Решение суда об оправдании № 2-2189/2017 ~ М-2242/2017

Дело № 2-2189/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июля 2017 года                                        город Ульяновск

Заволжский районный суд г.Ульяновска в составе

председательствующего судьи Николаевой Н.Д.,

с участием прокурора Дуниной Е.В.,

при секретаре Журавель С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Миронычева Сергея Николаевича к Министерству финансов Российской Федерации, прокуратуре Заволжского района г. Ульяновска, прокуратуре Ульяновской области о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования, обязании принести официальные извинения, опубликовать информацию об оправдании,

УСТАНОВИЛ:

Миронычев С.Н. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, прокуратуре Заволжского района г. Ульяновска о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования, обязании принести официальные извинения, опубликовать информацию об оправдании, мотивируя требования следующим.

Приговором Заволжского районного суда г. Ульяновска от 09.11.2016 он, адвокат филиала № 1 по Заволжскому району г. Ульяновска Ульяновской областной коллегии адвокатов, оправдан по ч. 5 ст. 291.1 УК РФ. Кассационным определением Судебной коллегии по уголовным делам Ульяновского областного суда от 21.12.2016 приговор Заволжского районного суда                                г. Ульяновска оставлен без изменения.

Уголовное дело в отношении него было возбуждено 19.10.2015 руководителем Следственного управления Следственного комитета РФ по Ульяновской области по результатам доследственной проверки, начавшейся 17.09.2015. 11.04.2016 ему было предъявлено обвинение в совершении преступления, относящегося к категории тяжких, предусматривающего наказание в виде лишения свободы на срок 7 лет.

В ходе предварительного расследования каких-либо доказательств его виновности получить не удалось, так как их просто не существовало. Ходатайства о прекращении уголовного дела, заявленные в ходе предварительного следствия, оставались без должного рассмотрения.

Незаконное уголовное преследование длилось более года, на протяжении которого он испытывал нравственные страдания по поводу несправедливости и незаконности уголовного преследования. До работы адвокатом, он длительное время работал в правоохранительных органах, ушел на пенсию с должности руководителя следственного отдела по Заволжскому району г. Ульяновска Следственного Комитета РФ по Ульяновской области. За время службы имел поощрения.

После утверждения обвинительного заключения прокурором на сайте прокуратуры Ульяновской области появилась публикация, в которой были указаны его фамилия и имя, возраст, род занятий, а также информация о совершении тяжкого преступления. В дальнейшем, с сайта прокуратуры эта информация была опубликована в других новостных интернет-сайтах.

При этом, публикации в средствах массовой информации формировали о нем отрицательное общественное мнение, затронули интересы его семьи, прежде всего супругу, воспитывающую детей в детском дошкольном учреждении, несовершеннолетнего сына, мать в возрасте 75 лет.

Полагает, что ему должен быть компенсирован моральный вред, а также в силу положений ст. 136 УПК РФ должны быть принесены официальные извинения.

Просит обязать прокурора Заволжского района г. Ульяновска, утвердившего обвинительное заключение по делу, принести ему официальные извинения за причиненный вред, опубликовав их на сайте прокуратуры Ульяновской области и в средствах массовой информации, а именно, UL novosti.ru, первый Ульяновский портал 1UL.ru, 73 onlin.ru; Без формата.RU, сайт прокуратуры Ульяновской области, опубликовать информацию о результатах рассмотрения уголовного дела, о его оправдании и реабилитации. Взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 руб.

Определением суда от 16.06.2017 к участию в деле в качестве соответчика привлечена прокуратура Ульяновской области.

В судебном заседании истец Миронычев С.Н. доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить. Дополнил, что полагает сумму компенсации морального вреда соответствующей тем нравственным переживаниям, которые он испытывал в период расследования и рассмотрения уголовного дела. Вместе с тем, дополнил, что в указанный период не был лишен возможности работать. На требованиях об обязании прокурора принести официальные извинения, опубликовав их на сайтах прокуратуры и СМИ, а также публикации информации о его оправдании не настаивал, так как понимает, что данные требования не подлежат рассмотрению в рамках настоящего гражданского дела, так как предусмотрены нормами УПК РФ.

Представитель ответчиков прокуратуры Заволжского района г. Ульяновска, прокуратуры Ульяновской области Дунина Е.В. полагала заявленный размер компенсации морального вреда завышенным и не отвечающим принципам разумности и справедливости.

Представитель ответчика Министерства финансов РФ и третьего лица Управления Федерального казначейства по Ульяновской области Антонова И.Н. в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие. В отзыве на исковое заявление указала, что истцом не представлено доказательств в подтверждения причинения ему физических и нравственных страданий, повлекших наступление морального вреда; отсутствуют доказательства нарушения иных личностных неимущественных прав истца. Сумма иска в 1 000 000 руб., заявленная истцом в качестве компенсации морального вреда, завышена и необоснованна, не подтверждена относимыми и допустимыми доказательствами. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.

Выслушав истца, представителя ответчиков Дунину Е.В, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела 19 октября 2015 года возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 291.1 УК РФ, в отношении Миронычева С.Н.

11.04.2016 Миронычеву С.Н. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 291.1 УК РФ

Мера пресечения Миронычеву С.Н. не избиралась, в порядке ст. 91 УПК РФ он не задерживался.

    09 ноября 2016 года приговором Заволжского районного суда                            г. Ульяновска Миронычев С.Н. оправдан по ч. 5 ст. 291.1 УК РФ, на основании п. 2 ст. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава преступления. Оправданному Миронычеву С.Н. разъяснено право на реабилитацию.

21.12.2016 года данный приговор вступил в законную силу.

Таким образом, в отношении Миронычева С.Н. осуществлялось незаконное уголовное преследование в период с 19 октября 2015 года по 21 декабря 2016 года, то есть более 1-го года.

Статья 45 Конституции РФ закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод и право каждого защищать свои права всеми, не запрещенными законом способами.

К таким способам защиты гражданских прав относится компенсация морального вреда (статья 12 ГК РФ).

Статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии со статьей 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу возмещается за счет казны Российской Федерации в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

От имени казны выступает соответствующий финансовый орган (ст.1071 ГК РФ), которым является Министерство финансов РФ.

В силу статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

В соответствии со статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 17 от 29 ноября 2011 года "О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве" также указано, что при определении размера денежной компенсации морального вреда реабилитированному судам необходимо учитывать степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе продолжительность судопроизводства, длительность и условия содержания под стражей, другие обстоятельства, имеющие значение для определения размера компенсации морального вреда, а также требования разумности и справедливости.

В связи с оправданием Миронычева по ч. 5 ст. 291.1 УК РФ за ним признано право на реабилитацию.

Апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Ульяновского областного суда от 21.12.2016 приговор Заволжского районного                 г. Ульяновска от 21.12.2016 оставлен без изменения.

В соответствии с пп. 34, 35, 55 ст. 5 УПК РФ реабилитация - порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда; реабилитированный - лицо, имеющее в соответствии с данным Кодексом право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с незаконным или необоснованным уголовным преследованием; уголовное преследование - процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

Право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда (ч. 1 ст. 133 УПК РФ).

Частями 2 и 3 ст. 133 названного Кодекса установлено, что право на реабилитацию, в том числе на возмещение вреда, имеют лица, по уголовным делам в отношении которых был вынесен оправдательный приговор или уголовное преследование в отношении которых было прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения, за отсутствием события преступления, отсутствием состава преступления, за непричастностью лица к совершению преступления и по некоторым другим основаниям, а также лица, в отношении которых было отменено незаконное или необоснованное постановление суда о применении принудительной меры медицинского характера.

В силу положений ст. 136 УПК РФ прокурор от имени государства приносит официальное извинение реабилитированному за причиненный ему вред.

Иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.

Если сведения о задержании реабилитированного, заключении его под стражу, временном отстранении его от должности, применении к нему принудительных мер медицинского характера, об осуждении реабилитированного и иных примененных к нему незаконных действиях были опубликованы в печати, распространены по радио, телевидению или в иных средствах массовой информации, то по требованию реабилитированного, а в случае его смерти - его близких родственников или родственников либо по письменному указанию суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, дознавателя соответствующие средства массовой информации обязаны в течение 30 суток сделать сообщение о реабилитации.

По требованию реабилитированного, а в случае его смерти - его близких родственников или родственников суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны в срок не позднее 14 суток направить письменные сообщения о принятых решениях, оправдывающих гражданина, по месту его работы, учебы или месту жительства.

Суд считает несостоятельными доводы ответчика Министерства Финансов Российской Федерации о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие причинение истцу физических и нравственных страданий, поскольку сам факт незаконного привлечения к уголовной ответственности свидетельствует о нарушении прав истца, причинения лицу, подвергшемуся незаконному уголовному преследованию, нравственных страданий.

Сам по себе факт привлечения к уголовной ответственности свидетельствует о нарушении конституционных прав истца. Причинение морального вреда презюмируется, истец ранее не был судим, имел определённый статус в обществе. Официальное привлечение его к уголовной ответственности за предложение посредничества во взятничестве (тяжкое преступление), длительный период ведения следствия, не могло не сказаться отрицательно на деловой репутации истца, имеющего статус адвоката. При определении размера компенсации морального вреда судом оцениваются конкретные действия, принцип разумности и справедливости, вместе с тем, учитывается также отсутствие ограничения (лишения) Миронычева С.Н. в период расследования уголовного дела свободы и возможности трудиться.

Суд считает необходимым взыскать в пользу истца Миронычева С.Н. с Министерства финансов Российской Федерации (надлежащего ответчика по данному требованию) за счет средств казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., в остальной части исковых требований о компенсации морального вреда отказать.

Также отказать Миронычеву С.Н. в удовлетворении его требований к ответчикам об обязании прокурора принести официальные извинения, опубликовать информацию об оправдании, так как возложение указанных обязанностей предусмотрено нормами уголовно-процессуального закона и к числу установленных мер гражданско-правовой ответственности не относится. При этом, Миронычевым С.Н. не представлено доказательств того, что с такими требованиями в порядке положений ст. 136 УПК он обращался. Кроме того, на требованиях в данной части в период разрешения спора Миронычев С.Н. не настаивал.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, судья

РЕШИЛ

Исковые требования Миронычева Сергея Николаевича к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования, обязании принести официальные извинения, опубликовать информацию об оправдании удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Миронычева Сергея Николаевича в счет компенсации морального вреда денежную сумму в размере 50 000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда, а также в удовлетворении требований об обязании принести официальные извинения, опубликовать информацию об оправдании Миронычеву Сергею Николаевичу отказать.

В удовлетворении исковых требований Миронычева Сергея Николаевича к прокуратуре Заволжского района г. Ульяновска, прокуратуре Ульяновской области о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования, обязании принести официальные извинения, опубликовать информацию об оправдании отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

           Судья                                                                                           Н.Д. Николаева


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ УЩЕРБА ОТ ДЕЙСТВИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда о компенсации морального вреда

Лукьянов Н.В. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Саратовской области о компенсации морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием. Исковые требова...

Решение суда о возмещении морального вреда, причиненного незаконным и необоснованным уголовным преследованием, незаконным избранием меры пресечения, незаконным привлечением к уголовной ответственности, будучи несовершеннолетним

Мохов В.Л. обратился в Ленинский районный суд города Уфы с исковым заявлением о взыскании компенсации морального вреда к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению федерального казначейства по Республике Башкортостан о возмещении морал...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru