Решение суда о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной на территории РФ № 2а-2028/2017 ~ М-2091/2017

Дело № 2а-2028/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 августа 2017 года г.Владивосток,

Советский районный суд г.Владивостока, в составе председательствующего судьи Борщенко Т.А.,

при секретаре Иноземцевой А.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Первомайского района г.Владивостока в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной на территории РФ

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Первомайского района г.Владивостока в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной на территории РФ, указав, с <дата> по <дата> прокуратурой Первомайского района г.Владивостока в ходе проверки по обращению Елесеева К.И. по вопросу несоблюдения законодательства в сфере реализации алкогольной и табачной продукции, в том числе дистанционном способом, принятия мер к признанию информации, распространяемой на интернет-сайтах, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, мониторингом интернет-сайтов: <адрес>. Мониторингом указанных сайтов установлено, что на их страницах посетителям предлагается приобретение и доставка алкогольной продукции дистанционным способом без ограничения по времени. Размещенный на страницах сайтов материал направлен на неограниченный круг лиц в обход установленным Российской Федерации требованиям для ведения деятельности по реализации алкогольной продукции. За нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции предусмотрена ответственность по ст. 14.16 КРФоАП. Прокурором района мониторингом сайтов: <адрес> установлено, что с указанных сайтов - «Интернет магазинов» фактически осуществляется розничная продажа алкогольной продукции (дубликатов элитного алкоголя), в том числе в канистрах дистанционным способом с доставкой по России транспортными компаниями, в том числе с 23 часов до 8 часов неограниченному кругу лиц. Вход на вышеуказанные сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данных информационных сайтов и скопировать материалы в электронной варианте может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространения отсутствуют. Соответственно, размещенные на страницах указанных сайтов материалы направлены на неограниченный круг лиц, в обход установленным законодательством требованиям для ведения и реализации такой деятельности. Кроме того, на указанных сайтах имеются номера телефонов, по которым в любое время можно осуществить заказ, а также формы «бланков заказа» на доставку алкогольной продукции, оплата производится курьеру при доставке либо по предоплате (банковским переводом (на карту), электронной валютой (QIWI, Яндекс деньги). На указанных сайтах единственный способ получения заказанной алкогольной продукции - доставка курьером либо транспортной компанией, таким образом, вся розничная реализация алкогольной продукции осуществляется вне стационарного объекта без учета возраста лиц, которым осуществляется отпуск алкогольной продукции, в нарушение требований федерального законодательства. Размещенная на указанных сайтах информация позволяет неограниченному числу лиц, в том числе и несовершеннолетним, приобретать алкогольную продукцию в нарушение установленного законом порядка, при отсутствии предусмотренных законом сопроводительных документов и информации о реализуемом товаре. Просит суд признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах сайта URL с адресами: <адрес>

В судебном заседании старший помощник прокурора г.Владивостока Хилко Н.В. на удовлетворении административного иска настаивает в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по ПК в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, заявлений или ходатайств об отложении судебного заседания в суд не представил, о причинах неявки суду не сообщил.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя Управления Роскомнадзора по ПК, в силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ.

Выслушав помощника прокурора г.Владивостока Хилко Н.В., исследовав материалы дела в их совокупности, суд считает, что в удовлетворении административного иска надлежит отказать в полном объеме по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что с <дата> по <дата> прокуратурой Первомайского района г.Владивостока была проведена проверка по обращению Елесеева К.И. по вопросу несоблюдения законодательства в сфере реализации алкогольной и табачной продукции, в том числе дистанционном способом, принятия мер к признанию информации, распространяемой на интернет-сайтах, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В ходе проверки, проведенной сотрудниками прокуратуры Первомайского района г.Владивостока установлено, что на страницах сайта URL с адресами: <адрес> посетителям предлагается приобретение и доставка алкогольной продукции дистанционным способом без ограничения по времени. Размещенный на страницах сайтов материал направлен на неограниченный круг лиц в обход установленным Российской Федерации требованиям для ведения деятельности по реализации алкогольной продукции.

С указанных сайтов - «Интернет магазинов» фактически осуществляется розничная продажа алкогольной продукции (дубликатов элитного алкоголя), в том числе в канистрах дистанционным способом с доставкой по России транспортными компаниями, в том числе с 23 часов до 8 часов неограниченному кругу лиц. Вход на вышеуказанные сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данных информационных сайтов и скопировать материалы в электронной варианте может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространения отсутствуют. Размещенные на страницах указанных сайтов материалы направлены на неограниченный круг лиц, в обход установленным законодательством требованиям для ведения и реализации такой деятельности. Кроме того, на указанных сайтах имеются номера телефонов, по которым в любое время можно осуществить заказ, а также формы «бланков заказа» на доставку алкогольной продукции, оплата производится курьеру при доставке либо по предоплате (банковским переводом (на карту), электронной валютой (QIWI, Яндекс деньги).

Согласно ч. 4 ст. 13 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», порядок регулирования импорта алкогольной продукции и контроль за качеством ввозимой в Российскую Федерацию алкогольной продукции устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 23.2 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Указом Президента РФ от 31.12.2008 № 1883 «Об образовании Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка», образована Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, на которую возложены функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.

Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 154 утверждено Положение о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка.

Согласно Разделу 2 части 5 указанного Положения, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет следующие полномочия:

- ведение в установленном порядке единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п. 5.3.6);

- осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц в установленной сфере деятельности, а также проверку деятельности индивидуальных предпринимателей в части розничной продажи спиртосодержащей непищевой продукции, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива (п. 5.6);

- осуществляет рассмотрение дел и составление протоколов об административных правонарушениях в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (п. 5.7).

В административном иске прокурор указывает, что при помощи указанных сайтов осуществляется свободная реализация алкогольной продукции дистанционным способом.

При этом, административный иск заявлен не в связи с распространением информации, а в связи с возможностью осуществления незаконной торговли.

Законодательством не предусмотрен запрет на продажу алкогольной продукции, однако предусмотрены определенные ограничения для ее продажи. Поэтому запрещенной является не информация о продаже алкоголя, а сам способ продажи алкогольной продукции дистанционным способом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ее рекламы, поскольку требования о размещении рекламы алкогольной продукции содержаться в ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Полномочиями по контролю оборота алкогольной продукции осуществляет Управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование).

В материалах дела отсутствуют сведения, из административного иска и приложенных к нему документов не следует, что Прокурор Первомайского района г.Владивостока обращался в Управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) по факту незаконной продажи алкогольной продукции дистанционным способом в сети «Интернет» на страницах сайта URL с адресами: <адрес>.Также суд учитывает следующее.

В силу ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

В соответствии со ст. ст. 21, 22, 26 и 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» к компетенции прокурора в случае выявления в ходе прокурорской проверки оснований для привлечения к административной ответственности относится, в том числе, вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, либо направление результатов прокурорской проверки в компетентный государственный орган или должностному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

В нарушение ст. 62 КАС РФ, прокурором Первомайского района г.Владивостока не представлены сведения о владельцах сайта с URL адресом: <адрес>, не представлено доказательств реализации предоставленных ему законом полномочий в виде реагирования на выявленные им факты совершения административных правонарушений и обеспечения привлечения виновных лиц (владельца сайта или других лиц) к ответственности, а также доказательств возбуждения дел по признакам административного правонарушения в соответствии с нормами КРФоАП, что направлено на достижение целей и задач прокурорского надзора.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации») в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (часть 6 статьи 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

В силу частей 1, 5 статьи 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – реестр).

Частью 2 статьи 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

По смыслу пункта 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, может являться вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Из совокупного анализа приведенных положений Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» следует, что к участию в деле по административным искам о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной в качестве административного ответчика надлежит привлекать лицо, распространяющее информацию (владельца сайта).

Частью 6 статьи 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гарантировано право владельца сайта на обжалование решения о включении информации в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Таким образом, признание опубликованной на принадлежащем владельцу интернет-сайта информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации непосредственно связано со сферой прав и обязанностей владельца сайта, поскольку состав информации, опубликованной на сайте, порядок ее распространения отнесен законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции владельца сайта в сети «Интернет»; за распространение информации, запрещенной к распространению, владелец сайта может быть привлечен к ответственности; решение суда о признании информации запрещенной к распространению возлагает на владельца интернет-сайта обязанность по удалению соответствующего объема информации в случае, если владелец сайта намерен обеспечить функционирование интернет-сайта на будущее время.

Вместе с тем, материалы дела не содержат сведений о владельцах сайтов с URL адресом: <адрес>

Согласно иску Прокурор Первомайского района г.Владивостока указывает, что в результате проведения проверочных мероприятий установить владельцев вышеуказанных сайтов не представилось возможным. При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства предпринятых мер прокурором для установления надлежащим образом владельцев сайта.

В то же время, рассмотрение иска без привлечения владельцев интернет-сайта в качестве административного ответчика является существенным процессуальным нарушением.

Кроме того, суд также считает необходимым указать следующее.

По смыслу пункта 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101 (далее – Правила), основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются: решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти; вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.

В соответствии с пунктом 6 указанных Правил Роскомнадзор размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» в электронном виде форму для приема обращений органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, а также граждан о наличии на страницах сайтов в сети «Интернет» запрещенной информации и для взаимодействия с указанными органами власти, физическими и юридическими лицами в рамках деятельности по формированию и ведению единого реестра.

В случае удовлетворения административного иска Роскомнадзор, в силу пункта 9 Правил, обеспечивает исполнение судебного решения путем внесения в реестр соответствующей информации.

В соответствии с частью 4 статьи 38 КАС РФ под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.

Согласно части 1 статьи 47 КАС РФ под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела.

Поскольку Роскомнадзор не является распространителем информации, не хранит ее, не обрабатывает, а принимать решения для включения информации в реестр может только на основании поступивших обращений от граждан, юридических лиц, уполномоченных органов, то Роскомнадзор по административным делам о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной, занимает процессуальное положение заинтересованного лица.

Также судом учитывается, что в материалы дела не представлены сведения о том, что вопрос о признании информации, содержащейся на интернет-сайте с URL адресом с URL адресом: <адрес> запрещенной, не являлся предметом судебного разбирательства, и что данная информация еще не признавалась информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

С учетом отсутствия допустимых и достаточных доказательств в обоснование заявленных требований, изложенные обстоятельства в их совокупности не позволяют суду признать доказанными изложенные в административном иске обстоятельства, в связи с чем, в удовлетворении административного иска прокурора Первомайского района г.Владивостока в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной на территории РФ надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст.175-177,180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении административного иска прокурора Первомайского района г.Владивостока в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной на территории РФ – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Советский районный суд г.Владивостока в течение месяца, со дня изготовления в мотивированном виде.

    Мотивированное решение изготовлено 21.08.2017.

Судья Т.А. Борщенко


 

Решения судов по блокировке сайтов:

Решение суда о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации

Прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился к Управлению федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ульяновской области с административным иском о признании запрещенной к распространени...

Решение суда о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации

Прокурор Тюменского района обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании информации, содержащей инструкцию о создании взрывчатого вещества, распространенную в сети «И...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru