Решение суда об отказе в предоставлении лекарственного препарата, понуждении к обеспечению лекарственным препаратом № 2-3277/2017 ~ М-1782/2017

Российская федерация

Центральный районный суд <адрес>

Максима Горького, ул., <адрес>, 630099

Центральный районный суд <адрес> в составе:

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Титовой В. Н. к министерству здравоохранения <адрес> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении лекарственного препарата, понуждении к обеспечению лекарственным препаратом,

УСТАНОВИЛ:

    Истец обратилась в суд с иском к ответчику и просила обязать организовать обеспечение истца лекарственным препаратом «Руксолитиниб» (Джакави) в необходимом количестве в соответствии с рекомендацией врача.

    В ходе судебного разбирательства истец в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации изменила предмет иска в части и просила признать незаконным отказ министерства здравоохранения <адрес> в предоставлении Титовой В.Н. лекарственного препарата «Руксолитиниб» (Джакави) за счет средств бюджетных ассигнований бюджета <адрес>, обязать ответчика обеспечивать Титову В.Н. указанным лекарственным препаратом в необходимом объеме в соответствии с медицинским назначением.

    В обоснование своих требований истец указала, что состоит на учете в ГБУЗ «ГКБ №» с диагнозом первичный миелофиброз, фибротическая стадия, JAK-2 (+), прогрессирующее течение. В связи с отсутствием эффекта от традиционной терапии с июля 2014 года истец в рамках протокола международного многоцентрового клинического исследования получала монотерапию препаратом «Руксолитиниб» (торговое наименование «Джакави). От полученной терапии состояние здоровья истца улучшилось. Однако, после окончания исследования, с ДД.ММ.ГГГГ истец не получает данный препарат, переведена на иную терапию. На фон отмены препарата состояние здоровья истца резко ухудшилось, отмечается прогрессирование основного заболевания. Заключением врачебной комиссии рекомендовано постоянное применение препарата «Руксолитинб». Однако, министерство здравоохранения <адрес> отказало в обеспечение истца указанным препаратом, поскольку последний не входит в льготный перечень. Истец не согласна с данным отказом, поскольку она страдает онкологическим заболеванием, а препарат «Руксолитиниб» рекомендован истцу по жизненным показаниям.

    Титова В.Н. в судебное заседание не явилась, была извещена судом надлежащим образом.

    Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и дала соответствующие пояснения. Просила обратить решение суда к немедленному исполнению.

    Представитель ответчика исковые требования не признал и дал пояснения согласно письменному отзыву на иск.

    Представитель третьего лица в судебном заседании дала пояснения согласно письменным возражениям.

    Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

    В ходе судебного разбирательства было установлено, что Титова В. Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом третьей группы бессрочно.

    Титовой В.Н. в 2011 году был выставлен диагноз – первичный миелофиброз, фибротическая стадия, JAK-2 (+), прогрессирующее течение.

    Как следует из заключения главного гематолога министерства здравоохранения <адрес>, главного федерального внештатного гематолога СФО Поспеловой Т.И. согласно международной прогностической системы IPSS пациентка Титова В.Н. относится к высокой группе риска. Получала монотерапию гидроксимочевиной – отмечались непереносимость (сыпь, диарея, лихорадка), алкераном с преднизолоном – значительного эффекта от терапии не получено.

    В июле 2014 года в рамках протокола международного многоцентрового клинического исследования Титова В.Н. получала монотерапию препаратом «Руксолитиниб» по 20 мг. 2 раза в сутки. На фоне проводимой терапии достигнуто клинико-гематологическое улучшение: исчезла конституциональная симптоматика, нормализовались размеры селезенки. Отмечается хорошая переносимость терапии.

    ДД.ММ.ГГГГ клинические исследования завершились, прекратилось снабжение пациентки препаратом «Руксолитиниб». Титова В.Н. переведена на терапию цитостатическими препаратами. На фоне отмены препарата «Руксолитиниб» у больной отмечается рецидив конституциональной симптоматики (потливость, боль в мышцах), увеличился размер селезенки, нарастает картина миелопролиферативного синдрома, то есть отмечается прогрессирование основного заболевания (л.д. 4).

    В министерство здравоохранения <адрес> была подана заявка ГБУЗ <адрес> «Городская клиническая больница №» на обеспечение Титовой В.Н. препаратом «Руксолитиниб» (торговое наименование «Джакави»).

    Однако, решением формулярной комиссии при министерстве здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в обеспечении Титовой В.Н. указанным препаратом, поскольку последний не входит к льготный перечень и бесплатно не предоставляется (л.д.6).

    Оценивая указанный отказ суд, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

В целях реализации государством его конституционных обязанностей в области здравоохранения Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определяет, в частности, правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

В соответствии с частью 1 статьи 81 указанного закона в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

В силу пункта 5 части 2 статьи 81 данного закона перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» установлен перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых, лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врача бесплатно. В данный перечень заболеваний входят и онкологические заболевания.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе инвалиды.

В состав предоставляемых таким гражданам социальных услуг включаются, в том числе дополнительная медицинская помощь, предусматривающая и обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача (статья 6.2 указанного закона).

Как было установлено судом, Титова В.Н. страдает онкологическим, то есть социально значимым заболеванием.

Постановлением <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <адрес> на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, которая включает в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования и устанавливает: перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояние, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, перечень лекарственных препаратом, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.

Согласно указанным перечням онкологические заболевания входят в перечень заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства предоставляются бесплатно.

Перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий, отпускаемых населению по рецептам врачей бесплатно не содержит лекарственного препарата «Руксолитиниб» (торговое наименование «Джакави»).

Отсутствует лекарственный препарат «Руксолитиниб» и в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Однако, в силу части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

В соответствии с частью 5 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных препаратов, чем те, которые включены в стандарт медицинской помощи.

    Как следует из заключения врачебной комиссии ГБУЗ «Городская клиническая больница №» от ДД.ММ.ГГГГ Титова В.Н. после окончания клинических исследований и отмены препарата «Руксолитиниб» переведена на терапию цитостатическими препаратами. На фоне отмены препарата «Руксолитиниб» у пациентки отмечается рецидив конституциональной симптоматики, увеличился размер селезенки, нарастает картина миелопролиферативного синдрома, то есть отмечается прогрессирование основного заболевания. Учитывая неэффективность традиционных методов терапии, непереносимость терапии гидроксимочевиной, прогрессирование гемобластоза при отмене терапии препаратом «Руксолитиниб», согласно международным рекомендациям, Титова В.Н. нуждается в проведении постоянной терапии препаратом «Руксолитиниб» в дозе 40 мг. в стуки (л.д.49). Прием препарат длительный пожизненный.

    Согласно заключению врачебной комиссии ГБУЗ «Городская клиническая больница №» от ДД.ММ.ГГГГ Титова В.Н. с июля 2014 года в рамках протокола международного многоцентрового клинического исследования получала монотерапию препаратом «Руксолитиниб» по 20 мг. 2 раза в сутки при лечении первичного миелофиброза фибротической стадии. На фоне проводимой терапии достигнуто клинико-гематологическое улучшение: исчезла конституциональная симптоматика, нормализовались размеры селезенки, переносимость терапии хорошая. После окончания клинических исследований и отмены препарата «Руксолитиниб» Титова В.Н. переведена на терапию цитостатическими препаратами. На фоне отмены препарата «Руксолитиниб» у пациентки отмечается рецидив конституциональной симптоматики, увеличился размер селезенки, нарастает картина миелопролиферативного синдрома, то есть отмечается прогрессирование основного заболевания. Учитывая неэффективность традиционных методов терапии, непереносимость терапии гидроксимочевиной, Титова В.Н. нуждается по жизненным показаниям в проведении постоянной терапии препаратом «Руксолитиниб» в дозе 40 мг. в стуки (л.д.49). Прием препарат длительный пожизненный. На три месяца пациентке необходимо 3 упаковки препарата (20 мг. № таблеток).

    С учетом заключения врачебной комиссии, в связи с индивидуальной непереносимостью традиционной терапии, Титова В.Н. по жизненным показаниям нуждается в обеспечении лекарственным препаратом, который не входит в перечень лекарственных препаратов, предоставляемых бесплатно.

    Однако, обеспечение таким препаратом бесплатно и его применение при амбулаторном лечении социально значимого заболевания соответствует требованиям части 3 статьи 80 и части 5 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

    Таким образом, лицо, признанное в установленном порядке инвалидом и страдающее онкологическим заболеванием, вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно лекарственных препаратов вне зависимости от наименования и стоимости данного препарата.

При этом суд не принимает во внимание довод представителя ответчика о том, что обеспечение истца указанным лекарственным препаратом невозможно, поскольку данный препарат не включен в соответствующие перечни, так как в вышеприведенных нормативных актах не содержится запрета на предоставление лекарственных препаратов, не предусмотренных Перечнем и стандартом оказания медицинской помощи для конкретного вида заболевания. Кроме того, ответчиком не представлено доказательств наличия иных аналогичных/ альтернативных лекарственных препаратов/средств для лечения заболевания истца с учетом индивидуальной непереносимости терапии и жизненных показаний.

    Согласно статье 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: 1) осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; 3) организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Средства на осуществление указанных в части 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации): 1) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, предусмотренными частью 7 настоящей статьи; 2) обеспечивает своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, ежеквартального отчета по установленной форме о расходовании предоставленных субвенций, о достижении целевых прогнозных показателей, а также иной информации, предусмотренной нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

    Таким образом, решение вопросов по организации обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, относится к компетенции субъектов Российской Федерации.

    В соответствии с Положением о министерстве здравоохранения <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> №-П от ДД.ММ.ГГГГ, министерство здравоохранения <адрес> является областным исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим государственное управление и нормативное правовое регулирование в сфере охраны здоровья и лекарственного обеспечения населения в пределах установленных федеральным законодательством и законодательством <адрес> полномочий. В полномочия министерства здравоохранения <адрес> входит в том числе организация обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в части обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, дополнительными лекарственными препаратами для медицинского применения при лечении в амбулаторных условиях отдельных заболеваний по жизненно важным показаниям и при угрозе жизни и здоровью пациента за счет средств областного бюджета <адрес>.

    В соответствии с разделом 5 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

    При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности отказа министерства здравоохранения <адрес> в организации обеспечения Титовой В.Н. лекарственным препаратом «Руксолитиниб» (торговое наименование «Джакави» по жизненным показаниям.

Исходя из полномочий, министерство здравоохранения <адрес> подлежит понуждению к организации обеспечения Титовой В.Н. лекарственным препаратом «Руксолитиниб» (торговое наименование «Джакави») постоянно в необходимом объеме и дозировке в соответствии с медицинскими показаниями, до изменения тактики лечения заболевания Титовой В.Н. за счет средств бюджета <адрес>.

В силу статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Учитывая жизненные показания в обеспечении лекарственным препаратом, в целях предотвращения возможного причинения вреда здоровью истца, суд считает возможным обратить решение к немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

РЕШИЛ

    Исковые требования Титовой В. Н. к министерству здравоохранения <адрес> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении лекарственного препарата, понуждении к обеспечению лекарственным препаратом удовлетворить.

    Признать незаконным отказ министерства здравоохранения <адрес> в обеспечении Титовой В. Н. лекарственного препарата «Руксолитиниб» (торговое название «Джакави») за счет средств бюджета <адрес>.

Обязать министерство здравоохранения <адрес> организовать обеспечение Титовой В. Н. лекарственным препаратом «Руксолитиниб» (торговое название «Джакави») в необходимом объеме и дозировке в соответствии с медицинскими показаниями постоянно, до изменения тактики лечения заболевания Титовой В. Н..

Решение суда в части обеспечения лекарственным препаратом обратить к немедленному исполнению.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший решение.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья                И.В.Зинина


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО СОЦИАЛЬНЫМ СПОРАМ:

Решение суда об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2014г., 2015г., 2016г., 2017г., в учреждении и продолжительностью, в соответствии с профилем заболевания

К.О.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2014г., 2015г., 2016г., 2017г., в учреждении и продолжительность...

Решение суда о возложении обязанности восстановления в списках, взыскании суммы и компенсации морального вреда

Истец обратился в суд с иском, указывая на то, что дд.мм.гггг он исключен из списков воинской части в звании старшего прапорщика по достижению предельного возраста пребывания на военной службе и ему назначена пенсия, включая выслуги и службу в орг...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru