Решение суда об уменьшении размера исполнительского сбора № 2-1980/2017 ~ М-1865/2017

дело №2-1980/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 27 июня 2017 года

Ворошиловский районный суд Волгограда

в составе: председательствующего судьи Юдкиной Е.И.,

при секретаре Демьяненко А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску комитета строительства Волгоградской области к УФССП по Волгоградской области об уменьшении размера исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

комитет строительства Волгоградской области обратился в суд с иском к УФССП по Волгоградской области, в котором просит уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава- исполнителя МО по ОИП УФССП по Волгоградской области о взыскании исполнительского сбора от 20 января 2016 года по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований указав, что вступившим в законную силу 04 сентября 2015 года решением Ворошиловского районного суда г.Волгограда суд обязал комитет строительства Волгоградской области предоставить Друшляковой Р.Г. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям на территории Калачевского муниципального района Волгоградской области для проживания по договору найма специализированного жилого помещения. На основании указанного решения был выдан исполнительный лист и судебным приставом - исполнителем <адрес> отдела судебных приставов <адрес> УФССП по Волгоградской области 12 октября 2015 года было возбуждено исполнительное производно №-ИП, ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство передано в МО по ОИП УФССП по <адрес>, которому присвоен №-ИП. Согласно постановлению о возбуждении исполнительного производства срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, составил 5 (пять) дней. Указывает, что исполнить судебное решение в 5-дневный срок не представляется возможным, в связи с тем, что в настоящее время свободные (нераспределенные) жилые помещения специализированного жилищного фонда <адрес> на территории <адрес> отсутствуют. Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Волгоградской области 20 января 2016 года на комитет возложена обязанность по оплате исполнительского сбора в размере пятидесяти тысяч рублей. Указывает, что комитет в своей деятельности по обеспечению лиц из числа детей-сирот ограничено как бюджетным финансированием, так и установленной Порядком административной процедурой. Вместе с тем в настоящее время, комитетом все обязательства перед ФИО5 по решению суда были исполнены в полном объеме, данная информация была доведена до судебного пристава-исполнителя, в связи с чем полагает, что имеются основания для уменьшения размера исполнительского сбора.

Представитель истца комитета строительства по Волгоградской области, действующая на основании доверенности Миронова Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила уменьшить размер исполнительского сбора.

Представитель ответчика УФССП по Волгоградской области, в судебное заедание не явился о времени и месте разбирательства по делу извещен, причины неявки суду не сообщил.

Третьи лица судебный пристав-исполнитель МО по ОИП УФССП России по Волгоградской области Гнилицкая О.А. в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена своевременно и в установленном законом порядке, причины неявки суду не сообщила.

Суд, исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела в их совокупности и дав правовой анализ доводам сторон, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2,3 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

В соответствии с п. 11 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве » в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Исполнительский сбор согласно п. 1 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

В соответствии с п. 2 ст. 112 названного Закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В силу п. 6 ст. 112 данного Закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

На основании ч. 2 ст. 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности) кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, на основании исполнительного листа, выданного взыскателю Ворошиловским районным судом Волгограда по гражданскому делу по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО5 к комитету строительства <адрес> о понуждении к предоставлению жилого помещения, в отношении комитета судебным приставом-исполнителем <адрес> отдела судебных приставов Волгограда УФССП по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство №-ИП, пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства, должнику установлен срок добровольного исполнения требований в течение пяти суток с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство было передано на исполнение в МО по ОИП УФССП по <адрес> и присвоен регистрационный №-ИП.

Материалами дела подтверждено, что в установленный для добровольного исполнения срок изложенные, в вышеуказанном исполнительном документе, требования комитетом исполнены не были, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МО по ОИП УФССП по <адрес> было вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа.

При этом, в ходе судебного разбирательства по делу, стороной истца не оспаривался факт своевременного получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства с указанием на установление 5-дневного срока для добровольного исполнения и предупреждением о взыскании исполнительского сбора в случае неисполнения требований исполнительного документа без уважительных причин в установленный срок.Не оспаривалось комитетом также и своевременное получение вышеуказанного постановления о взыскании исполнительского сбора. В порядке, предусмотренном КАС РФ настоящее постановление истцом не оспаривалось.

Разрешая по существу доводы истца о том, что имеются достаточные основания для уменьшения размера исполнительского сбора, поскольку указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности по объективным причинам исполнить в добровольном порядке требования, содержащиеся в исполнительном документе, суд исходит из следующего.

В силу положений гражданского законодательства РФ, лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора, либо уменьшить размер исполнительского сбора.

Исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, обозначенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Исходя из толкования пп. 1,3,7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникшей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. В связи с чем, судебным приставом-исполнителем необходимо выносить постановления о взыскании исполнительского сбора в отношении бюджетного учреждения или органа местного самоуправления, так как законодательство об исполнительном производстве не дифференцирует порядок и условия исполнения требований в зависимости от субъективного состава участников исполнительного производства.

Ответственность должника за неисполнение, ненадлежащее исполнение обязательства или за причинение вреда исключается при наличии действия непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств).

Непреодолимая сила определяется в законодательстве как чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство, к которым относятся явления стихийного характера: землетрясение, сильные снегопады, цунами и т.д. К форс-мажорным обстоятельствам могут относиться определенные явления общественной жизни: военные действия, эпидемии, забастовки, а также различные запретительные меры государственных органов: объявление карантина, запрещение перевозок, запрет торговли в порядке международных санкций и т.д.

Как следует из содержания поданного комитетом искового заявления, во исполнение указанного решения суда истцом были проведены следующие действия.

13 июля 2016 года комитетом объявлен электронный аукцион на приобретение жилого помещения для обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Калачевском районе Волгограде области.

05 августа 2016 года по результатам проведенного аукциона было приобретено жилое помещение по адресу <адрес>, Калач-на-Дону, <адрес> заключен государственный контракт.

24 августа 2016 года в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области зарегистрировано право собственности Волгоградской области на приобретенное жилое помещение. ДД.ММ.ГГГГ приказом комитета по жилищно-коммунального хозяйства <адрес> №-ОД жилое помещение принято в казну <адрес>.

Приказом комитета по жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области от 23 сентября 2016 года №-ОД жилое помещение передано в оперативное управление ГКУ <адрес> «Управление капитального строительства».

11 октября 2016 года за ГКУ Волгоградской области «Управление капитального строительства» зарегистрировано право на оперативное управление на указанное жилое помещение.

20 октября 2016 года комитетом жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области издан приказ об отнесении жилых помещений, принятых в государственную собственность <адрес>, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда <адрес> для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Установлено, что 26 октября 2016 года комитетом строительства Волгоградской области ФИО5 направлено предложение о предоставлении по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес>, расположенного по адресу <адрес>.

В адрес комитета от ФИО5 поступило уведомление о согласии на заключение договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ комитетом был издан приказ №-ОД «О предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес> детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма» в отношении ФИО5

Таким образом, комитет строительства <адрес> обеспечил ФИО5 жилым помещением специализированного жилищного фонда, что подтверждается актом приема-передачи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, тем самым возложенная на Комитет обязанность по обеспечению благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям на территории <адрес> для проживания по договору найма специализированного жилого помещения, а исполнительное производство окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа.

Однако обстоятельства, на которые ссылается должник, к числу обстоятельств непреодолимой силы, чрезвычайных и непредотвратимых препятствий, предусмотренных ч. 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», не относятся, и не могут расцениваться как принятие администрацией Волгограда всех мер для надлежащего исполнения решения суда.

Как установлено судом, вступившее в законную силу 04 сентября 2015 года решение суда, должником было исполнено лишь в ноябре 2016 года.

В постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что неисполнение и несвоевременное исполнение решений судов и иных уполномоченных органов создает угрозу гарантиям государственной защиты конституционных прав и свобод, законности и правопорядка в целом.

Поскольку доказательств того, что должник предпринял с должной мерой заботливости и осмотрительности действия, по своевременному исполнению требований содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, не представил суду доказательств того, что имелись иные, непреодолимые обстоятельства, препятствующие исполнению этих действий в срок, то у суда не имеется правовых оснований для уменьшения размера исполнительского сбора взыскиваемого с комитета строительства <адрес>.

Также непреодолимой силой и обстоятельством, препятствующим исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, по мнению суда, не может являться отсутствие у должника необходимых средств.

Из материалов исполнительного производства усматривается, что исполнительное производство не приостанавливалось, заявлений и ходатайств об отложении исполнительных действий с указанием причин невозможности исполнения исполнительного документа в установленный срок от должника в адрес судебного пристава-исполнителя не поступало.

Таким образом, надлежащих и убедительных доказательств, подтверждающих наличие действительных уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный решением суда, а также в течение последующего периода - до вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора, и свидетельствующих об отсутствии вины должника, либо качественно влияющих на оценку ее степени, последним суду представлено не было.

Оценивая представленные суду доказательства, как в отдельности, так и в совокупности и взаимосвязи между собой, суд приходит к выводу о том, что комитетом не предприняты необходимые меры для своевременного исполнения судебного решения, что фактически свидетельствует об отсутствии оснований для уменьшения размера исполнительского сбора, являющегося штрафной санкцией при неисполнении судебных решений в отсутствии уважительности причин его неисполнения должником.

В этой связи, поскольку соответствующих доказательств, как того требуют положения пп. 1,2 ст. 401 ГК РФ, подтверждающих отсутствие вины заявителя в неисполнении решения суда не представлено, таких обстоятельств судом не установлено, все имеющиеся документы не свидетельствуют о предпринятых им мерах для надлежащего исполнения обязательства, с учетом положений ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения требований истца об уменьшении размера исполнительского сбора, в рассматриваемом случае не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

отказать комитету строительства Волгоградской области в удовлетворении иска к УФССП по Волгоградской области об уменьшении размера исполнительского сбора по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда.

    Председательствующий Е.И. Юдкина

    Мотивированное решение составлено 30 июня 2017 года.

Судья Е.И. Юдкина


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К СУДЕБНЫМ ПРИСТАВАМ:

Решение суда об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ

Администрация Волгограда обратилась в суд с иском к УФССП России по Волгоградской области, в котором просит освободить от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП от дд.мм.гггг, взыскиваемого на основании постановления...

Решение суда об уменьшении размера исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ

Комитет строительства по Волгоградской области обратился в суд с иском к УФССП России по Волгоградской области, в котором просит уменьшить размер исполнительского сбора взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела ...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru