Решение суда о взыскании компенсации морального вреда № 2-2379/2017 ~ М-2350/2017

КОПИЯ

2-2379/2017

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

23 августа 2017 года                             

Советский районный суд в составе:

председательствующего         Ненашевой О.С.,

при секретаре                 ФИО4,

с участием истца ФИО2, представителя ответчиков МВД России, УМВД России по , представителя третьего лица УМВД России по ФИО5, действующей на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Российской Федерации в лице МВД России, УМВД России по о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился с иском к УМВД России по о взыскании компенсации морального вреда за ненадлежащие условия содержания в КСЗЛ ОП № УМВД России по в период времени с 02-00 часов по 19-00 часов ДД.ММ.ГГГГ, с 09-00 часов по 20-30 часов ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленного требования указано, что ДД.ММ.ГГГГ с 2.00 часов до 7.00 часов и ДД.ММ.ГГГГ с 09-00 часов до 20-30 часов истец содержался в камере для административных задержанных Отдела полиции № УМВД России по . Считает, что не соблюдались нормы санитарной площади на одного человека, не кормили, нарушалось право на сон, так как не выдавали постельные принадлежности, в камерах отсутствовали скамьи-диваны для сна, камеры находились в плохом санитарном состоянии. То есть, условия содержания были ненадлежащими, не соответствовали стандартным нормам и требованиям содержания, что явилось нарушением человеческих прав, в связи с чем, просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

Определением суда к участию в деле в качестве ответчика привлечено МВД России.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство в части требований о компенсации морального вреда за ненадлежащие условия содержания в КСЗЛ ОП № УМВД России по в период времени с 00-2 часов по 19-00 часов ДД.ММ.ГГГГ прекращено.

Истец в судебном заседании настаивал на удовлетворении иска.

Представитель ответчиков МВД России, УМВД России по просил в удовлетворении иска отказать.

Как представитель третьего лица УМВД России по ФИО5 считала исковые требования необоснованными, не подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчиков, третьего лица представила письменный отзыв, доводы которого поддержала в судебном заседании, согласно которого ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ был доставлен в Отдел полиции № УМВД России по в 17-10 часов по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 158 УК РФ, в отношении него составлен протокол задержания подозреваемого, он досмотрен, ничего не изымалось. В КСЗЛ не помещался, направлен в ИВС. Время окончания срока задержания – 17-25 часов. Поскольку компенсация морального вреда по общему правилу допускается при наличии вины причинителя, основания для возложения на ответчика обязанности компенсировать моральный вред отсутствует.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Исходя из этого, а также из положений ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации.

В практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические и нравственные страдания.

В соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.

Конституция РФ, провозглашая права и свободы человека высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства (ст.2), гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53).

Гражданское законодательство, согласно ст. 1 ГК РФ, основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В исковом заявлении ФИО2 указывает, что ДД.ММ.ГГГГ подозреваясь в совершении преступления в период времени с 09-00 часов по 20-30 часов был помещен в КСЗЛ Отдел полиции № УМВД России по .

Согласно ст. 27.6 КоАП РФ задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в ст. 27.3 КоАП РФ, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ.

Условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок оказания медицинской помощи таким лицам определяются Правительством РФ.

Положение об условиях содержания лиц, задержанных за административные правонарушения, нормах питания и порядке медицинской помощи такие лиц утверждено Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Положение).

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - специальные помещения) (пункт 2 Положения).

Согласно пункту 3 Положения специальные помещения оборудуются в соответствии с требованиями, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.

В силу п.п. 4,5,8,11 Приказ ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "Об утверждении Правил оборудования специально отведенных помещений пограничных органов для содержания лиц, задержанных за административное правонарушение" специальное помещение представляет собой комплекс помещений, включающий не менее двух комнат для содержания задержанных лиц и туалет.

В специальном помещении создаются бытовые условия, отвечающие требованиям санитарного законодательства и пожарной безопасности.

Комнаты и туалет оборудуются электрическим освещением, электролампочки монтируются в нишах над дверьми и ограждаются органическим стеклом либо другим крепким небьющимся прозрачным материалом. Выключатели устанавливаются со стороны коридора для каждого помещения. Возле дверей туалета оборудуются штепсельные розетки.

Окна комнат располагаются на высоте не менее 1,6 м от пола. Ширина окна - 0,9 м, высота - 0,5 м, вместо подоконников устраиваются закругленные откосы. В оконных рамах монтируются откидные фрамуги. Внутренние рамы окон комнат, туалета должны быть остеклены прозрачным органическим стеклом, наружные - армированным или рифленым.

На всех окнах комнат устанавливаются металлические решетки с размером одной ячейки решетки 12 x 20 см. На окнах комнат устанавливаются жалюзи.

Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий и сооружений определены Санитарными правилами и нормами «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий. СанПин 2.2.2/2.1.1.1076», введенными в действие Постановлением Главного государственного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.

В соответствии с санитарными правилами и иными правовыми актами Российской Федерации при эксплуатации производственных помещений, зданий, сооружений должны осуществляться санитарно-противоэпидемические мероприятия и должны обеспечиваться безопасные для человека условия содержания. Инсоляция - облучение поверхностей и пространств прямыми солнечными лучами - возможна при наличии в здании окон, это является важным фактором, оказывающим оздоравливающее влияние на среду обитания человека и должна быть использована в жилых и общественных зданиях. Под общественными помещениями понимаются здания, предназначенные для обеспечения публично-правовых потребностей органов государственной власти и муниципальных органов.

Пунктом 2.1.2 Санитарных правил и норм (СаНПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному освещению и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено, что помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь естественное освещение.Пункт 11 Положения устанавливает, что норма площади, определяемая для одного задержанного лица, составляет не менее 2-х кв.м. Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются в ночное время местом для сна.

В соответствии с п.4 Положения задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по норме питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 205.

Аналогичные нормы содержаться в п.21 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № “Об утверждении Положения об условиях содержания, нормах питания и порядке медицинского обслуживания задержанных лиц в территориальных органах МВД РФ”.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Из справки ОП № УМВД России по № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно записей книг учета лиц, доставленных в Дежурную часть территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, ФИО2 доставлялся в Отдел полиции № УМВД России по . ДД.ММ.ГГГГ доставлен в Отдел полиции № УМВД России по в 17-10 часов по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 158 УК РФ. В отношении ФИО2 составлен протокол задержания подозреваемого, досмотрен, ничего не изымалось. В КСЗЛ не помещался, передан сотрудникам ОУР Отдела полиции № УМВД России по . Время окончания срока задержания – 17-25 часов. Направлен в ИВС. В иные периоды в январе 2016 г. ФИО2 в Отдел полиции № УМВД России по не доставлялся, соответственно в КСЗЛ Отдела полиции № УМВД России по не помещался.

Такие сведения представлены в справке УМВД Росси по от ДД.ММ.ГГГГ №/Т-20.

В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению соответственно за счет казны РФ.

Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и ст. 151 ГК РФ.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ в случае причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права, в том числе, и унижающими достоинство, суд может возложить на нарушителей обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Из пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда от ДД.ММ.ГГГГ № «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) Моральный вред, в частности, может заключаться временным ограничением или лишением каких-либо прав.

Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных норм международного права и международных договоров РФ» унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом требований режима содержания.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает требования Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № о том, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных истцу физических и нравственных страданий, с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

Таким образом, при разрешении требования о компенсации морального вреда, необходимо доказать общие условия деликтной ответственности, как то: наличие противоправного деяния ответчика, неблагоприятные последствия для истца в виде морального вреда, причинно-следственную связь между противоправным деянием и возникновением неблагоприятных последствий.

В силу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от ее имени выступает финансовый орган.

Как устанавливает п.3 ст. 125 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

В соответствии с п.п.1 п.3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.

Пп. 100 п. 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации", утв. Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 699, предусмотрено, что МВД России осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.

По смыслу приведенных положений по искам о возмещении причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов или их должностных лиц (сотрудников полиции) вреда за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает Министерство внутренних дел России как главный распорядитель бюджетных средств.

Функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание УМВД России по и реализацию возложенных на него задач, осуществляются получателем средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации - МВД России.

Поскольку в судебном заседании не нашли свое подтверждение доводы истца о его содержании в КСЗЛ Отдела полиции № УМВД России по ДД.ММ.ГГГГ, а следовательно и ненадлежащие условия его содержания, причинение действиями ответчиков морального вреда, суд отказывает ФИО2 в удовлетворении исковых требований к МВД России.

Суд не принимает в качестве доказательства постановление Кировского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ об избрании ФИО2 меры пресечения в виде содержания под стражей, поскольку данный судебный акт, вступивший в законную силу, не содержит установленных сведений о времени и условиях его содержания в КСЗЛ Отдела полиции № УМВД России по ДД.ММ.ГГГГ.

Также суд отказывает в иске ФИО2 к УМВД России по как ненадлежащему ответчику.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

ФИО2 в удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел России, к УМВД России по о взыскании компенсации морального вреда за ненадлежащие условия содержания в КСЗЛ ОП № УМВД России по в период времени с 09-00 часов по 20-30 часов ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца через Советский районный суд со дня составления мотивированного решения суда.

Судья: подпись

Копия верна.

Судья:              О.С. Ненашева

Секретарь:              ФИО4

Оригинал решения в деле Советского районного суда №.

Решение вступило в законную силу _____________________2017 года.

Судья:

Секретарь:


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ УЩЕРБА ОТ ДЕЙСТВИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда о компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания под стражей

Коротовский В. Н. обратился в суд с иском к МО МВД России «Павловский», ГУ МВД по Алтайскому краю о компенсации морального вреда в размере 500000 рублей, причиненного ненадлежащими условиями содержания под стражей.В обоснование требований указал, ...

Решение суда о компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания

Истец обратился с вышеуказанным иском. В обоснование иска указывает, что в период дд.мм.гггг Пьянков И.П. содержался в ИВС . Считает, что за время нахождения в ИВС были ненадлежащие условия содержания, нанесен урон его здоровью, чем причинен морал...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru