Решение суда о признании незаконным бездействия по ненадлежащему содержанию федерального имущества № 2-2850/2017 ~ М-2855/2017

                                                                                 Дело № 2-2850/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07.08.2017 Орджоникидзевский районный суд г.Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Кислициной С.В., с участием прокурора Кочневой Е.В., при секретаре Тюшняковой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области о признании незаконным бездействия по ненадлежащему содержанию федерального имущества, возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - ТУ Росимущества в Свердловской области) о признании незаконным бездействия по ненадлежащему содержанию федерального имущества, возложении обязанностей.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга совместно с отделом надзорной деятельности по Орджоникидзевскому району МО «город Екатеринбург» ОНД и ПР МО «город Екатеринбург» ГУ МЧС России по Свердловской области проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего сохранность и использование объекта гражданской обороны (убежища), расположенного на территории по адресу: < адрес >А, п.2.

Обязанность по надлежащему содержанию, сохранению в состоянии готовности к использованию в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время объекта гражданской обороны - защитного сооружения, ВУ AV-< № >, инв.< № >, номер убежища < № >, реестровый номер < № >, площадью < данные изъяты > кв.м., возложена на ТУ Росимущества в Свердловской области.

Собственник имущества не осуществляет в отношении объекта гражданской обороны должных мер, направленных на его сохранение.

Помимо ненадлежащего содержания защитного сооружения, не определены границы земельного участка, необходимые для его надлежащего функционирования, право собственности Российской Федерации на земельный участок под защитным сооружением и участок, необходимый для его эксплуатации, не зарегистрировано.

Бездействие ТУ Росимущества в Свердловской области в виде непринятия мер по надлежащему содержанию вышеуказанного объекта гражданской обороны и отсутствие зарегистрированных прав на землю нарушают права неопределенного круга лиц на обеспечение возможности укрытия в условиях чрезвычайных ситуаций.

Прокурор просит: признать незаконным бездействие ТУ Росимущества в Свердловской области, выразившееся в ненадлежащем содержании федерального имущества - защитного сооружения гражданской обороны ВУ AV-< № >, инв.< № >, номер убежища < № >, реестровый номер < № >, площадью < данные изъяты > кв.м., расположенного по адресу: < адрес >А, п.2, и непринятии мер к установлению границ земельного участка, необходимого для его эксплуатации, регистрации права Российской Федерации на земельный участок;

обязать ТУ Росимущества в Свердловской области устранить нарушения путем приведения защитного сооружения гражданской обороны ВУ AV-< № > инв.< № >, номер убежища < № >, реестровый номер < № >, площадью < данные изъяты > кв.м., расположенного по адресу: < адрес >А, п.2, в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно: < данные изъяты >;

обязать ТУ Росимущества в Свердловской области установить и согласовать со смежными землепользователями границы земельного участка, необходимого для эксплуатации защитного сооружения

гражданской обороны ВУ AV-< № >, инв.< № >, номер убежища < № >, реестровый номер < № >, площадью < данные изъяты > кв.м., расположенного по адресу: < адрес >А, п.2,и зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные исковые требования.

Представитель ТУ Росимущества в Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку обязанность поддерживать существующие объекты гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию и эксплуатации возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Представитель третьего лица - ГУ МЧС РФ по Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще.

Заслушав мнение истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне», основными задачами в области гражданской обороны являются: предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты, обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Согласно п.п.2, 8 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 1309 от 29.11.1999, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне. Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Из п.1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России № 583 от 15.12.2002, следует, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (противорадиационного укрытия), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитных сооружений гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации.

Согласно выписке из инвентаризационной ведомости убежищ гражданской обороны, находящихся на территории Свердловской области по состоянию на 30.04.2014, защитное сооружение (убежище) находится по адресу: < адрес >А, п.2.

Как следует из письма ГУ МЧС России по Свердловской области от 27.04.2017, в ходе проведения совместной проверки с помощником прокурора Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга защитного сооружения ВУ AV-< № >, инв.< № >, номер убежища < № >, реестровый номер < № >, площадью < данные изъяты > кв.м., расположенного по адресу: < адрес >А, п.2,были выявлены следующие недостатки:

< данные изъяты >

< данные изъяты >

< данные изъяты >

< данные изъяты >

< данные изъяты >

< данные изъяты >.

В соответствии со сведениями ГУ МЧС России по Свердловской области, защитное сооружение гражданской обороны ВУ AV-< № >, инв.< № >, номер убежища < № >, реестровый номер < № >, площадью < данные изъяты > кв.м., расположенное по адресу: < адрес >А, п.2, представляет собой встроенное убежище вместимостью < данные изъяты > человек, является государственной собственностью и находится в казне Российской Федерации, представителем которой является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области.

Из имеющихся в деле доказательств следует, что защитное сооружение гражданской обороны ВУ AV-< № >, инв.< № >, номер убежища < № >, реестровый номер < № >, площадью < данные изъяты > кв.м., расположенное по адресу: < адрес >А, п.2, является собственностью Российской Федерации, включено в реестр федеральной собственности, в собственность Свердловской области не передавалось, также не передавалось в оперативное управление либо хозяйственное ведение какой-либо организации, в реестре муниципального имущества, реестре имущества Свердловской области не значится. Данные обстоятельства представитель ответчика в судебном заседании не оспаривал.

Таким образом, указанный объект не был передан на каком-либо праве юридическим или физическим лицам, никем не использовался, назначение объекта как защитного сооружения не было изменено.

Суд не принимает доводы ответчика о том, что указанное защитное сооружение должно поддерживаться в состоянии постоянной готовности иными лицами, поскольку доказательств передачи защитного сооружения органу местного самоуправления, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или какой-либо организации ответчиком суду не представлено.

В соответствии с пп.28 п.1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны. При этом, как следует из ст. 8 Федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне», органы местного самоуправления вправе создавать и должны поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения в пределах границ муниципальных образований.

Таким образом, к компетенции соответствующего органа местного самоуправления относится поддержание в состоянии постоянной готовности тех защитных сооружений, которые находятся в муниципальной собственности.

Обязанность ТУ Росимущества в Свердловской области по приведению данного имущества в надлежащее состояние определена Федеральным законом № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне», Порядком содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденным приказом МЧС Российской Федерации № 575 от 21.07.2005, Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 1309 от 29.11.1999, Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом МЧС Российской Федерации № 583 от 15.12.2002.

Кроме того, в соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, бремя содержания имущества несет его собственник, в связи с чем вопрос о целесообразности поддержания надлежащего состояния защитных сооружений гражданской обороны - убежищ, вопрос об их содержании и обслуживании либо об их списании может быть разрешен только собственником этих помещений, являющихся в силу закона объектом федеральной собственности, обязанность по содержанию которых возложена на ТУ Росимущества в Свердловской области.

Поскольку представителем ТУ Росимущества в Свердловской области не оспаривается, что данное защитное сооружение гражданской обороны требует ремонтных работ по приведению его в надлежащее состояние и до настоящего времени своего статуса не утратило, защитное сооружение подлежит приведению в надлежащее состояние в соответствии с предъявляемыми требованиями.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне», под требованиями в области гражданской обороны понимаются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств определяется Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 583 от 15.12.2002, которыми установлены требования к эксплуатации защитных сооружений, подлежащими выполнению при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ст.6 Федерального закона № 28-ФЗ).

В ходе проведенной проверки установлено, что указанное защитное сооружение гражданской обороны находится в неудовлетворительном состоянии, непригодном для использования по прямому назначению, числится в реестре федеральной собственности.

Каких-либо допустимых и относимых доказательств несоответствия заявленных исковых требований реальному объему необходимых для приведения защитного сооружения гражданской обороны в должное состояние ответчиком не представлено, как не представлено и доказательств соответствия состояния убежища предъявляемым требованиям.

С учетом изложенного суд признает установленным факт бездействия ТУ Росимущества в Свердловской области, выразившийся в ненадлежащем содержании федерального имущества, чем нарушаются требования к эксплуатации защитных сооружений, подвергаются угрозе права неопределенного круга лиц на обеспечение беспрепятственной возможности укрытия в защитном сооружении в военное время или в условиях чрезвычайных ситуаций.

Что касается требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по согласованию границ земельного участка со смежными землепользователями, регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: < адрес >А, п.2, то данное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст.11.1 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 2 ст. 261 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.

Из материалов дела следует, что земельный участок, в составе которого находится подземное защитное сооружение, расположен по адресу: < адрес >А, п.2.

Как следует из положений Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Другими словами, права на земельный участок, находящийся под многоквартирным жилым домом, принадлежат исключительно собственникам жилых помещений в многоквартирном жилом доме.

Собственником многоквартирного жилого дома ответчик не является, принадлежащее ему подземное сооружение, расположено под земной поверхностью и в состав помещений многоквартирного дома по адресу: < адрес >А, п.2, не входит.

Таким образом, поскольку защитное сооружение ВУ AV-< № >, инв.< № >, номер убежища < № >, реестровый номер < № >, площадью 88 кв.м., расположенное по адресу: < адрес >А, п.2,представляет собой подземное противорадиационное укрытие, находящееся в подземной части многоквартирного дома, оно не может расцениваться как обособленный отдельно стоящий объект на земельном участке, а является лишь специальным инженерным объектом, находящимся под земельным участком ниже почвенного слоя.

Поскольку защитное сооружение не относится к объектам земельного права, установление границ и проведение земельных работ по отведению земельного участка, непосредственно обслуживающего защитное сооружение, в данном случае не требуется, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении иска прокурора о возложении на ответчика обязанности по согласованию границ земельного участка со смежными землепользователями, регистрации права собственности на земельный участок.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

исковые требования прокурора Орджоникидзевского района города Екатеринбурга, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области о признании незаконным бездействия по ненадлежащему содержанию федерального имущества, возложении обязанностей удовлетворить в части.

Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, выразившееся в ненадлежащем содержании федерального имущества - защитного сооружения гражданской обороны ВУ AV-< № >, инв.< № >, номер убежища < № >, реестровый номер < № >, площадью 88 кв.м., расположенного по адресу: < адрес >А, п.2.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области устранить нарушения путем приведения защитного сооружения гражданской обороны ВУ AV-< № >, инв.< № >, номер убежища < № >, реестровый номер < № >, площадью < данные изъяты > кв.м., расположенного по адресу: < адрес >А, п.2,в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно: восстановить < данные изъяты >.

В удовлетворении остальной части исковых требований прокурору Орджоникидзевского района города Екатеринбурга отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ СПОРАМ:

Решение суда о признании решения и протокола общего собрания членов НСТ недействительным

Сайфутдинов Н.И. обратился с иском к НСТ «Энергетик» о признании ничтожным в полном объеме и по всем вопросам решение и протокол общего собрания членов НСТ «Энергетик» прошедшее в июне 2016 года в форме заочного голосования, указав, что в июне 201...

Решение суда об установлении права частного постоянного сервитута на земельный участок

Бояршинова Н.В. на основании договора купли-продажи от дд.мм.гггг. является собственником земельного участка, разрешенное использование: индивидуальные жилые дома с придомовыми участками, кадастровый номер № адрес объекта: Мотовилов А.В. на основа...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru