Решение суда о компенсации морального вреда № 2-3059/2017 ~ М-2452/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 августа 2017 года      г. Уфа

Ленинский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Д.А. Харламова,

с участием помощника прокурора Ленинского района г.Уфы Русановой О.А.,

при секретаре А.Р. Хамидуллиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по РБ о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по РБ о компенсации морального вреда, мотивируя тем, что приговором Кировского районного суда <адрес> и апелляционным определением коллегии Верховного Суда РБ от 17.11.2014г. истец был признан виновным и осужден за два особо тяжких преступления по ч. 3 ст. 228.1; ч. 1 ст. 30, ч. 4 ст. 228.1 УК РФ. Постановлением суда кассационной инстанции от ДД.ММ.ГГГГ приговор и апелляционное определения судов были изменены, было постановлено уголовное преследование по ч. 3 ст. 228.1 УК РФ отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава преступления, признать право на реабилитацию

Как указывает истец, в связи с его незаконным уголовным преследованием в течение 3 лет и 7 месяцев он претерпевал нравственные страдания, в связи с этим, истец просит суд взыскать с ответчика 500 000 рублей.

На судебное заседание истец ФИО1 не явился, находится в местах лишения свободы, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания.

На судебное заседание представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице УФК по РБ не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, просила отказать в удовлетворении исковых требовании, суду представили возражение на исковое заявление.

Сведения о месте и времени судебного заседания также имеются на официальном сайте Ленинского районного суда <адрес> - leninsky.bkr@sudrf.ru.

На основании ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть гражданское дело при данной явке.

Выслушав прокурора, полагавшего, что исковые требования ФИО1 завышены и соразмерным было бы удовлетворить требование истца о взыскании морального вреда в размере 10 000 рублей, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что приговором Кировского районного суда <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, ч. 1 ст. 30- п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ и ему назначено по п. «б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ 8 лет 6 месяцев лишения свободы без штрафа и ограничения свободы, по ч. 1 ст. 30-п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ 10 лет лишения свободы без штрафа и ограничения свободы, в соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено 11 лет лишения свободы без штрафа и ограничения свободы с отбыванием в ИК строгого режима.

Апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 17.11.2014г. приговор суда изменен: исключено осуждение ФИО1 за незаконный сбыт наркотического средства –метилендиоксипировалерона, массой не менее 1,120 гр., снижено назначенное наказание по п. «б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ с 8 лет 6 месяцев до 8 лет 2 месяцев лишения свободы без штрафа и ограничения свободы, наказание, назначенное на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ снижено с 11 лет до 10 лет 8 месяцев лишения свободы без штрафа и ограничения свободы, наказание, назначенное на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ снижено с 11 лет до 10 лет 8 месяцев лишения свободы без штрафа и ограничения свободы, с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

Постановлением суда кассационной инстанции по делу №у-21/2017 от ДД.ММ.ГГГГ приговор Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 изменен: осуждение по п. «б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ в соответствии с п.2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ отменено производство прекращено в связи с отсутствием состава преступления. За ФИО1 признано право на реабилитацию. Указание о назначении наказания в соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ исключено. Назначенное по ч. 1 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ наказание смягчено с 10 лет до 9 лет 10 месяцев лишения свободы. В остальной части судебные решения оставлены без изменения.

В соответствии со ст. 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Согласно ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению.

На основании ч. 2 ст. 136 УПК РФ иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.

В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

На основании ч. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 20.12.1994г. № под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Как указано в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 17 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве", под реабилитацией в уголовном судопроизводстве понимается порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда).

В п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 17 "О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве" разъяснено, что иски о компенсации морального вреда в денежном выражении в соответствии со статьей 136 УПК РФ предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.

С требованием о возмещении вреда на основании ч. 1 ст. 1070 ГК РФ имеет право обратиться в суд реабилитированный.

Согласно ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.

Право на реабилитацию, в том числе право на возмещение морального вреда, связанного с уголовным преследованием, в соответствии с ч. 2 ст. 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации имеют:

1) подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор;

2)    подсудимый, уголовное преследование в отношении которого прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения;

3)    подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 2, 5 и 6 ч. 1 ст. 24 и п.п. 1, 4-6 ч. 1 ст. 27 УПК РФ;

4)    осужденный - в случаях полной или частичной отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 27 УПК РФ;

5)    лицо, к которому были применены принудительные меры медицинского характера, - в случае отмены незаконного или необоснованного постановления суда о применении данной меры.

Согласно ч. 1 ст. 134 УПК РФ суд в приговоре, определении, постановлении, а следователь, дознаватель в постановлении признают за оправданным либо лицом, в отношении которого прекращено уголовное преследование, право на реабилитацию. Одновременно реабилитированному направляется извещение с разъяснением порядка возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Суд находит, что между нравственными страданиями ФИО1 и его уголовным преследованием имеется прямая причинная связь, поскольку именно уголовное преследование по п. «б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ ( по которому в дальнейшем производство прекращено) явилось основной и непосредственной причиной нравственных страданий истца.

В соответствии с ч. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны РФ, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 17 "О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве" при определении размера денежной компенсации морального вреда реабилитированному судам необходимо учитывать степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе продолжительность судопроизводства, длительность и условия содержания под стражей, вид исправительного учреждения, в котором лицо отбывало наказание, и другие обстоятельства, имеющие значение при определении размера компенсации морального вреда, а также требования разумности и справедливости. Мотивы принятого решения о компенсации морального вреда должны быть указаны в решении суда.

Поскольку моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в денежной форме и полного возмещения, предусмотренная законом компенсация должна отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.

Истцом заявлен размер компенсации морального вреда в размере 500 000 руб.

Суд учитывает, что размер и степень нравственных и физических страданий человека зависят от субъективного восприятия им сложившейся ситуации, и тем самым полагает возможным, с учетом представленных сторонами доводов и доказательств, удовлетворить требования истца о взыскании морального вреда в размере 10 000 рублей.

Оценивая нанесенные истцу нравственные страдания, возможные для истца последствия его привлечения к уголовной ответственности, суд полагает, что указанная сумма является разумной и справедливой.

Удовлетворяя частично исковые требования ФИО1 суд установив факт незаконного привлечения истца к уголовной ответственности в совершении им преступления по п. «б» ч. 3 ст. 228.1УК РФ, пришел к выводу о наличии причинной связи между действиями органов следствия и перенесенными истцом нравственными страданиями. Определяя размер компенсации морального вреда, суд учел обстоятельства дела, длительность уголовного преследования, принятые меры процессуального принуждения.

Суд считает доказанным, что истцу был причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях, вследствие чего к нему применимы вышеуказанные нормы права.

Таким образом, суд считает исковые требования ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по РБ о компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по РБ о компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес>.

Председательствующий Д.А. Харламов


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ УЩЕРБА ОТ ДЕЙСТВИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда о взыскании компенсации морального вреда за незаконное уголовное преследование

Афоничев Д.Д. (далее – Афоничев Д.Д., истец) обратился в Ленинский районный суд города Уфы с исковым заявлением к Министерству Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее – ответчик) ...

Решение суда о взыскании морального вреда

ФИО1 обратился в суд к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства по РБ о взыскании морального вреда, мотивируя тем, что 02.11.2013г. Орджоникидзевским РОВД возбуждено уголовное дело по ч. по факту угона...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru