Решение суда об отказе в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения № 2-3622/2017

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«09» августа 2017г. Центральный районный суд г. Воронежа

в составе:

председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.

при секретаре Куренковой Т.В.

с участием истца Орлова П.Н., представителей УФСИН России по Воронежской области по доверенностям Бабаян С.Ю. и Бондаренко И.Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орлова Павла Николаевича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области об отмене решения комиссии об отказе в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Орлов П.Н. с ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в должности <данные изъяты> федерального казенного учреждения «Исправительная колония № УФСИН России по Воронежской обл. (далее ИК № УФСИН).

ДД.ММ.ГГГГ. в целях реализации права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее ЕСВ) Орлов П.Н. подал заявление о постановке на учет для получения ЕСВ. Решением комиссии УФСИН от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в постановке на учет для получения ЕСВ в связи с совершением им действий, повлекших ухудшение жилищных условий, и непредставлением обязательных документов, предусмотренных соответствующими правилами.

Считая отказ незаконным, в том числе, и по формальным основаниям, поскольку им представлен полный пакет документов, и действий, ухудшающих жилищные условия, он не совершал, истец обратился в суд с настоящим иском, просит отменить решение комиссии УФСИН от ДД.ММ.ГГГГ

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены, признано незаконным решение комиссии УФСИН от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Орлову П.Н. в постановке на учет для предоставления ЕСВ.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Определением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ решение Центрального районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменены, дело направлено в Центральный районный суд г. Воронежа.

Истец Орлов П.Н. иск поддержал, пояснил изложенное.

Представитель УФСИН России по Воронежской области по доверенностям Бабаян С.Ю. и Бондаренко И.Н. иск не признали, представлены письменные возражения (л.д.11-15,103-106).

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании пояснений сторон, решения, справок, заявления, имеющихся в деле, судом установлено, что Орлов П.Н. с ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в должности <данные изъяты> ФКУ ИК № УФСИН (л.д.5-6).

С ДД.ММ.ГГГГ. истец состоит в браке с ФИО1 и имеет двоих детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.43-44).

ДД.ММ.ГГГГ Орлов П.Н. обратился с заявлением (рапортом) о постановке его на учет на получение ЕСВ на имя врио начальника УФСИН (л.д.36-37).

Согласно выписке из протокола № заседания комиссии УФСИН ДД.ММ.ГГГГ. комиссией принято решение об отказе Орлову П.Н. в постановке на учет для получения ЕСВ в связи с совершением им действий, ухудшающих жилищные условия (ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), а также в связи с непредставлением обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. № 369 (л.д.4).

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ (ч. 1 ст. 1 данного Закона).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Право сотрудника на ЕСВ признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ. В частности, ЕСВ предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ).

Частью 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ предусмотрено, что ЕСВ предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Согласно ч. 8 ст. 4 Федерального закона 30.12.2012 г. № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

По смыслу приведенной нормы перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.

Порядок и условия предоставления ЕСВ определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. № 369.

Пунктом 5 Правил предоставления ЕСВ предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (п. 11 Правил предоставления ЕСВ).

Согласно положениям п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ во взаимосвязи с п. 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.

В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (п. 12 Правил предоставления ЕСВ).

Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и не совершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.

Аналогичные положения содержатся в ст. 53 ЖК РФ, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права и копии домовой книги судом установлено, что истец с ДД.ММ.ГГГГ. был зарегистрирован по месту жительства в жилом доме, принадлежащем на праве собственности в 1/2 доли его матери ФИО4 общей площадью 63 кв. м, расположенном по адресу: <адрес> (л.д.47,79,94-98).

Супругой Орлова П.Н. - ФИО1 по договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ произведено отчуждение 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, площадью квартиры 20,4 кв. м (л.д.53-54).

С ДД.ММ.ГГГГ Орлов П.Н. зарегистрирован в однокомнатной квартире общей площадью 45,6 кв. м, находящейся по адресу: <адрес> в которой уже были зарегистрированы его супруга и двое их детей (л.д.49,50,66-75).

В силу ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Частью 1 статьи 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).

В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Руководствуясь вышеизложенными положениями закона, суд считает, что действия истца по снятию с регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении, в котором он как член семьи собственника был обеспечен общей площадью жилого помещения более 15 кв. м, а также его добровольный отказ от права пользования этим жилым помещением и регистрация по месту жительства в другом жилом помещении, где обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляет менее 15 кв. м, свидетельствуют об ухудшении его жилищных условий, о намеренном создании ситуации нуждаемости в жилье. Такие действия в силу положений ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012г. № 283-ФЗ давали право комиссии УФСИН отказать Орлову П.Н. в постановке на учет для получения ЕСВ ранее чем через пять лет со дня совершения намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.

Кроме того, одним из оснований для отказа комиссии УФСИН в постановке Орлова П.Н. на учет для получения ЕСВ послужило непредставление истцом ряда документов, предусмотренных подп. "а" и "з" п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в частности: копий листов паспорта, содержащих сведения о регистрации по месту жительства истца и его супруги, выписки из домовой книги и копии финансового лицевого счета с предыдущего места жительства Орлова П.Н., где он проживал до ДД.ММ.ГГГГ и таких же документов с предыдущего места жительства его супруги ФИО1., где она проживала до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно подп. "а" и "з" п. 5 Правил предоставления ЕСВ сотрудник при обращении в комиссию в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты к заявлению прилагает в том числе копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.

Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (п. 6 Правил).

На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п. 7 Правил).

По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения ЕСВ при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных указанной нормой Федерального закона, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие условий для постановки сотрудника на учет для получения ЕСВ определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в п. 5 Правил и заверенных в установленном порядке.

Суд считает, что поскольку действующим правовым регулированием установлен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения ЕСВ и порядок их оформления, то несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения ЕСВ, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.

РЕШИЛ

Отказать в удовлетворении исковых требований Орлова Павла Николаевича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области об отмене решения комиссии об отказе в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда о сохранении жилого помещения в перепланированном и (или) переустроенном состоянии

Истцы Романдин Д.В. и Романдина Т.Н. обратились в суд с иском к администрации Орджоникидзевского района г.Перми о сохранении самовольно переустроенного и (или) перепланированного изолированного жилого помещения по адресу: 14, в переустроенном и (и...

Решение суда о компенсации морального вреда

Истец Трутнева Т.Х. обратилась в суд с исковыми требованиями о взыскании с ООО «БОР» компенсации морального вреда в сумме 100 000 рублей.В обоснование заявленных требований истец указала, что 13.03.2017 года произошло повреждение ее здоровья в рез...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru