Решение суда об оспаривании постановления территориальной избирательной комиссии Нижегородского района Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ] [ № ] «Об отказе в регистрации Сидорина А. Н. кандидатом в депутаты городской Думы г. Нижнего Новгорода шестого созыва, выдвинуто № 2а-11283/2017 ~ М-9279/2017

Дело № 2а-11283/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нижний Новгород [ 00.00.0000 ]

Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород в составе председательствующего судьи: Симагина А.С.,

при ведении протокола секретарем: Еланским Д.А.,

с участием: административного истца Сидорина А.Н., представителя административного ответчика территориальной избирательной комиссии Нижегородского района Нижнего Новгорода Гусевой С.В., представителя административного ответчика избирательной комиссии муниципального образования г. Нижний Новгород Масловой И.Л., помощника прокурора Нижегородского района г. Нижнего Новгорода Яндулова Д.А., помощника прокурора г. Нижнего Новгорода Исаева В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сидорина А. Н. об оспаривании постановления территориальной избирательной комиссии Нижегородского района Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ] [ № ] «Об отказе в регистрации Сидорина А. Н. кандидатом в депутаты городской Думы г. Нижнего Новгорода шестого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу №27» и решения избирательной комиссии муниципального образования г. Нижний Новгород от [ 00.00.0000 ] [ № ] «О рассмотрении жалобы кандидата в депутаты городской Думы г. Нижнего Новгорода Сидорина А. Н. на постановление территориальной избирательной комиссии Нижегородского района Нижнего Новгорода, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №27, от [ 00.00.0000 ] [ № ] «Об отказе в регистрации Сидорина А. Н. кандидатом в депутаты городской Думы г. Нижнего Новгорода шестого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу №27»,

УСТАНОВИЛ:

решением городской Думы г. Нижнего Новгорода от 21 июня 2017 года №147 назначены дополнительные выборы депутатов городской Думы г. Нижнего Новгорода шестого созыва по одномандатному избирательному округу №18, по одномандатному избирательному округу №27 и по одномандатному избирательному округу №31 на 10 сентября 2017 года.

Решением избирательной комиссии муниципального образования г. Нижний Новгород от 29 июня 2017 года полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №27 по проведению дополнительных выборов депутатов городской Думы г. Нижнего Новгорода шестого созыва, назначенных на 10 сентября 2017 года, по одномандатному избирательному округу №27, возложены на территориальную избирательную комиссию Нижегородского района Нижнего Новгорода.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Нижегородского района Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ] [ № ], в связи с признанием из 153 подписей 18 недостоверными и недействительными, Сидорину А.Н. отказано в регистрации кандидатом в депутаты городской Думы г. Нижнего Новгорода шестого созыва по одномандатному избирательному округу №27 в связи с предоставлением недостаточного количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Не согласившись с результатом разрешения вопроса о регистрации кандидатом в депутаты городской Думы г. Нижнего Новгорода шестого созыва по одномандатному избирательному округу №27, Сидорин А.Н. обратился с жалобой в избирательную комиссию муниципального образования г. Нижний Новгород.

Решением избирательной комиссии муниципального образования г. Нижний Новгород от [ 00.00.0000 ] [ № ] жалоба кандидата в депутаты городской Думы г. Нижнего Новгорода Сидорина А.Н. на постановление территориальной избирательной комиссии Нижегородского района Нижнего Новгорода, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №27, от [ 00.00.0000 ] [ № ] «Об отказе в регистрации Сидорина А.Н. кандидатом в депутаты городской Думы г. Нижнего Новгорода шестого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу №27» оставлена без удовлетворения, однако признано достоверными 137 подписей избирателей из 153 представленных подписей.

Административный истец Сидорин А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления территориальной избирательной комиссии Нижегородского района Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ] [ № ] «Об отказе в регистрации Сидорина А. Н. кандидатом в депутаты городской Думы г. Нижнего Новгорода шестого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу №27» и решения избирательной комиссии муниципального образования г. Нижний Новгород от [ 00.00.0000 ] [ № ] «О рассмотрении жалобы кандидата в депутаты городской Думы г. Нижнего Новгорода Сидорина А. Н. на постановление территориальной избирательной комиссии Нижегородского района Нижнего Новгорода, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №27, от [ 00.00.0000 ] [ № ] «Об отказе в регистрации Сидорина А. Н. кандидатом в депутаты городской Думы г. Нижнего Новгорода шестого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу №27», указывая на представление достаточного количества достоверных подписей избирателей, требуемых для регистрации кандидатом в депутаты городской Думы г. Нижнего Новгорода шестого созыва. На этом основании Сидорин А.Н., изменявший исковые требования, окончательном просил суд:

1. признать незаконным постановление территориальной избирательной комиссии Нижегородского района Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ] [ № ] «Об отказе в регистрации Сидорина А. Н. кандидатом в депутаты городской Думы г. Нижнего Новгорода шестого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу №27»;

2. признать незаконным решение избирательной комиссии муниципального образования г. Нижний Новгород от [ 00.00.0000 ] [ № ] «О рассмотрении жалобы кандидата в депутаты городской Думы г. Нижнего Новгорода Сидорина А. Н. на постановление территориальной избирательной комиссии Нижегородского района Нижнего Новгорода, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №27, от [ 00.00.0000 ] [ № ] «Об отказе в регистрации Сидорина А. Н. кандидатом в депутаты городской Думы г. Нижнего Новгорода шестого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу №27» в части пунктом 1, 3, 4, 6, 7 и решение об отказе в удовлетворении жалобы;

3. признать действительными подписи, сведения о которых содержатся в пунктах 1, 3, 4, 6, 7 решения избирательной комиссии муниципального образования г. Нижний Новгород от [ 00.00.0000 ] [ № ] «О рассмотрении жалобы кандидата в депутаты городской Думы г. Нижнего Новгорода Сидорина А. Н. на постановление территориальной избирательной комиссии Нижегородского района Нижнего Новгорода, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №27, от [ 00.00.0000 ] [ № ] «Об отказе в регистрации Сидорина А. Н. кандидатом в депутаты городской Думы г. Нижнего Новгорода шестого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу №27», и в пункте 1 Протокола рабочей группы по рассмотрению возражений к итоговому протоколу проверки подписных листов, представленных кандидатом в депутаты городской Думы г. Нижнего Новгорода шестого созыва по одномандатному избирательному округу №27, Сидорина А. Н.»;

4. обязать территориальную избирательную комиссию Нижегородского района Нижнего Новгорода, исполняющую полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №27, избирательную комиссию муниципального образования г. Нижний Новгород зарегистрировать Сидорина А. Н. кандидатом в депутаты городской Думы г. Нижнего Новгорода шестого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу №27;

5. взыскать с административных ответчиков уплаченную государственную пошлину в размере 300 рублей.

В судебном заседании административный истец Сидорин А.Н. поддержал заявленные требования.

В судебном заседании представитель административного ответчика территориальной избирательной комиссии Нижегородского района Нижнего Новгорода Гусева С.В. и представитель административного ответчика избирательной комиссии муниципального образования г. Нижний Новгород Маслова И.Л. возражали против удовлетворения заявленных требований, указывая на соответствие оспариваемых решений требованиям закона.

В судебном заседании помощник прокурора Нижегородского района г. Нижнего Новгорода Яндулов Д.А. и помощник прокурора г. Нижнего Новгорода Исаев В.В. в своих заключениях просили суд отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая, что количество недействительных подписей превышает минимально возможный порог количества допустимых недействительных подписей, поэтому решения избирательных комиссий являются законными.

В судебное заседание иные участвующие в административном деле лица не явились, считаются надлежащим образом извещенными. Учитывая, что данных, подтверждающих наличие оснований для отложения судебного разбирательства, не представлено, суд на основании ст. 150-152, 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотреть настоящее административное дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц и заключения прокурора, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.1 и 2 ст. 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

На основании п.1 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с п.10 ст. 16 настоящего Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, – 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, и случаев, предусмотренных п.1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Аналогичная норма содержится в ст. 29 Закона Нижегородской области от 06 сентября 2007 года №108-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области».

Судом установлено, что решением избирательной комиссии муниципального образования г. Нижний Новгород от [ 00.00.0000 ] [ № ] «О числе подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода шестого созыва по одномандатным избирательным округам» определено, что численность избирателей в одномандатном избирательном округе №27 составляет 27759 человек, необходимое для регистрации кандидата количество подписей составляет 139 подписи, максимальное количество подписей составляет 153 подписи.

Пунктом 1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в п.2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в п.3.1) ст. 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с п.17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с п.17 ст. 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие п.2-7 ст. 35.1 настоящего Федерального закона или п.16 настоящей статьи.

Законом предусматривается процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей.

Согласно п.6 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.

В развитие указанных положений ч. 1 ст. 5 Закона Нижегородской области от 06 сентября 2007 года №108-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» предусмотрено, что гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, место жительства которого находится на территории одномандатного избирательного округа, имеет право избирать депутата представительного органа муниципального образования по соответствующему одномандатному избирательному округу, а при нахождении его места жительства в соответствующем муниципальном образовании – по муниципальному избирательному округу. Правом избирать обладают также граждане Российской Федерации, обучающиеся по очной форме обучения и зарегистрированные по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа в общежитиях образовательного учреждения, если место жительства указанных граждан расположено на территории Нижегородской области.

Таким образом, активным избирательным правом обладают лица, место жительства которых находится на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, а также граждане Российской Федерации, обучающиеся по очной форме обучения и зарегистрированные по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа в общежитиях образовательного учреждения, если место жительства указанных граждан расположено на территории Нижегородской области.

Правила оформления подписных листов (в том числе об обязательном внесении в подписные листы данных об избирателях) предусмотрены ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ.

В соответствии с этими правилами избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования – дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в пп.5 ст. 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно (п.11 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ).

Понятие «адрес места жительства» содержится в пп.5 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, следовательно, в подписном листе должно содержаться именно то наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Таким образом, необходимость указания в представленных заявителем подписных листах фамилии, имени, отчества, года рождения, серии, номера паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адреса места жительства избирателя, в том числе указания в этом адресе наименования субъекта, района, города, улицы, номера дома, квартиры – прямое требование Федерального закона, выполнение которого не может зависеть от собственного усмотрения того или иного участника избирательного процесса.

В целях соблюдения всеми участниками избирательного процесса установленных законом требований, соответствующая обязанность по проверке представленных ими сведений, в том числе, достоверности представленных подписей, возложена на избирательную комиссию, которая, в силу п.4 ст. 33 Закона Нижегородской области от 06 сентября 2007 года №108-3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области», создает своим решением рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, к работе которых вправе привлечь необходимых специалистов.

При этом, в силу пункта 4.1 указанной нормы закона для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах депутатов представительного органа городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района используется ГАС «Выборы», включая регистр избирателей. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах депутатов представительного органа городского округа, имеющего территориальное деление, поселения по решению избирательной комиссии Нижегородской области может использоваться ГАС «Выборы», включая регистр избирателей.

Обязательность использования указанных информационных систем на выборах депутатов городской Думы г. Нижнего Новгорода установлена постановлением избирательной комиссии Нижегородской области от 22 июня 2017 года №10/95-6.

В силу п.5 ст. 33 Закона Нижегородской области от 06 сентября 2007 года №108-3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» проверке подлежат все представленные подписи избирателей.

Основания для признания подписей недействительными предусмотрены п.6.4 ст. 38 приведенного Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ. В том числе недействительными признаются: подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом; подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта; подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист; подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, – на основании заключения эксперта; подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей; подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов.

Аналогичные требования содержатся в ст. 33 Закона Нижегородской области от 06 сентября 2007 года №108-3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области».

С целью проверки доводов Сидорина А.Н., изложенных в административном исковом заявлении, и возражения административных ответчиков при рассмотрении административного дела в судебном заседании обозревались подлинные подписные листы, при исследовании которых с учетом представленной совокупности доказательств, судом достоверно установлено, что в представленных Сидориным А.Н. подписных листах:

1. проставлены подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом (подписной лист [ № ], строка [ № ] в отношении Шмелёва Д.Н., зарегистрированного по месту пребывания по адресу: [ адрес ], и не имеющего места жительства на территории Нижегородской области; а также подписной лист [ № ], строка [ № ] в отношении Огородниковой М.К., зарегистрированной по месту жительства по адресу: [ адрес ], по месту пребывания по адресу: г. Нижний Новгород, [ адрес ]), что подтверждается соответствующими адресными справками управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Нижегородской области;

2. проставлены подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (подписной лист [ № ], строка [ № ] в отношении Кривых О.В., указавшей в качестве места жительства адрес: [ адрес ], в то время как в действительности адрес места жительства: [ адрес ]; подписной лист [ № ], строка [ № ] в отношении Евтушенко С.Е., указавшей в качестве места жительства адрес: [ адрес ], паспорт [ № ], в то время как в действительности адрес места жительства: [ адрес ], паспорт [ № ]; подписной лист [ № ], строка [ № ] в отношении Никифоровой Н.А., указавшей в качестве места жительства адрес: г. Нижний Новгород, [ адрес ], в то время как в действительности адрес места жительства: [ адрес ]; подписной лист [ № ], строка [ № ] в отношении Маркова С.А., указавшего в качестве места жительства адрес: [ адрес ], в то время как в действительности адрес места жительства: [ адрес ]; подписной лист [ № ], строка [ № ] в отношении Симкиной Н.В., указавшей в качестве места жительства адрес: [ адрес ], в то время как в действительности адрес места жительства: [ адрес ]), что подтверждается соответствующей официальной справкой управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Нижегородской области;

3. проставлены подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист (подписной лист [ № ], строка [ № ] в отношении Суховой Н.М., не указавшей вид и наименование населенного пункта; подписной лист [ № ], строка [ № ] в отношении Люлиной Е.И., не указавшей в адресе места жительства номер квартиры);

4. содержатся исправления в датах их внесения в подписной лист, которые специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно (подписной лист [ № ], строка [ № ] в отношении Кирпичевой И.Б., допустившей неоговоренное исправление при написании года даты внесения подписи: «[ № ]» исправлена на «[ № ]»); (подписной лист [ № ], строки [ № ], [ № ] в отношении Невзорова В.Г. и Невзорова И.В. и подписной лист [ № ] строки [ № ], [ № ] в отношении Аверьянова А.Ф. и Аверьянова И.А. – записи даты внесения подписей выполнены одним лицом, что подтверждается заключением специалиста экспертно-криминалистического отдела Управления МВД России по г. Нижнему Новгороду, поэтому действительными признаны 2 подписи избирателей, 2 подписи признаны недействительными);

5. содержатся подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей (подписной лист [ № ], строка [ № ] в отношении Тишковой Н.Е., в котором содержатся неоговоренные исправления в графе «адрес места жительства» в отношении номера дома избирателя; подписной лист [ № ], строка [ № ] в отношении Меллер Т.Н., в котором содержатся неоговоренные исправления в графе «адрес места жительства» в отношении номера дома избирателя);

6. содержится подпись избирателя, собранная до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата (подписной лист [ № ], строка [ № ] в отношении Сержантовой Т.М., в котором дата внесения подписи указана [ 00.00.0000 ] );

7. содержится подпись избирателя, которая внесена в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом (подписной лист [ № ], строка [ № ] в отношении Хакимовой А.А., в котором дата внесения подписи указана [ 00.00.0000 ] , а подписной лист заверен [ 00.00.0000 ] ).

Доводы административного истца о необходимости учета подписей Шмелёва Д.Н. и Огородниковой М.К. безосновательны.

Из положений ч. 1 ст. 5 и ч. 10 ст. 33 Закона Нижегородской области от 06 сентября 2007 года №108-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» следует, что активным избирательным правом обладают лица, место жительства которых находится на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, а также граждане Российской Федерации, обучающиеся по очной форме обучения и зарегистрированные по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа в общежитиях образовательного учреждения, если место жительства указанных граждан расположено на территории Нижегородской области. Поэтому проставленные подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе, подлежат признанию недействительными.

Учитывая, что указанные лица не имеют места жительства на территории одномандатного избирательного округа №27, следовательно, их подписи обоснованны были признаны избирательными комиссиями недействительными.

Безосновательны и доводы административного истца о необходимости учета подписей избирателей Кирпичевой И.Б., Тишковой Н.Ю. и Меллер Т.Н.

Как следует из содержания подписных листов [ № ] строка [ № ], [ № ] строка [ № ], [ № ] строка [ № ], в них действительно содержатся неоговоренные исправления при написании года даты внесения подписи (избиратель Кирпичева И.Б.), в графе «адрес места жительства» в отношении номера дома избирателя (избиратели Тишкова Н.Ю. и Меллер Т.Н.), что является в силу приведенных выше федеральных законоположений безусловным и достаточным основанием для признания подписей недействительными.

Указание Сидорина А.Н. о том, что в приведенных подписных листах имеются не исправления, а помарки, которые не препятствуют однозначному толкованию сведений, не имеет существенного правового значения.

Подобная оговорка федеральным законодателем сделана только в отношении сокращения в содержащихся в подписных листах сведениях об избирателях слов и дат (п.5 ст. 38 от 12 июня 2002 года №67-ФЗ).

Никаких иных указаний, в частности, на то, что не оговоренные избирателями исправления могут служить основанием для признания их подписей недействительными лишь в случае, если такие исправления искажают смысл сведений и препятствуют их однозначному восприятию, закон не содержит.

Под помаркой может подразумеваться отсутствие у избирателя тщательности, старания при написании тех или иных сведений в подписном листе.

В результате такой небрежности может быть допущена и ошибка, однако, ее устранение, поправка, внесение изменений в написанное является ни чем иным как исправлением, требующим в силу закона специальной оговорки.

Поскольку в указанных выше подписях со всей очевидностью имеют место именно неоговоренные исправления, избирательная комиссия в соответствии с требованиями избирательного законодательства приняла правильное решение о признании таких подписей недействительными.

Подлежат отклонению и доводы административного истца о действительности подписи Суховой Н.М.

В соответствии с ч. 11 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования – дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в пп.5 ст. 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.

Как разъяснено в п.30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, референдума, может не содержать всех указанных выше реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, участника референдума. Так, соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта, например, в случае проживания гражданина в межселенной территории.

Судом установлено, что в подписном листе [ № ], строка [ № ] избирателем Суховой Н.М. в графе «адрес места жительства» указано «[ адрес ]».

Таким образом, в подписном листе содержится лишь указание в виде двух заглавных букв «Н Н» без точек и без конкретизации вида населенного пункта и субъекта Российской Федерации, что безусловно, с учетом наличия в Российской Федерации нескольких населенных пунктов, начинающих на буквы «Н Н», препятствует однозначному восприятию содержащейся в графе информации.

Более того, приведенные положения закона допускают возможность не указывать отдельные реквизиты места жительства, но в случае их указания – адрес места жительства должен быть воспроизведен на основании официального документа и с учетом общепринятых сокращений.

Учитывая, что при заполнении подписного листа были нарушены императивные требования закона, следовательно, у избирательной комиссии не имелось достаточных правовых оснований для признания ее действительной (достоверной).

Иные доводы Сидорина А.Н. о допущенных нарушениях при принятии оспариваемых решений также отклоняются судом как бездоказательные и не способные повлиять на результат разрешения вопроса о регистрации в качества кандидата в депутаты городской Думы г. Нижнего Новгорода шестого созыва.

Всего количество недействительных подписей, с учетом содержания постановления территориальной избирательной комиссии Нижегородского района Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ] [ № ] и решения избирательной комиссии муниципального образования г. Нижний Новгород от [ 00.00.0000 ] [ № ], составило 16 подписей (10,46 процента).

Таким образом, Сидориным А.Н. представлено лишь 137 действительных подписей избирателей, при требуемом минимальном количестве – 139 подписей.

В соответствии с пп.«д» п.24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, а также пп.7 п.8 ст. 34 Закона Нижегородской области №108-З, недостаточное количество достоверных и (или) действительных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является безусловным и достаточным основанием для отказа в регистрации кандидата.

Поэтому у территориальной избирательной комиссии Нижегородского района Нижнего Новгорода, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №27, имелись достаточные правовые основания для принятия решения об отказе в регистрации Сидорина А.Н. кандидатом в депутаты городской Думы г. Нижнего Новгорода шестого созыва по одномандатному избирательному округу №27.

В соответствии с ч. 2 ст. 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконными постановления территориальной избирательной комиссии Нижегородского района Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ] [ № ], решения избирательной комиссии муниципального образования г. Нижний Новгород от [ 00.00.0000 ] [ № ], признании действительными отдельных подписей, возложении обязанности зарегистрировать кандидатом в депутаты городской Думы г. Нижнего Новгорода шестого созыва, взыскании судебных расходов Сидорину А.Н. должно быть отказано в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

в удовлетворении административного искового заявления Сидорину А. Н. отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение пяти дней со дня его принятия путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд первой инстанции.

Председательствующий судья А.С. Симагин


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО СПОРАМ ВЫТЕКАЮЩИМ ИЗ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА:

Решение суда о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии Нижегородского района Нижнего Новгорода, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа [ № ] по выборам депутатов городской

решением городской Думы г. Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ] [ № ] назначены дополнительные выборы депутатов городской Думы г. Нижнего Новгорода шестого созыва по одномандатному избирательному округу [ № ], по одномандатному избирательному округ...

Решение суда об отмене регистрации кандидата

Административный истец Кириллов С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что на основании решения окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутатов Оренбургского городского совета по одномандатному изби...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru