения с административными истцами соглашения о порядке выкупа жилого помещения.

Требования мотивированы тем, что Максимовой М.Н., Максимову Д.А. на праве собственности (по 1/2 доли) принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. На основании заключения администрацией муниципального образования «Город Саратов» издано распоряжение №-р от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому собственникам помещений в многоквартирном доме необходимо в течение трех месяцев со дня издания распоряжения произвести отселение из занимаемых помещений, а также произвести снос указанного дома до ДД.ММ.ГГГГ. На комитет по управлению имуществом города Саратова возложена обязанность по формированию земельного участка, занимаемого многоквартирным домом. Вместе с тем снос дома не произведен, комитет по управлению имуществом города Саратова возложенной на него обязанности по формированию земельного участка не выполнил, администрация муниципального образования «Город Саратов» не принимает меры по изъятию земельного участка под многоквартирным домом и жилых помещений в нем. Бездействие органа местного самоуправления нарушает жилищные права граждан, ставит под угрозу их жизни и безопасность в связи с проживанием в доме, признанным аварийным, препятствует в реализации права административных истцов на получение нового жилья либо денежной компенсации от выкупной цены принадлежащего им жилого помещения. В ходе рассмотрения дела уточнили требования и просили суд признать незаконным бездействие комитета по управлению имуществом города Саратова, выразившееся в непринятии мер по формированию земельного участка, расположенного под жилым домом № (лит. А) по адресу Саратов, ул. Аткарская.

Возложить на комитет по управлению имуществом города Саратова обязанность в срок не позднее трёх месяцев со дня принятия настоящего решения осуществить мероприятия по формированию земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, расположенным по адресу:<адрес> (лит. А), и сообщить об исполнении решения по административному делу суду и административным истцам.

Аадминистративные истцы Максимова М. Н., Максимов Д. А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, представили заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании представитель административных истцов Лукьянов И. С. административные исковые требования с учетом уточнений поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении, как подтвержденные представленными доказательствами.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации МО «Город Саратов» Линючева Т. Л исковые требования не признала, указывая, что в связи с тем, что комитет по управлению имуществом г. Саратова до настоящего времени не осуществил мероприятия по формированию земельного участка, занимаемого указанным многоквартирным домом, администрация МО «Город Саратов» лишена возможности принять какое - либо решение, связанное с изъятием земельного участка. Считают, что в действиях администрации МО «Город Саратов» не усматривается бездействия в данной части. Кроме того указывают, что истцы не лишены возможности обратиться в администрацию МО «Город Саратов» либо в суд по вопросу о выкупе жилого аварийного помещения в порядке ст. 32 ЖК. РФ.

Представитель комитета по управлению имуществом города Саратова, в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, причины неявки суду не известны.

Представитель заинтересованного лица администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, причины неявки суду не известны

Принимая во внимание мнение участников процесса, руководствуясь ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, заслушав мнение участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Статья 46 Конституции Российской Федерации и глава 22 КАС РФ предусматривают возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Положениями Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предоставления жилых помещений гражданам взамен жилых помещений в многоквартирном доме признанном аварийным, используемых как по договору социального найма, так и принадлежащих гражданам на праве собственности.

Порядок изъятия земельных участков государственных и муниципальных нужд урегулирован главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

В статье 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1).

Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции) (подпункт 4 пункта 2).

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса (пункт 4).

Согласно пункту 5 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации к решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков. В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка.

Таким образом, процедура изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд предполагает, в том числе принятие уполномоченным органом решения об изъятии земельного участка, его формирование, кадастровый учёт объекта недвижимого имущества.

Согласно части 3 статьи 1, статье 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее Закон № 221-ФЗ) государственным кадастровым учётом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи. Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования, либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В соответствии с пунктами 3 и 6 части 1 статьи 7, статьи 5 Закона № 221-ФЗ, площадь и описание местоположения границ земельного участка являются сведениями об уникальных характеристиках объекта недвижимости и вносятся в государственный кадастр недвижимости. Объектам недвижимости органами кадастрового учета присваиваются кадастровые номера.

По смыслу приведённых норм до прохождения государственного кадастрового учёта и присвоения кадастрового номера земельный участок не может быть признан недвижимым имуществом, обладающим признаками индивидуально-определенной вещи, и, следовательно, не может являться объектом гражданских прав.

Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что Максимова М. Н. и Максимов Д. А. являются собственниками 1/2 доли каждый квартир <адрес>. (л.д. 14-15).

Заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой <адрес> литер А, расположенный по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 17-19).

Во исполнение указанного заключения администрацией МО «Город Саратов»было издано распоряжение№-р от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу:<адрес>» (л.д. 21-22).

Пунктом 1.1. указанного распоряжения установлена обязанность собственников помещений, расположенных в данном жилом доме, в течение трех месяцев со дня издания распоряжения произвести отселение из занимаемых помещений.

Собственники должны были произвести снос указанного дома в срок доДД.ММ.ГГГГ(п. 1.2 распоряжения).

Пунктом 2 распоряжения также предусмотрена обязанность администрации Кировского района и Комитета осуществить мероприятия по предоставлению гражданам, проживающим в <адрес> А, расположенном по <адрес>, на условиях социального найма жилых помещений в соответствии со ст. 89 ЖК РФ или по согласованию с нанимателями жилых помещений общей площадью менее ранее занимаемых.

Пунктом 4 распоряжения предусмотрена обязанность Комитета по управлению имуществом города Саратова осуществить мероприятия по формированию земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> <адрес>.

Пунктом 2 распоряжения также предусмотрена обязанность Комитета по управлению имуществом города Саратова по включению сведений об аварийных жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу <адрес> (лит А) в реестр муниципальной собственности муниципального образования «Город Саратов»

Каких- либо доказательств того, что земельный участок, расположенный под многоквартирным жилым домом№ по <адрес>, в установленном законом порядке сформирован и поставлен на государственный кадастровый учёт административным ответчиком, комитетом по управлению имуществом <адрес> в судебное заседание не представлено, напротив как следует из сведений представленных стороной истца земельный участок, расположенный под многоквартирным жилым домом№ лит. А по <адрес>, в установленном законом порядке не сформирован и на государственный кадастровый учёт не поставлен (л.д. 43), соответственно он не может быть признан объектом гражданских прав, в связи с чем администрация муниципального образования «Город Саратов» до его постановки на кадастровый учёт не вправе им распоряжаться, в том числе путем принятия решения о его изъятии.

Следовательно, у суда не имеется предусмотренных законом оснований для признания незаконным бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившегося в непринятии решения об изъятии указанного выше земельного участка путём выкупа квартир № <адрес><адрес> возложения на администрацию обязанности принять такое решение.

Кроме того, каких -либо доказательств того, что мероприятия по формированию указанного выше земельного участка комитетом по управлению имуществом города Саратова проводились в судебное заседание административным ответчиком, комитетом по управлению имуществом города Саратова не представлено.

Установлено, что на протяжении более чем трех лет комитетом по управлению имуществом города Саратова не приняты меры к исполнению распоряжения администрации муниципального образования «<адрес>» №-р от ДД.ММ.ГГГГ, которым на комитет возложена обязанность по формированию земельного участка, занимаемого многоквартирным домом№ <адрес> <адрес>

Доказательства, подтверждающие наличие объективных причин, препятствующих столь длительный период времени совершить необходимые мероприятия по формированию земельного участка, комитетом по управлению имуществом города Саратова в соответствии с положениями частей 9 и 11 статьи 226 КАС РФ не представлены.

Непроведение указанных мероприятий создаёт угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в аварийном доме. Кроме того, по мнению суда, у административного ответчика имелся разумный и достаточный срок, в том числе с учётом положений бюджетного законодательства, для организации финансирования названных мероприятий. Доказательства, подтверждающие соответствующие обращения административного ответчика, в материалах административного дела отсутствуют.

В этой связи, бездействие комитета по управлению имуществом города Саратова не может быть признано соответствующим нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с пунктом 1 части 2 и пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца. В таком случае в резолютивной части решения должно содержаться, в том числе, указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определённого действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом поэтому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Максимовой Марины Николаевны, Максимова Дмитрия Андреевича к комитету по управлению имуществом города Саратова подлежат удовлетворению частично.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

административные исковые требования Максимовой Марины Николаевны, Максимова Дмитрия Андреевича удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие комитета по управлению имуществом города Саратова, выразившееся в непринятии мер по формированию земельного участка, расположенного под жилым домом <адрес>.

Возложить на комитет по управлению имуществом города Саратова обязанность в срок не позднее трёх месяцев со дня принятия настоящего решения осуществить мероприятия по формированию земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, расположенным по адресу:<адрес> (лит. А), и сообщить об исполнении решения по административному делу суду и административным истцам.

В удовлетворении административных исковых требований Максимовой Марины Николаевны, Максимова Дмитрия Андреевича к администрации муниципального образования «Город Саратов» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд городаСаратова.

Мотивированное решение изготовлено – 21 июля 2017 года.

Судья (подпись) В.Д. Комиссарова

Копия верна:

Судья В. Д. Комиссарова

Секретарь С. Ю. Ляшенко


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды при обращении с медицинскими отходами

первый заместитель прокурора Кировского района г. Саратова О.Н. Лаптев в интересах неопределенного круга лиц обратился к государственному учреждению здравоохранения «Саратовская городская поликлиника №» с вышеуказанным иском, мотивируя заявленные ...

Решение суда о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды при обращении с медицинскими отходами

Заместитель прокурора Кировского района г.Саратова в интересах РФ и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению здравоохранения «Областной клинический центр комбустиологии», третье лицо Территориаль...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru