Решение суда о признании права на реконструкцию нежилого здания № 2-1952/2017 ~ М-1964/2017

Дело № 2-1952/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июля 2017 года г. Хабаровск

Железнодорожный районный суд города Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Федореева Е.В.,

при секретаре Распопине Е.В.,

с участием представителя истца Гук ФИО5.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ключник ФИО6 о признании права на реконструкцию нежилого здания

УСТАНОВИЛ:

Ключник ФИО7. обратилась в Железнодорожный районный суд г.Хабаровска с исковым заявлением к департаменту архитектуры, строительства и землепользования администрации г.Хабаровска, департаменту муниципальной собственности администрации г.Хабаровска о признании права на реконструкцию нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>А, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ между ней и департаментом муниципальной собственности администрации г.Хабаровска заключен договор купли-продажи объекта муниципальной собственности: нежилого здания общей площадью 34 6.8 кв.м. с земельным участком общей площадью 1773,1 кв.м., расположенные по адресу: г.Хабаровск, Железнодорожный район, <адрес> Основанием для заключения договора купли-продажи являлся протокол 2/54 о результатах открытого аукциона от ДД.ММ.ГГГГ. Приобретенное ей из муниципальной собственности здание требует проведения работ по восстановлению здания. Учитывая состояние приобретенного объекта, с целью приведения его в надлежащее состояние, исключения риска гибели здания, в том числе и с целью недопущения причинения вреда каким-либо другим лицам ненадлежащим состоянием нежилого здания, ей принято решение о проведении в установленном порядке реконструкции нежилого здания. В установленном административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию, утвержденным постановлением администрации города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ №, порядке она обратилась в департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации г.Хабаровска, который является лицом, предоставляющем указанную услугу. В предоставлении услуги было отказано. Учитывая ответ департамента архитектуры, строительства и землепользования от ДД.ММ.ГГГГ №, единственным основанием для отказа в выдаче разрешения на реконструкцию является: предоставленная схема планировочной организации земельного участка не соответствует градостроительному плану земельного участка № №. Рассматриваемый земельный участок полностью расположен в границах красных линий планируемой транспортной развязки улиц: Серышева-Ленинградская-Воронежская, действия градостроительного регламента на данную территорию не распространяется, места допустимого размещения объектов капитального строительства в границах данного земельного участка отсутствуют. В соответствии ч. 13 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ выдать разрешение на строительство не представляется возможным. Вместе с тем, департаментом архитектуры, строительства и землепользования при принятии решения об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию не учтено следующее. Решением Хабаровской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № была утверждена программа приватизации муниципального имущества городского округа «Город Хабаровск» на 2016 год. П.п.50 программы в число объектов недвижимого имущества, подлежащих приватизации включено нежилое здание (литер А) с земельным участком по <адрес>А. В соответствии с п.12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Запрет на отчуждение земельных участков в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты) установлен также Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». В силу ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования-это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары). Красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии- электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (ст.1 Градостроительного кодекса РФ). Учитывая указанные положения законодательства РФ, полагает, что Хабаровская городская Дума не могла включить в перечень объектов приватизации земельный участок в составе земель общего пользования, а департамент муниципальной собственности провести аукцион и передать земельный участок с расположенным на нем зданием в частную собственность за плату. Кроме того, согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости - земельный участок площадью 1773 кв.м. относится к категории земель земли населенных пунктов, разрешенное использование - под нежилое здание, ограничения прав и обременение объекта недвижимости не зарегистрировано. Вид разрешенного использования земельного участка - под нежилое здание изначально предполагал нахождение на нем нежилого здания, пр этом никаких изменений в сведения о земельном участке не вносилось, что подтверждает, что участок возник в качестве объекта гражданских прав, а также, будучи сформированном в таком виде, мог выступать предметом договора купли-продажи, подлежать отчуждению в частную собственность. Наличие указанного земельного участка с расположенным на нем зданием, которые находятся в частной собственности, позволит в установленном законом порядке реализовать муниципальному образованию механизм его изъятия при условии соблюдения прав и законных интересов собственника земельного участка, в случае начала проведения работ по строительству транспортной развязки улиц: Серышева-Ленинградская-Воронежская. Указание в отказе на выдачу разрешения на реконструкцию, что действие градостроительного регламента на данную территорию не распространяется, места допустимого размещения объектов капитального строительства в границах данного земельного участка отсутствуют, не согласуется с Решением Хабаровской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому на земельном участке находится здание - объект капитального строительства. Какие-либо изменения в указанное решение Хабаровской городской Думы в части исключения из перечня объектов, подлежащих приватизации, указанного нежилого здания и земельного участка. Кроме того, необходимо отметить, что согласно ч. 14 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». Изучение официального источника опубликования муниципальных правовых актов газеты «Хабаровские вести» свидетельствует, что утвержденная документация по планировке территории, в том числе, указанная в градплане земельного участка: «проект планировки Железнодорожного района, утвержденный постановлением администрации города Хабаровска от 07.02.2017 № 372, в редакции, утвержденной постановлением администрации города Хабаровска от 06.05.2015 № 1592» в установленном порядке не публиковались, поскольку опубликование отдельных положений документации по планировке территории, отдельных положений проектов планировки, проектов межевания, т.е. не опубликование в полном объеме не свидетельствует о соблюдении положений ст. 46 ГрК РФ. Размещение указанных актов на официальном сайте муниципального образования не заменяет необходимость опубликования актов: «Подлежит опубликованию и размещается на официальном сайте при наличии такового». Не опубликованию указанных документов в установленном порядке свидетельствует о том, что указанные акты не подлежат применению. Согласно ч. 1 ст. 30 ГПК РФ, иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов. Истец ранее обращалась в Центральный районный суд г.Хабаровска с аналогичным исковым заявлением, однако соответствующим определением от ДД.ММ.ГГГГ данный иск был возвращен в связи с неподсудностью, этим же определением было разъяснено о праве подачи данного иска в Железнодорожный районный суд г.Хабаровска. В связи с чем, просит признать за ней право на реконструкцию нежилого здания, общей площадью 326,8, расположенного по адресу: <адрес>.

В судебное заседание истец Ключник ФИО8 не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.

В судебном заседании представитель истца Гук С.П. поддержала исковые требования, просила удовлетворить.

Представители департамента муниципальной собственности администрации г.Хабаровска, департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г.Хабаровска в суд не явились, извещены надлежащим образом, представили письменные отзывы по иску.

Изучив материалы дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся доказательств, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что решением Хабаровской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Программу приватизации муниципального имущества городского округа «Город Хабаровск» на 2015 год, утвержденную решением Хабаровской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении программы приватизации муниципального имущества городской округ «Город Хабаровск» на 2015 год», в программу приватизация внесен объект - нежилое здание, площадью 346,8 кв.метров, с земельным участком, площадью 1 773,1 кв.метров, расположенные в <адрес>А.

Распоряжением департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждена приватизация нежилого здания, площадью 346,8 кв.метров, с земельным участком, площадью 1 773,1 кв.метров, расположенного в <адрес>А.

По результатам проведенного аукциона (протокол 2/54 о результатах открытого аукциона от ДД.ММ.ГГГГ) между Ключник ФИО9 и департаментом муниципальной собственности администрации г.Хабаровска заключен договор купли-продажи объекта муниципальной собственности: нежилого здания общей площадью 346,8 кв.метров с земельным участком общей площадью 1773,1 кв.метров, расположенных по адресу: <адрес>А, продажная цена 14 034 000 рублей.

Согласно выписке от ДД.ММ.ГГГГ из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером 27:23:0040849:13, расположенный по адресу: <адрес>А, площадью 1 773 кв.метров, относится к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под нежилое здание, ограничения прав и обременение объекта недвижимости - не зарегистрировано, правообладатель Ключник ФИО10 переход права зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно техническому паспорту на нежилое здание по <адрес>А, указанное здание построено в 1937 году, состояние конструктивных элементов (признаки износа конструктивных элементов): фундамент: выпучивание и заметные искривления линии цоколя. Мелкие трещины, неравномерная осадка с общим прогибом стены; стены и их наружная отделка: выпадение кирпичей, сквозные трещины; перегородки: сквозные трещины, выпучивание стен; перекрытие чердачное: глубокие трещины в перекрытии, наличие временных креплений в отдельных местах; крыша: отсутствие отдельных листов, отколы и трещины, ослабление креплений; полы: массовые глубокие выбоины и отсутствие покрытия от основания; проемы оконные: нижний брус оконного переплета поражен гнилью; проемы дверные волосные поверхностные трещины в местах сопряжения коробок со стенами, дверные полотна поражены гнилью, физический износ составляет 58%.

Согласно ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Частью 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного ч. 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Часть 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Согласно абзацу 3 подп. 2.8.1 п. 2.8 (в редакции, действовавшей в момент принятия оспариваемого решения) Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию», утвержденного постановлением администрации г.Хабаровска от 23.12.2010 года № 4101, департамент отказывает в выдаче разрешения на строительство, реконструкцию в случае несоответствия представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативом, выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ).

Зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом РФ, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

При этом, под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 ГрК РФ).

В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Запрет на отчуждение земельных участков в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты) установлен также Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

В силу ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные помещения.

В соответствии с п. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ красные линиивключаются в основную часть проекта планировки территории, утверждаемого на основе документов территориального планирования муниципальных образований, в состав которых входят генеральные планы городских округов (п.1 ст. 8 п.1 ст. 1Градостроительного кодекса РФ).    

Согласно ст. 23 Градостроительного кодекса РФ генеральные планы включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов, входящих в состав поселений, в границах городского округа.

Согласно ст.ст. 209, 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Как усматривается из представленных материалов, нежилое здание, площадью 346,8 кв.метров, с земельным участком, площадью 1 773,1 кв.метров, расположенные в <адрес>А, включены в программу приватизации муниципального имущества, указанные объекты реализованы истцу, право собственности на нежилое здание и земельный участок зарегистрировано за истцом, каких-либо ограничений и обременений на объекты не зарегистрировано, в связи с чем, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что спорный земельный участок не подпадает под понятие территорий общего пользования, предусмотренное вышеприведенными нормами, подлежит отчуждению в частную собственность, и отчужден в собственность истцу, на земельном участке находится объект капитального строительства, в связи с чем, действие градостроительного регламента на данную территорию распространяется.

Доводы департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г.Хабаровска о том, что указанный земельный участок полностью расположен в границах красных линий планируемой транспортной развязки улиц: Серышева-Ленинградская-Воронежская судом принимаются, однако, обстоятельствами, свидетельствующими об отсутствии у истца права на реконструкции спорного объекта не являются.

С учетом изложенного, допуская избранный способ защиты права, требования Ключник ФИО11 о признании за ней права на реконструкцию принадлежащего ей на праве собственности нежилого здания подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ

РЕШИЛ

Требования Ключник ФИО12 о признании права на реконструкцию нежилого здания - удовлетворить.

Признать за Ключник ФИО13 право на реконструкцию нежилого здания, общей площадью 326,8 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>А.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровском краевом суде в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Хабаровска.

Судья Е.В. Федореев

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья Е.В. Федореев


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ СПОРАМ:

Решение суда о прекращении права общей долевой собственности, признании права собственности на жилой дом, земельный участок

Истец Коноплина ФИО15. обратилась в Железнодорожный районный суд г.Хабаровска с иском о прекращении права общей долевой собственности, признании права собственности на жилой дом, земельный участок, в обоснование указав, что Коноплиной ФИО16. и Кок...

Решение суда о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности

Истец обратилась в Индустриальный районный суд с иском к Администрации о признании права собственности на недвижимое имущество: земельный участок, расположенный по адресу , кадастровый № (разрешенное использование под огород, кадастровая стоимость...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru