Решение суда об обязании провести специальную оценку условий труда № 2-987/2017 ~ М-748/2017

Дело №2- 987/2017

                        

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 мая 2017 года Железнодорожный районный суд г.Воронеж в составе:

председательствующего судьи Скулковой Л.И.,

при секретаре Коротковой Н. В.,

с участием помощника военного прокурора Воронежского гарнизона Семенова С. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Воронежского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к 274 Военному представительству Министерства обороны РФ, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» об обязании провести специальную оценку условий труда,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор Воронежского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к 274 Военному представительству Министерства обороны РФ, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» об обязании провести специальную оценку условий труда по следующим основаниям, что военной прокуратурой Воронежского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства РФ об охране труда в 274 военном представительстве МО РФ. Согласно коллективному договору на 2017 - 2019 г.г. работодателем гражданского персонала военного представительства является начальник 274 военного представительства Минобороны России. В силу ст. 8 ФЗ «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. 274 военное представительство Министерства обороны Российской Федерации самостоятельным юридическим лицом и, соответственно, распорядителем бюджетных средств не является, данные функции выполняет Министерство обороны Российской Федерации. Вместе с тем, Министерство обороны Российской Федерации для исполнения некоторых своих функций, в частности для реализации обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством РФ, создало ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» и делегировало созданному учреждению часть своих полномочий. В соответствии с Общим Положением о ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», в его полномочия входят заключение в соответствии с законодательством Российскрй Федерации от своего имени договоров (контрактов) с юридическими и физическими лицами в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, учрежденных бюджетной сметой с учетом их целевого назначения; размещение заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации. Таким образом, обязанность по исполнению запроса начальника 274 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации о размещении заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в военном представительстве путем заключения государственного контракта и оплата указанных услуг лежит на ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», как на юридическом лице, на которое такая обязанность прямо возложена Министром обороны Российской Федерации в соответствии с Общим положением о ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа». Поведенной военной прокуратурой Воронежского гарнизона проверкой соблюдения трудового законодательства в 274 военном представительстве Минобороны РФ установлено, что в военном представительстве имеется 8 рабочих мест для гражданского персонала. Вместе с тем, обязанности по соблюдению требований по охране труда в 274 военном представительстве Минобороны РФ не соблюдаются в полном объеме, а именно в нарушении статьи 212 ТК РФ и ФЗ № 426 ФЗ от 28.12.2013 начальством 274 военного представительства Минобороны РФ в заводоуправлении (штабе) не проведена специальная оценка условий труда рабочего места ведущего специалиста. Также не проводилась аттестация рабочего места в соответствии с ранее действующим законодательством. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

21.11.2016 по результатам проведенной проверки соблюдения трудового законодательства начальнику 274 военного представительства МО РФ было внесено представление об устранении нарушений трудового законодательства.

19.12.2016 представление было рассмотрено, вместе с тем, указанные в акте прокурорского реагирования нарушения до настоящего времени не устранены. В данном случае индивидуализировать круг лиц, права которых нарушены работодателем 274 военного представительства Минобороны РФ, не представляется возможным, так как невыполнение обязанности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест нарушает как права лиц, работающих в настоящее время, так и неопределенного круга граждан, которые вправе вступать с указанным работодателем в трудовые правоотношения, на безопасные условия труда. Просит обязать командующего ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» и начальника 274 военного представительства МО РФ провести в заводоуправлении (штабе) специальную оценку условий труда рабочего места ведущего специалиста.

В судебном заседании помощник прокурора Воронежского гарнизона военной прокуратуры Западного военного округа Семенов С. А. заявленные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика 274 военного представительства МО РФ по доверенности Конопкин О. В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку считает, что 274 ВП МО РФ выполнило свои обязательства в цехе №1 по специальной оценке условий труда рабочего места ведущего специалиста в рамках своих полномочий, представил письменные возражения на иск (л.д. 52-55).

Представитель ответчика ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменные возражения, согласно которым просил отказать в удовлетворении исковых требований (л.д. 44-47).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора МО РФ в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебной повестки (л.д. 48).

Выслушав прокурора, представителя 274 военного представительства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что военной прокуратурой Воронежского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства об охране труда в 274 военном представительстве МО РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

В силу ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором

Согласно коллективному договору на 2017-2019 г.г. работодателем гражданского персонала военного представительства является начальник 274 военного представительства МО России.

В силу ст. 8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 №426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. 274 военное представительство Министерства обороны Российской Федерации самостоятельным юридическим лицом и, соответственно, распорядителем бюджетных средств не является, данные функции выполняет Министерство обороны Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 31.05.1995 № 61-ФЗ «Об обороне» управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.12.2012 №3910 «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» установлено, что представителями Министерства обороны Российской Федерации в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, в соответствии со ст. 20 ТК РФ является, в том числе, начальник военного представительства Министерства обороны Российской Федерации в отношении подчиненного гражданского персонала военного представительства.

Вместе с тем, Министерство обороны Российской Федерации для исполнения некоторых своих функций, в частности для реализации обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, создало ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» и делегировало созданному учреждению часть своих полномочий.

В соответствии с Общим Положением о ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», в его полномочия входят заключение в соответствии с законодательством Российской Федерации от своего имени договоров (контрактов) с юридическими и физическими лицами в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, учрежденных бюджетной сметой с учетом их целевого назначения; размещение заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по исполнению запроса начальника 274 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации о размещении заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в военном представительстве путем заключения государственного контракта и оплата указанных услуг лежит на ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», как на юридическом лице, на которое такая обязанность прямо возложена Министром обороны Российской Федерации в соответствии с Общим положением о ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа».

Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий охраны труда возлагаются на работодателя. При этом работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Проведенной Военной прокуратурой Воронежского гарнизона проверкой соблюдения трудового законодательства в 274 военном представительстве Минобороны РФ установлено, что в военном представительстве имеется 8 рабочих мест для гражданского персонала.

Вместе с тем, обязанности по соблюдению требований по охране труда в 274 военном представительстве Минобороны РФ не соблюдаются в полном объеме, а именно в нарушении статьи 212 ТК РФ и Федерального закона № 426 ФЗ от 28.12.2013 начальством 274 военного представительства Минобороны РФ в заводоуправлении (штабе) не проведена специальная оценка условий труда рабочего места ведущего специалиста. Также не проводилась аттестация рабочего места в соответствии с ранее действующим законодательством.

Согласно частей 1, 2 и 3 статьи 3 Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

В силу частей 1 и 4 статьи 8 этого же Федерального закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться, в том числе, для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте; решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на, их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников; оценки уровней профессиональных рисков и для иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Не проведение специальной оценки условий труда нарушает трудовые права работников - гражданского персонала 274 военного представительства Минобороны РФ на рабочие места, соответствующие государственным требованиям охраны труда, может лишить работника, работающего в военном представительстве, уволенного, вновь принятого, на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно, с вредными и опасными условиями труда.

Согласно ст. 86 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ № 1495 от 10.11.2007 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» командир (начальник) при решении вопросов, связанных с трудовой деятельностью гражданского персонала Вооруженных Сил, обязан руководствоваться трудовым законодательством и законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации, соответствующими нормативными правовыми актами Министра обороны Российской федерации. Он отвечает за правильную организацию труда гражданского персонала, создание условий для роста производительности труда, обеспечение трудовой и производственной дисциплины, соблюдение правил охраны труда, улучшение условий труда и быта.

По результатам проведенной проверки соблюдения трудового законодательства начальнику 274 военного представительства МО РФ 21.11.2016 г. было внесено представление об устранении нарушений трудового законодательства (л.д. 6-9).

19.12.2016 представление было рассмотрено (л.д. 10-13), вместе с тем, указанные в акте прокурорского реагирования нарушения до настоящего времени не устранены.

Суд также принимает во внимание то, что иных доказательств суду не предоставлено и в соответствии с требованиями ст. 195 ГПК РФ основывает решение на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 167, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Обязать командующего ФКУ «Объединенного стратегического командования Западного военного округа» и начальника 274 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации провести в заводоуправлении (штабе) специальную оценку условий труда рабочего места ведущего специалиста.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию Воронежского областного суда в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме через районный суд.    

Председательствующий:                     Л. И. Скулкова

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ:

Решение суда об обязании провести специальную оценку условий труда

Военный прокурор Воронежского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к 274 Военному представительству Министерства обороны РФ, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» об обяз...

Решение суда об изменении даты увольнения, взыскании компенсации за время задержки выдачи трудовой книжки, признании записей в трудовой книжке не действительными, взыскании компенсации морального вреда

Никитин С. А. обратился в суд с иском к ООО «Фарн» о возложении обязанности оформить и выдать вкладыш в трудовую книжку, об изменении даты увольнения, взыскании компенсации за время задержки выдачи трудовой книжки в размере 118376,84 руб., признан...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru