Решение суда о понуждении предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди № 2-2913/2017 ~ М-1548/2017

Дело № 2 – 2913/2017084г

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 августа 2017 года г. Красноярск

Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе

председательствующего судьи Лузгановой Т.А.,

при секретаре Молошаг К.В..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сухиной Л. Д., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Жилина С. Д., Жилиной Р. Д. к администрации Железнодорожного района г.Красноярска, администрации г.Красноярска о понуждении предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди

УСТАНОВИЛ:

Сухина Л.Д. обратилась в суд с иском в своих интересах и интересах несовершеннолетних Жилина С.Д., Жилиной Р.Д. (с учетом произведенных уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ), к администрации Железнодорожного района г.Красноярска о понуждении предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди.

Требования мотивированы тем, что истица имеет двух несовершеннолетних детей: Жилина С.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Жилину Р.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Решением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за истцом и ее дочерью Сухиной В.А. в порядке приватизации признано право собственности на комнату №, общей площадью 22,1 кв.м, по адресу: <адрес>. Иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, истцы не имеют. В настоящее время Сухина Л.Д. является матерью двоих несовершеннолетних детей, воспитывает их одна. При этом, несовершеннолетний Жилин С.Д. с рождения является <данные изъяты> Инвалидность установлена до ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, Жилин С.Д. страдает заболеванием <данные изъяты> Приказом администрации Железнодорожного района г. Красноярска № от ДД.ММ.ГГГГ истица и ее двое несовершеннолетних детей признаны малоимущими. ДД.ММ.ГГГГ ответчик своим распоряжением за № от ДД.ММ.ГГГГ принял на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении малоимущую семью Сухиной Л.Д., с присвоением учетного номера очереди <данные изъяты> и включил в список на внеочередное предоставление жилого помещения под номером <данные изъяты>. Между тем, Сухина Л.Д., после получения статуса малоимущей семьи и постановки в очередь на улучшение жилищных условий, многократно обращалась к ответчику с просьбой предоставить ее семье жилье, но ответчик, ссылаясь на отсутствие свободного жилья, отвечал отказом. Учитывая, что Жилин С.Д. является инвалидом по зрению, страдает тяжелым заболеванием, истец считает отказ ответчика неправомерным. С учетом изложенного, просила суд обязать администрацию Железнодорожного района в г.Красноярске, с учетом права ребенка Жилина С.Д. на дополнительную жилую площадь, с учетом находящегося в собственности у Сухиной Л.Д. и Жилиной Р.Д. жилого помещения общей площадью 22,1 кв.м., предоставить Сухиной Л.Д., Жилину С.Д., Жилиной Р.Д. вне очереди по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям города Красноярска, отвечающее установленным санитарно-гигиеническим и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм жилое помещение в границах города Красноярска.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация г.Красноярска.

В судебном заседании Сухина Л.Д., представляющая свои интересы и интересы несовершеннолетних, поддержала заявленные требования, с учетом произведенных уточнений.

Представитель ответчика администрации Железнодорожного района г.Красноярска – Сафонова Е.А., действующая на основании доверенности (полномочия проверены), в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что администрация района не является органом, уполномоченным на предоставления жилого помещения. Администрация района в г.Красноярске действует на основании Положения об администрации района в г.Красноярске, утвержденного Распоряжением главы города № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данному Положению, районная администрация является первым подразделением администрации города и осуществляет учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Других полномочий по предоставлению жилья и по распоряжению жильем у администрации нет. Очередь единая, городская, администрация района свою функцию в отношения истца выполнена. Были поданы документы на поступление в очередь нуждающимся, документы проверены и поставлены на учет. В дальнейшем, предоставление жилого помещения осуществляется на основании распоряжения администрации г.Красноярска. Город предоставляет жилье, администрация района, в свою очередь, заключает договор социального найма. Внеочередникам предоставляется жилое помещение, также по очереди внеочередников. В связи с изложенным, просила в удовлетворении иска отказать, а также в связи с тем, что при удовлетворении иска будут нарушены права граждан, относящихся также к категории внеочередников.

Представитель ответчика администрации г. Красноярска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее представителем соответчика был представлен письменный отзыв на иск, в котором представитель администрации ссылается на то, что действующим жилищным законодательством и Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» предусмотрен порядок обеспечения жилым помещением граждан-инвалидов, страдающих тяжелой формой заболевания. Между тем, члены семьи несовершеннолетнего Жилина С.Д., к данной категории лиц не относятся, в связи с чем, право на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке, предусмотренном положениями вышеперечисленных нормативных актов, у последних отсутствует. Кроме того, учитывая положения действующего законодательства, истцами должны быть представлены письменные доказательства, подтверждающие наличие на момент обращения в суд с настоящим иском вышеуказанных обстоятельств, позволяющих последним по состоянию здоровья претендовать на внеочередное и отдельное получение жилья согласно ч. 2 п.3 ст. 57 ЖК РФ. Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 и на дополнительную жилую площадью, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 № 817. Согласно статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ), инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом РФ, вступившим в силу с указанной даты (часть третья). Так, в силу части 7 статьи 57 ЖК РФ, площадь жилого помещения, находящегося в собственности гражданина, признанного нуждающимся в жилом помещении, учитывается также при определении обшей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Кроме того, согласно статье 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Учитывая положения указанной нормы, в рамках рассмотрения настоящего дела, по мнению представителя соответчика, подлежат выяснению обстоятельства, позволяющие установить, не осуществляла ли истица действий, направленных на ухудшение материального и имущественного состояния до и после постановки на учет в качестве лиц, нуждающихся в жилых помещениях, и, как следствие, ставших причиной их нуждаемости, Предоставление жилья гражданам во внеочередном порядке должно осуществляться при соблюдении общих требований жилищного законодательства. Кроме того, обеспечение истицы ранее иных граждан, стоящих в очереди перед ними, нарушит права указанных граждан. Таким образом, удовлетворение заявленных требований поставит истицу в неравное положение с другими лицами аналогичной категории граждан, состоящими на учете с целью получения жилья и ожидающими предоставления жилого помещения, поскольку фактически создаст преимущество истца перед данными лицами.

С учетом мнения истца, представителя ответчика, суд рассматривает дело в порядке ст. 167 ГПК РФ, в отсутствии представителя соответчика.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика - администрации Железнодорожного район г. Красноярска, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

В соответствии с п.п.1, 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: - не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; - являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.

В силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.

Положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан.

Из статьи 3 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.

Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не устанавливает.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Сухина Л.Д. имеет двух несовершеннолетних детей: Жилина С. Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Жилину Р. Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Приказом администрации Железнодорожного района г.Красноярска № от ДД.ММ.ГГГГ Сухина Л.Д., Жилин С.Д., Жилина Р.Д. признаны малоимущими.

Распоряжением администрации <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ Сухина Л.Д., Жилин С.Д., Жилина Р.Д. приняты на учет, в качестве нуждающихся, и включены в список граждан, имеющих право на очередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма (истцам присвоен учетный номер очереди <данные изъяты>), включены в список на внеочередное предоставление жилого помещения под номером <данные изъяты>..

Также судом установлено по материалам дела, что Жилин С.Д. является ребенком-<данные изъяты>, что подтверждается протоколом ВК от ДД.ММ.ГГГГ №. Инвалидность установлена до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, он имеет право на дополнительную жилую площадь.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии № Сухиной Л.Д. принадлежит <данные изъяты> доли в праве общедолевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 22,1 кв.м, на основании решения Железнодорожного района г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ.

Другая ? доли принадлежит старшей дочери Сухиной Л.Д. – <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ г.р., согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, на основании решения Железнодорожного района г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанное также подтверждается выпиской из ЕГРПН, представленной в материалы дела Управлением Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.

Согласно выписке из домовой книги/ФЛС по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в комнате по адресу: <адрес>, общей площадью 22,10 кв.м. зарегистрированы и проживают 4 человека: Сухина Л.Д. (собственник), <данные изъяты> (брат), Жилин С.Д. (сын), Жилина Р.Д. (дочь).

В соответствии со справкой о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>. Кроме того, по указанному адресу совместно с <данные изъяты> зарегистрированы и проживают: <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ г.р., <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Согласно уведомлениям об отсутствии в ЕГРПН сведений от ДД.ММ.ГГГГ, за Жилиной Р.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Жилиным С.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., каких-либо объектов недвижимости не зарегистрировано.

Положениями статей 14 и 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также статьями 14 и 19 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

При этом, в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст.ст.135 - 138 Бюджетного кодекса РФ, п.5 ч. 1 ст. 55, ст.ст.60 и 61 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ).

В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч.3 ст. 57 ЖК РФ).

Разрешая исковые требования, суд исходит из того, что Жилин С.Д. является ребенком-инвалидом, страдающим заболеванием, которое входит в Перечень, заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 года № 817. Таким образом, Жилин С.Д. вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма, с учетом имеющегося у него права на дополнительную жилую площадь, как лицо, страдающее заболеванием, которое в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № имеет право на дополнительную жилую площадь.

Иные члены его семьи таким правом не обладают, в связи с чем, требования истца об обязании отвечтика предоставить Сухиной Л.Д., Жилиной Р.Д. вне очереди по договору социального найма жилое помещение противоречат положениям пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ.

Учитывая вышеизложенные положения закона, суд полагает необходимым возложить обязанность предоставить Жилину С. Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., вне очереди по договору социального найма жилое помещение в границах города Красноярска, благоустроенное, применительно к условиям г.Красноярска, не ниже установленных социальных норм, отвечающее установленным санитарно-гигиеническим и техническим требованиям, на администрацию г.Красноярска, поскольку в компетенцию администрации Железнодорожного района г.Красноярска предоставление жилых помещений по договору социального найма не входит.

Учитывая обстоятельства дела и то, что по смыслу части 2 статьи 206 ГПК РФ, в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, Возлагая на администрацию г.Красноярска обязанность по предоставлению жилого помещения, суд устанавливает для ответчика срок –шесть месяцев после вступления решения в законную силу

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Сухиной Л. Д., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Жилина С. Д., Жилиной Р. Д. удовлетворить частично.

Обязать администрацию г.Красноярска в течение шести месяцев после вступления решения в законную силу предоставить Жилину С. Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., вне очереди по договору социального найма жилое помещение в границах города Красноярска, благоустроенное, применительно к условиям г.Красноярска, не ниже установленных социальных норм, отвечающее установленным санитарно-гигиеническим и техническим требованиям.

В удовлетворении требований, заявленных в интересах Сухиной Л. Д., Жилиной Р. Д., в иске к администрации Железнодорожного района г.Красноярска – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд, путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г.Красноярска в течение месяца с даты его изготовления в полном объеме.

В окончательной форме решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Копия верна:

Судья Лузганова Т.А.


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда о признании права на обеспечение жилого помещения

Татаринова Т.Г. обратилась в суд с иском в интересах несовершеннолетней Янцевич Я.А. к Министерству образования Красноярского края о признании права на обеспечение жилым помещением. Требования мотивированы тем, что решением Ленинского районного су...

Решение суда о взыскании компенсации морального вреда

Вахрушев А.А. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю о взыскании компенсации морального вреда, мотивируя требования тем, что приговором Дудинского горо...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru